Интернет – ресурс Google в обучении школьников немецкому языку.
методическая разработка по немецкому языку

Методическая разработка будет полезна учителям  на уроках при освоением тем на иностранных языках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл google_v_izuchenii_inostrannyh_yazykov_1.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Никулина Наталия Юрьевна,

учитель немецкого языка гимназии №74 г. Санкт-Петербург

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ GOOGLE В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

        В данной методической разработке описывается положительный опыт использования возможностей одной из крупнейших поисковых систем сети Интернет – ресурса Google в обучении российских школьников немецкому языку.

        Тенденция современного образования к использованию на практике инновационных технологий создает условия для того, чтобы при обучении в школе иностранным языкам максимально использовать возможности, существующие в сети Интернет для того, чтобы заинтересовать школьников в процессе обучения, вызвать у них стойкие положительные ассоциации с изучаемым иностранным языком и процессом его изучения. Современные дети не представляют своей жизни без Интернета – всемирная сеть стала для них и местом общения и постоянно необходимым источником информации, без которой жизнь ребенка или подростка сразу же резко понижает свое качество, поскольку утрачивается тогда оперативный доступ к постоянно обновляемой информации.

        Современное образование может и должно учитывать этот фактор, тем более, что отсутствие интереса к изучению иностранного языка и порой отрицательные ассоциации с его изучением – достаточно распространенный на практике результат, которого достигают педагоги, использующие только традиционные методы обучения. В изучении иностранного языка эмоциональная заинтересованность и положительные ассоциации совершенно необходимы. Без них очень трудно достичь того уровня знаний иностранного языка, который будет соответствовать государственному стандарту общего образования.

Обучение иностранному языку проходит тем успешнее, чем больше ученик применяет свои знания на практике, в идеале – когда он имеет возможность погрузиться в языковую среду, участвуя, например, в школьном обмене или беседуя с учителем - носителем иностранного языка.  В  современной школе есть все условия, чтобы стимулировать учеников использовать свои знания на практике, причем – именно там, где использование знаний и какие-либо дополнительные возможности, полученные учеником, положительно скажутся на его статусе в среде своих сверстников. А именно это можно сделать в сети Интернет. Работа над картами Google имеет в этом смысле еще одно преимущество:  карты, если открыть доступ к ним, могут быть использованы не только их создателями. Они поступают в распоряжения пользователей всемирной сети и пополняют Интернет систематизированной, полезной для людей информацией.

Таким образом, цель использования карт Google при обучении иностранному языку является комплексной: с одной стороны ученики расширяют свои знания – словарный запас, навыки построения фраз и правописания в изучаемом иностранном языке, активно применяют полученные на уроках и самостоятельно знания на практике, тем самым развивая навыки практического использования иностранного языка. С другой стороны, школьники заняты общественно-полезным делом, которое является современным, приобщает их к использованию инновационных технологий и повышает их статус в среде сверстников. Таким образом, в процессе обучения иностранному языку достигаются и общепедагогические цели, относящиеся к становлению личности ребенка или подростка.

Организуя использования карт Google  в процессе обучения иностранному языку, первоначально ставились лишь задачи стимулировать самостоятельную работу учеников над расширением словарного запаса и развитием навыков построения фраз. Однако, по мере практического применения метода круг задач существенно расширился, включив в себя личностный рост и повышение культурного уровня учеников. Это связано и с пополнением сети Интернет новой систематизированной, полезной для людей информацией об объектах культурного наследия, представляющих общечеловеческую ценность.

Результаты использования методики при изучении немецкого языка учениками гимназии состояли, в первую очередь, в значительном росте интереса учащихся к изучению немецкого языка, в развитии их инициативы в области индивидуальной и коллективной работы над расширением своего словарного запаса и развитием навыков создания коротких тематических сообщений, согласно предложенному плану.

Поскольку создаваемые школьниками сообщения на немецком языке тематически были посвящены объектам культурного и природного наследия и размещались на картах Google, были достигнуты метапредметные результаты: повышены знания школьников в области истории, искусства, географии, а так- же в области современных информационных технологий.

