Методическая разработка "Моя инициатива в образовании"
методическая разработка по немецкому языку
Использование произведений живописи на уроках немецкого языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_initsiativa_v_obrazovanii.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги и члены жюри. Меня зовут Канунникова Ирина Алексеевна, я преподаю немецкий язык уже второй год в школе № 303 им. Фридриха Шиллера. Концепция развития нашей школы строится с учетом культурологического подхода в образовании на таких принципах, как поликультурность, диалогичность, культуросообразность, единство и многообразие культур, культурная капитализация образования. Опора в программе развития на принцип культуросообразности подразумевает организацию образовательных ситуаций погружения в культуру и создание культурных сред, в которых будет приобретаться опыт межкультурного взаимодействия. Еще в институте тема моей ВКР была «Использование произведений живописи на уроках иностранного языка». И сейчас на своих уроках я продолжаю работать над этим, тем более, что это актуально в нашей школе, так как помимо профиля немецкого языка, она имеет профиль в художественно-эстетическом цикле. Поэтому тема моего выступления: Использование произведений живописи на уроках немецкого языка. На уроках иностранного языка ребята описывают обычные картинки. Я бы хотела использовать произведения искусства, так как живопись позволяет чувствовать, анализировать не только события на полотне, но и чувства, которые возникают, когда ученик смотрит на картину. Из психологии известно, что мы легко запоминаем то, что связано с эмоциями и чувствами, следовательно, если живопись вызывает у учеников определенные эмоции – это поможет им запомнить ряд необходимой лексики, которая связана с картиной. Среди своих учеников я провела опрос, где задала один вопрос: «Помогает ли живопись легче воспринимать лексический материал?» 89% ответили – да, 11% ответили – нет. Можно сделать вывод, что ученикам легче работать с картинами. Знания произведений живописи является огромным пластом для любого образованного человека, поэтому расширять фоновые знания тоже важно, с помощью живописи ученики увидят иллюстрации к истории изучаемой страны и страны, изучаемого языка.
Важно, чтобы ученики могли выразить свои мысли на немецком языке о культуре любой страны, имея при этом базовые знания грамматики и лексики, что является чуть ли не главной задачей на уроках иностранного языка, и проанализировав УМК можно сделать вывод, что программа на это рассчитана. Поэтому я стараюсь в каждом классе в зависимости от темы использовать картины, чтобы ученики развивали монологическую и диалогическую речи. Например, в 4 классе у нас сейчас тема «Die Kleidung», с помощью картин мы анализируем одежду разных эпох. В этот раз мы взяли, Н. Баскакова «В школьном саду», Мартина Пенина «Бал при дворе» и «Завтрак гребцов» Пьера Ренуара. Мы разобрали элементы одежды, выучили огромный пласт лексики, окунулись в историю. У нас получился интегрированный урок, который включал в себя и историю, и искусство, и немецкий язык. В 5 классе, работая на темой «Das Aussehen» внешний вид, мы используем знаменитые портреты людей, чтобы описать внешность. Мы взяли картины «Девочка с персиками» Валентина Серова, «Портрет крестьянина» Ивана Крамского и «Автопортрет» Винсента ван Гога. При описании портрета мы затронули не только лексику посвященной частям тела, но также был задействован пласт лексики, посвященной эмоциям и чувствам. В школьной программе средней школы есть много тем, которые подразумевают знакомство с русской и немецкими культурами, к примеру пословицами и поговорками. Есть картины, которые иллюстрируют русские и немецкие пословицы. Так, например, на основе картины Питера Брейгеля «Нидерландские пословицы» в качестве продукта мной был разработан комплекс упражнений для средней школы посвященной пословицам. Мы соотнесли немецкие пословицы с русскими, например «Крыша без дранки» - «У стен есть уши», «Вешать плащ по ветру» - «Держать нос по ветру», «Кидать деньги в воду» - «Кидать деньги на ветер». Все это решает три задачи по ФГОС, а именно: 1)нравственное воспитание 2) развитие монологической речи (что необходимо для сдачи ВПР и ЕГЭ) 3)знакомство с художниками России и художниками стран, изучаемого языка.
Знакомство с искусством не только расширяет горизонты, но и учит толерантности, а также помогает развить кросскультурную компетентность, которая включает в себя такие способности, которые позволяют ученикам эффективно и осмысленно взаимодействовать с другими людьми, социокультурная среда которых отличается от их собственного происхождения и воспитания. Это воспитывает уважение к людям как таковым и понимание культурных различий между ними. И, конечно же, искусство и живопись являются и временным порталом, и голосом художника, и зеркалом души для самого человека. Особенно это актуально в нашей школе, так как она с углубленным художественно-эстетическим циклом. Использование произведений живописи можно брать и на уроках других иностранных языков, литературы, музыки, ИЗО, МХК, истории и в принципе использовать во всех гуманитарных науках. Также у нас идет взаимодействие с учителями ИЗО, где учитель задает рисунок на тему, которую мы изучаем на уроке, после этого ученики описывают свои же рисунки на немецком языке. А главное, что такая методика нравится ученикам и результаты показывают, что благодаря ей детям легче усваивать материал. В нашей школе есть кружок «Юный экскурсовод», благодаря знаниям приобретенным при описании картин, ученики учатся проводить экскурсии в нашей школьном музее посвященному Фридриху Шиллеру, в нашем школьном музее блокады, а также проводить экскурсии в нашем виртуальном музее «Исторические связи Германии и Санкт-Петербурга», Ученики освоят профессию экскурсоводов, а главная задача по совершенствованию коммуникативных навыков будет выполнена. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя инициатива в образовании
«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»...
Педагогический проект "Моя инициатива в образовании"
Педагогический проект...
Проект "Моя инициатива в образовании" Клуб "Скажи жестокости нет"
Клуб родителей, детей и педагогов "Скажи жестокости нет". Цель данного проекта: 1. Разработка практических механизмов, способов и методов взаимодействия субъектов клуба "Скажи нет жестокости" через фо...
Педагогический проект "Моя инициатива в образовании"
Педагогический проек на тему «Повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин в рамках системно - деятельностного подхода»...
Моя инициатива в образовании
Сегодня, когда ребенок приходит в школу на его пути обучения стоит очень много трудностей: помимо того, что он должен усвоить общеобразовательные предметы, со 2-го года обучения начинается иностранный...
Моя инициатива в образовании
Сегодня, когда ребенок приходит в школу на его пути обучения стоит очень много трудностей: помимо того, что он должен усвоить общеобразовательные предметы, со 2-го года обучения начинается иностранный...
Инициатива в образовании
моя инициатива в образовании....