Конец революции - диктатура Бонапарта
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Зарипов Шавкат Закиевич

Разработка урока по всеобщей истории 7 класс на тему: "Конец революции - диктатура Бонапарта". Завершение Великой Французской революции и начало диктатуры Бонапарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конец революции – диктатура Бонапарта

Цель урока:  

Образовательные:
· умение работать с терминами и понятиями;
· развивать навыки работы с картой;
· определять причинно-следственные связи;

Развивающие: 
· самостоятельно анализировать текст, делать выводы.
· развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:
· воспитывать интерес к историческому прошлому.
· воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность
Наглядно-демонстрационные материалы:

Вводная часть:

Проверка домашнего задания
Беседа с учащимися по вопросам:
-Какие действия короля, депутатов, граждан  на втором этапе революции нарушали «Дек-ларацию прав человека и гражданина»?  Попробуй объяснить вначале с позиций каждого «нарушителя  Декларации». Что можешь оправдать в их действиях и что наоборот?

 - Какие действия депутатов Конвента, граждан республики, роялистов  на третьем этапе революции нарушали «Декларацию прав человека и гражданина»?  Попробуй объяснить вначале с позиций каждого «нарушителя  Декларации». Что можешь оправдать в их действиях и что наоборот?

- Поясните по схеме структуру власти при якобинской диктатуре.

Основная часть:

События 18~19 брюмера (1799 год) по описаниям французских и иностранных газет:

«18 брюмера в правительственных афишах было объявлено, что республике угрожает новый заговор. Для его предотвращения члены Директории (правительства) ушли в отставку и назначили командующим войсками в Париже генерала Бонапарта.

19 ноября в загородном дворце Сен-Клу собрались депутаты парламента (Советы Законодательного корпуса). Неожиданно вместо того, чтобы одобрить вчерашние события, они стали выражать сомнения в их законности. Генерал Бонапарт явился в зал заседания Совета и попытался пройти к трибуне для выступлений. Однако при его появлении все депутаты вскочили со скамей и стали неистово отталкивать генерала, угрожая ему кинжалами и пистолетами. Со всех сторон неслось: «Долой диктатора! Вне закона его!» (фраза, означавшая присуждение к казни на гильотине). Один депутат попытался ударить Бонапарта кинжалом, но его спас находящийся рядом солдат - кинжал вспорол ему рукав камзола.

Вырвавшись из дворца, генерал Бонапарт вскочил на коня и помчался перед строем солдат революционной армии.

- Только что заговорщики из депутатов Совета угрожали мне, Республике и народу кинжалом! — кричал Бонапарт. — Солдаты, могу ли я рассчитывать на вас?

В ответ солдаты кричали о поддержке своего генерала. Отряд гренадер под барабанный бой и с ружьями наперевес вошел в зал заседаний Совета. Командующий гренадерами генерал Мюрат выкрикнул приказ: "Вышвырнете всю эту свору вон!" Не дожидаясь исполнения приказания, депутаты сами бросились прочь.

Вскоре народу Франции было объявлено, что прежние органы власти -Директория и Советы Законодательного корпуса — сложили свои полномочия. Вся власть до разработки новой Конституции передается комиссии из трех консулов во главе с генералом Бонапартом».

Сравни итоги революции по этим сведениям с основным документом Великой французской революции — «Декларацией прав человека и гражданина» (с.258). Какое наблюдается противоречие?

Почему Великая французская революция закончилась установлением диктатуры генерала Бонапарта?

Каков должен быть главный вопрос урока?

Ответ: почему в революционной Франции установилась диктатура Бонапарта?

Используя текст §23, пункт 1 найдите и перепишите в своей тетради причины несостоятельности якобинской диктатуры.

  1. Якобинцы были атеистами и опровергали христианство, закрывали церкви, принуждали  священников к отречению, символизировали свободу личности полуобнаженными  женщинами;
  2. Ужесточение революционного террора, убивавшего в большинстве невинных граждан, и приведшая к расколу среди якобинцев;
  3. Нехватка продовольствия в городах из-за низких установленных цен на хлеб, невыгодных тем кто их продает;

Вывод: якобинцы диктатура привела к расколу общества и расколу в среде самих якобинцах, что привело перевороту, названной термидорианским. А победителей – термидорианцами. (см. словарь).

 

В противостоянии с бывшими якобинцами термидорианцы устояли, армия и термидорианцы остались им верны. Через год термидорианский конвент (исполнительный и законодательный орган во Французской республике) принял новую Конституцию 1795 года. Была изменена структура власти (см. стр. 276 учебника).

Вопрос: Чьи права были ущемлены и в чем в новой Конституции 1795 года?

Используя текст §23, пункт 2  выпишите в своей  тетради все действия термидорианского правительства. К каким последствиям привели эти действия термидорианцев?