В результате использования методики учащимися были достигнуты следующие личностные результаты:

- развитие коммуникативных универсальных учебных действий  -формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

- практическое  освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

- развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств немецкого языка;

- развитие познавательных универсальных учебных действий  - практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

- практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Обучающиеся усовершенствовали навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобрели навык формулирования запросов и опыт использования поисковых систем. Они научились осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели задания и анализировать эти результаты.

Ученики усовершенствовали умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Само применение методики на практике проходило следующим образом:

Карты Google использовались на уроках и викторинах по страноведению, по искусству и по истории города.  Учащиеся рассказывали о федеральных землях и городах Германии, совершали виртуальные путешествия по улицам нашего города, беседуя о его достопримечательностях. Ребята с удовольствием путешествовали по карте, отвечая тему «Моя дорога в школу».

Для того, чтобы использовать свою карту, надо ее создать. Это творческий процесс. Каждая метка на карте раскрывается, в информационном окне метки имеется картинка с изображением памятника или здания, а также информация о нем. Слово под картинкой – это ссылка, которая направляет пользователя к информации, которую выбрал из Интернета и вставил в метку создатель данной карты. Метки могут иметь не только информацию из Интернета, учитель в зависимости от целей урока может впечатывать краткий адаптированный текст о музее или вопросы по теме. Это позволяет использовать карту на уроках-викторинах.

Например, подробная информация о музее, на которую учитель и ученик выходят по ссылке, уже выбрана и стоит в метке. Всю информацию читать на уроке невозможно. Учитель при подготовке к уроку выбирает самое основное и выжимку из текста вставляет в метку.  Также можно скопировать информацию на документ в Worde, разослать ученикам по электронной почте, с определенным заданием, а затем провести опрос в игровой форме, используя свои карты.  Учитель может пригласить учеников в Соавторы карты, в этом случае они получат к ней доступ по электронной почте,  а значит смогут работать самостоятельно в карте, а именно - ставить метки с выбранной ими информацией и картинками.

Таким образом, совершая виртуальное путешествие по Невскому проспекту Санкт-Петербурга, мы с учениками выяснили, где находится Александровский сад, уточнили адрес и зашли в литературное кафе, побывали во дворце Строганова. Под картинкой - вопросы о дворце. Если они вызывают трудности, можно выйти по ссылке в метке на подробную информацию о музее.

Работая с такими картами, можно действительно говорить о «живом» страноведении, о творческом процессе при создании карт, о совместном участии в этом процессе учителя и учеников. Добывая и подбирая для карт информацию  до урока, учащиеся и учитель  продолжают совершенствовать её  на уроке, впечатывая адаптированный текст в метку карты.

Практическое применение методики позволило выявить преимущества карт Google: это высокая познавательная деятельность и заинтересованность детей. Также высокая эффективность урока. Работая в соавторстве, учитель и ученики участвуют в творческом процессе, создавая и совершенствуя карту вместе.

На уроках немецкого языка по искусству ученики 9 класса вместе с учителем создали карты объектов всемирного наследия ЮНЕСКО Германии и России.

На уроках обсуждались цели и задачи  организации ЮНЕСКО. Учитель представил презентацию объектов культурного и природного наследия Германии и России и предложил ученикам рассказать о великолепных памятниках и ландшафтах, понравившихся и вызвавших у них особенный интерес.

Было принято решение работать по наследию ЮНЕСКО не создавая презентации по каждому объекту, а создавая карты, которые содержат метки  с картинками и информацией об объектах. Преимущество работы с картами - на карте видны сразу все метки с объектами, где они находятся.

Работая с текстовой информацией из Интернета, учащиеся придерживались чётких правил, а именно - информацию для текста меток нельзя копировать. Необходимо работать с информацией по плану:

Как называется объект?

Где находится?

С какого времени является объектом наследия ЮНЕСКО?

Включен в список по культурным или по природным критериям?

И почему включен?

Что является в нём неповторимым, интересным?

