Основы православной культуры.
элективный курс по истории (6 класс) по теме

шевцова светлана алексеевна

Программа элективного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_pravoslavnoy_kultury.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                   Программа   курса:

«Основы православной культуры»

Подготовила

Учитель истории

ГОУ СОШ №262

Шевцова С.А.

Пояснительная записка

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο  доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Анализ ситуации в России за прошедшие годы показал:

- Нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание практичности и рационализма.

В результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества. Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде.            

  В качестве дидактической формы необходимой духовно- нравственной коррекции (в пределах возможностей школьного обучения) предлагаю ввести элективный курс « Основы православной культуры», который противопоставит моральным антиценностям современного общества традиционные ценности российской культуры. Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Попытки создать некую новую культуру  не приводят и не могут привести к успеху, о чем убедительно свидетельствует история.  Именно традиционные ценности российской культуры  могут явиться основой духовно-нравственного оздоровления (воспитания, перевоспитания) современного школьника.

 Программа  курса предлагается учащимся средней школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных со здоровым образом жизни, с  нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии  через культуру православия. Также программа поможет в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства. Курс рассчитан на 34 часа.

Цель элективного курса – сохранение духовно-нравственного здоровья, через приобщение  к культуре православия

Основные задачи:

  •  раскрытие и углубление понятий о здоровье (духовном, психическом, телесном) как одной из главных ценностей жизни;
  • развитие умения  взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
  • развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
  • развитие умения рефлексировать.

 

Основной особенностью элективного курса является его культурологическая направленность. Устанавливаются  межпредметные  связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, история, русская литература, обществознание,  мировая художественная культура.

 Основные содержательные компоненты курса

 « Основы православной культуры»:

1. Православная культура как опыт эмоционально-ценностного отношения. Этот компонент отражает нравственно - эстетические, ценностные критерии православия на культурологическом уровне и позволяет решать следующие задачи:

-Православная культура отношения человека к Богу (задачи духовного воспитания);

-Православная культура отношений к обществу (задачи социального воспитания);

-Православная культура отношения к людям, себе и миру вещей (задачи нравственного воспитания);

-Православная культура отношения человека к миру природы (задачи эстетического и экологического воспитания).

2. Православная культура как творческий процесс и его результат (творцы и объекты православной культуры).

Данное направление предполагает необходимость развития личности ребенка:

- Ассоциативно – образного мышления, появляющегося,  прежде всего в способности видеть систему Божьего замысла (Промысла Божьего), отраженного в традициях и ценностях народной жизни.

- Способности создавать на основе развитого эстетического восприятия и понимания особенностей православного мировосприятия образцы собственного элементарного творчества (поделки, роспись, стихосложение, игра на музыкальных инструментах), а также воспринимать их в произведениях православного искусства. Это позволит установить связь между традициями православного искусства и возможностями их применения в жизни современного школьника.

3. Православная культура как система средств выражения. 

Этот содержательный компонент программы, обеспечивающий возможность освоения средств выражения (язык богословия, православного искусства, церковно-славянский язык).

Содержание курса углубляет познание личных связей ребенка с православной культурой, устанавливает связь главных проблем православной культуры с современностью. Ведущими становятся проблемы смысла жизни в их религиозно философском осмыслении.

  Программа  ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а также ценностной традицией для истории России является православная культура). Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, она дает возможность познакомить школьников  с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.  

Без духовности и нравственности невозможной становится основная задача образования - приобщение ребенка к здоровому образу  жизни.                                                                          

Здоровье ребенка определяется биологическими предпосылками, социальными условиями и взаимодействием с окружающим миром. Эмоциональное, психическое здоровье обеспечивает физическое здоровье.

Правильная забота о своем духовном, психическом и телесном здоровье способствует совершенствованию человека, его миропонимания и мироотношении:                                                          

  •  к его собственной жизни: человек воспринимает жизнь как подарок Бога, как ценность, дорожит каждым мгновением  жизни;                                                                                                                  
  •  к самому себе: определяя свою позицию на земле, принимая себя таким, каков ты есть на самом деле. Человек стремиться к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию;                                                                                
  • к окружающему миру, которое выражается в понимании того, что ты являешься частью огромного мира, взаимодействие с которым необходимо строить на основе любви, доброты, и гармонии;                                                                                                                                            
  • к своей любви к Богу  как творцу мира. К своим ближним и близким людям на основе основополагающего жизненного принципа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»;                                                                                                      
  •  к своим негативным помыслам, стереотипам поведения, обидам и страхам как греховному отпущению через внутреннее осознание их и собственное самоочищение души от их негативов, которые они у человека создали, с целью обретения внутренней гармонии души и тела.

 Занятия по программе могут быть только лично- ориентированными. Это реализуется в форме диалога, при этом используются  эвристические и проблемные методы обучения

 В программе используются: теоретические, практические занятия, беседы, экскурсии, лекции, тестирование, анкетирование, предполагается использование ИКТ.

Широко привлекаются наглядные материалы: книги, картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.

   

Планируемые результаты

-  Знакомство с  традиционными  ценностями  российской культуры.

(богословие, искусство живописи, архитектуры, музыки, литературы) 

-Формирование позитивного отношения  к окружающему миру, другим людям и самому себе;   стремление к самосовершенствованию.

- Приобщение к здоровому образу жизни.                                                                                                                                                                                      

И еще  результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Содержание курса

Введение (1час)                                                                                                                                                                 Знакомство с целями и задачами курса.

Тема 1. Мировые религии. История возникновения. Основные постулаты.( 3 часа).

                                                                                                                                                                         Тема 2. Что мы знаем о православной религии? (4 часа)                                                                                  Роль православия в жизни российского общества. Возникновение христианства и Православной Церкви. Истоки и традиции православного вероучения. Источники знаний о Боге. Появление первых христиан на Руси. Крещение Руси.

Тема 3. Священное писание  (3 часа)                                                                                                                    О Библии. Сюжеты Ветхого Завета. Ветхозаветные пророки. Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа. Евангельские события после воскресения  Христа.

Тема 4. Храм – дом Божий (3 часа)                                                                                                                                               Откуда взят образ храма.  Внутреннее устроение храма. Святыни – храмы православного мира. Храмы Московского Кремля.

Тема 5. Религиозное искусство (4 часа)                                                                                                                                       Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство. Иконопись на Руси. Чудотворные  иконы Божией Матери. Монументальная живопись в православном храме. Символы православного искусства.

Тема 6. Агиография (3 часа)                                                                                                     Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного  Иоанна Кронштадского.

Тема 7.Архитектурные памятники. Храмы, соборы, церкви. (4 часа).

Тема 8. Православные праздники.( 4 часа)

Тема 9. Осторожно, секта!  ( 3 часа)

Итоговые  занятия. (2 час)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Оценка знаний                                                                                                                                                                                                                                                                                  Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:                                                                                                                                                        Защита проектов, эссе, докладов, создание слайд – фильмов, участие в круглых столах,  конференциях.  

 Литература                                                                                                                                            А.В.Бородина  Основы православной культуры. М. , 2003                                                                Г.А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., 2006                                                                                                                                                    Л. Л. Шевченко Методическое пособие для учителя. М., 2004                                                        Основы православной культуры. М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

Обобщающий урок по курсу "Основы религиозной культуры и этики". "Основы православной культуры".

Урок-концерт по "Основам православной культуры". Заключительный урок курса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....

Результаты общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры "Русский мир в православной культуре"

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллапри поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религ...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...