Ответ:

  1. Избирательными правами вновь обладали только богатые граждане;
  2. Конституция подтвердила лишение прав собственности дворян –эмигрантов и церкви, одновременным утверждением новых правопреемников на эти собственности;
  3. «Новые богатые» разбогатевшие во время революции за грабежа и присвоения собственности своих противников стали главными избирателями в стране.
  4. Доступ в Национальную гвардию был только для новых богатых и их детям. Они учиняли террор против бедных слоев населения, лишенных избирательных прав;

Последствия: В результате новых реформ термидорианцев, правительство Директории оказалось между двух огней: наследников якобинцев, требующих демократической Конституции 1793 года и роялистов – мечтавших возрождения монархии и возвращения собственности эмигрантов. Единственной опорой Директории становилась армия в лице его генералов. На последнем этапе революции (1794-1799 гг.) власть оказалась в руках «новых богачей», возросло роль генералов.

Ученическое сообщение о генерале Наполеоне Бонопарте.

По карте на стр. 262 определите, как изменились территории европейских государств в эпоху Великой французской революции.

Используя текст §23, пункт 3 выявите причины распада первой антифранцузской коалиции и образования второй антифранцузской коалиции.

  1. Революционные войны перерастали в завоевательные. Под лозунгами «свободы, равенства и братства» французские генералы стремились поживиться новыми захватами чужих земель;
  2. Успешные войны под руководством Наполеона привела подчинению Австрии и распаду первой антифранцузской коалиции;
  3. К европейскому господству Франции мешала Англия – покорителю морей, но ее французы не смогли одолеть. Стремлением к мировому господству революционной антимонархической Франции были против все великие державы, в том числе и Россия. Это послужило образованию второй антифранцузской коалиции. Но в связи со смертью Екатерины второй и приходом Павла 1 к власти Россия останавливает военные действия и антифранцузская коалиция вновь распадается.

Война Франции за европейское господство затягивается.

Используя текст §23, пункт 4 определите, каким образом  Наполеон Бонапарт пришел к власти.

Ответ: в связи с усилением демократически настроенных оппозиционеров и возобновления якобинских клубов, нарастанием антиправительственных мятежей монархистов и разгула разбойников, новые богачи решились на государственный переворот для передачи власти в руки с твердой властью. Им оказался генерал Бонапарт. В ноябре 1799 года он совершил государственный переворот и стал первым консулом – правителем Франции. Установилась военная диктатура Наполеона.

К этому моменту революция бесповоротно разрушила «старый порядок» во Франции. Были уничтожены феодальные повинности и права на землю, исчезло сословное деление и землевладельческая знать, в каждой из революционных конституций провозглашались гражданские права и свободы.

Закрепление темы:

Определите основные причины распада революции и установления диктатуры Наполеона Бонапарта.

Перечислите  какие государства объединялись в антифранцузские коалиции и выявите причины распада этих коалиций.

Запишите новые слова и объяснения к ним.

Новые слова: Термидор – название одиннадцатого месяца - с 19 июля по 18 августа - французского революционного календаря, установленного Конвентом в 1793 г.

Брюмер – второй месяц французского революционного календаря, установленного Конвентом в 1793 г.

Заключение и домашнее задание: Ответы на вопросы 1-2 пересказ параграфа § 23, подготовиться к § 22.Страницы: 248-258.

1. Какие причины, на твой взгляд, привели к падению якобинской диктатуры? Представь, что ты оказался во Франции во времена якобинской диктатуры. Как ты можешь объяснить действия якобинцев с точки зрения санкюлота, аристократа, монаха, буржуа? Какие действия якобинцев ты можешь оправдать, а какие - нет?

2.Закончилась или продолжалась, с твоей точки зрения, революция после термидорианского переворота? Свой ответ подтверди фактами. Какими личными качествами отличался Наполеон Бонапарт, как они помогли ему сделать карьеру?

3. Можно ли, на твой взгляд, принести в какую-нибудь страну идеи «свободы, равенства, братства» на штыках солдат? Объясни свой ответ, опираясь на факты.

4. Перечисли причины, которые позволили генералу Бонапарту стать военным диктатором Франции. Оцени установление диктатуры Бонапарта с точки зрения «нового богача», дворянина-роялиста, ремесленника, отправившегося добровольцем в революционную армию, поддерживавшего якобинцев и воевавшего в Италии под командованием Бонапарта.

5. Подведи итоги Великой французской революции с точки зрения жителя Франции конца XVIII века.

6.  Закончи заполнять таблицу «Этапы Великой французской революции».

7. Предложи свое разделение событий Великой французской революции на этапы. Объясни, почему ты выбрал такое деление.

Учебник: Всеобщая История / Данилова Д.Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Великая Французская революция"по учебнику "Всеобщая история Нового времени конец XV - XVIII века". 7 класс

Демо-тест к теме: "Великая Французская революция" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, С.С. Кузнецова и др. "Всеобщая история Нового времени конец XV - XVIII  века". для 7 класса . Перед использо...

№4.От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Цели урока:- Рассмотреть зарождения и падение якобинского террора во время французской революции. Изучить причины смены власти с режима директории на диктатуру Наполеона Бонапарта;- Совершенствовать н...

план-конспект урока "Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта"

В конспекте урока охарактеризован заключительный этап революции, определены причины падения диктатуры якобинцев....

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта...

урок по теме Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта 8 класс

Методическая разработка урока истории.Тема «Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта».Цель урока: охарактеризовать  заключительный этап...