 Одни ученики выбрали объекты и работали по ним индивидуально, другие объединились в небольшие группы по 2-3 человека и работали сообща. Но все они вместе трудились над картой, ставили метки, выбирали понравившиеся им картинки для меток. Добывали и выбирали самостоятельно информацию для меток, работали с информацией, создавая свой доступный переработанный текст, который вставляли в метку.

Затем, когда карты были созданы, ученики представляли их в пленуме. Рассказывая о своих объектах, учащиеся к печатному тексту естественно могут добавить информацию об объекте в устной форме. Правила для печатного текста необходимо соблюдать и в устном рассказе - передавать информацию чётко, ясно, доступным языком, соблюдая правила грамматики.

Таким образом, при работе с текстом для карт:

-расширяется кругозор учащихся;

-развиваются умения поиска и обработки информации;

-развивается навык логичного построения высказывания;

-используются знания по истории, географии, искусству;

-воспитывается умение видеть и находить прекрасное;

-происходит систематизация знаний по разным предметам.

Кроме того, в результате использования методики происходит развитие уверенности в себе у слабых детей, поскольку имея недостаточно высокий уровень знаний немецкого языка, как пользователи компьютера и сети Интернет они вполне состоятельны. Таким образом был применен индивидуальный подход, позволяющий использовать сильные стороны ученика для повышения эффективности обучения иностранному языку.

 Среди положительных результатов использования методики можно назвать:

- развитие у учеников зрительной памяти и пространственного воображения;

- развитие речи со зрительной опорой, использование наглядности на современном техническом уровне;

Использование карт Google вносит в урок элемент игры, конкурса, делает его более живым, интересным, мотивирует учащихся к достижению главной цели - изучению иностранного языка

Информационной опорой для разработки методики, описанной в настоящей статье, стал опыт использования карт на уроках, с которым автор статьи познакомилась на курсах в НМЦ "Использование Веб 2,0-сервисов в педагогической деятельности". Автор статьи так же участвовала в проведении мастер-класса по созданию карт Google и использованию их на уроках иностранного языка. Материалы по работе с картами Google размещены автором на сайте Pedsovet.org.

        Разработанная автором статьи и описанная выше методика использования карт Google в процессе обучения может применяться при обучении школьников любому иностранному языку. Можно рекомендовать эту методику для использования во всех общеобразовательных школах, где есть техническая возможность обеспечить доступ к информации в Интернете во время проведения уроков иностранного языка.


Библиографический список: 

  1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
  2. Современные технологии обучения иностранным языкам: материалы научно-практической конференции (24 марта 2011 г.) / Отв. ред. Л.Н. Уланская. –  Бийск: ГОУВПО «АГАО», 2011. – 140
  3. Филатов В.М. (ред.). Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 1Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.
  4. Цедринский А.Д. Курс Лекций - Инновационная деятельность в школе. -М.: Новость, 2013. - 200 с.
  5. Щемелева И.Ю., Васильева Ю.С., Наследова А.О., Нужа И.В. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе. - Изд-во Орского гуманитарно-технологического института, 2009г.. 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)

Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...

Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку

Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого студента, увеличивает скорость подачи качественного материала. Вопрос интеграции Ин...

Педагогический опыт учителя иностранного языка "Инновационный потенциал урока английского языка: интернет технологии как средство обучения школьников"

Данный педагогический проект представляет новый взгляд на использование информационно - коммуникационных технологий обучения, а именно, интернет - технологий как "инструмента" развития коммуникативной...

Из опыта работы: Использование мультимедийных презентаций в обучении младших школьников немецкому языку

Использование програм­мы PowerPoint и ее продукта (презентации) обладают рядом свойств, которые отлича­ют их от традиционных средств представ­ления наглядности....

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

Повышение эффективности воздействия учебного материала при обучении школьников английскому языку посредством информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов

В статье говорится о формах и приемах обучения, способствующих повышению мотивации учащихся, развитию творчества, инициативности, вовлечению детей в активный познавательный процесс на уроках английско...