«Использование поэтических текстов на уроках немецкого языка»
методическая разработка по немецкому языку (7 класс)

Методическая разработка содержит систему упражнений для работы с поэтическим произведением. Может использоваться в 7 классе по теме "Путешествие по Германии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon стихотворение54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Использование поэтического текста

на уроке немецкого языка.

Текстовый материал является важным компонентом содержания обучения иностранному языку. В процессе работы с текстами формируются не только лексические, грамматические и фонетические навыки и речевые умения, но и языковая, речевая, коммуникативная, межкультурная и другие компетенции.

Используя учебные тексты, учитель должен ориентироваться на коммуникативно - познавательные интересы и потребности школьников. Одновременно тексты должны соответствовать языковому уровню и речевому опыту в родном и иностранном языках. Следуя данным требованиям, учебный текст помогает активизировать речевую коммуникацию, как в устной, так и в письменной форме. Одной из разновидностей учебных текстов являются поэтические тексты.

Поэтические тексты занимают особое место среди художественных, поэзия значительно информативнее, чем любые непоэтические формы речи. Подлинно оригинальное стихотворение заключает в себе неисчерпаемый источник смыслов и долго не теряет свою культурную значимость. Можно дополнить музыкальным сопровождением содержание лирического текста, и это позволит воздействовать на эмоциональную сферу учащихся, что будет способствовать повышению эффективности обучения иностранному языку через формирование личностных смыслов, связанных с восприятием художественного произведения.

Принцип такого рода литературы - „как можно короче и как можно полнее", открывает новые возможности для совершенствования лексических и грамматических навыков. Такие тексты обладают большим количеством информации и одновременно они максимально сжаты. Достаточно короткое стихотворение несет в себе определенный социокультурный контекст. Знакомство учащихся с разнообразными жанрами поэзии будет способствовать их общему развитию, познакомит их с мировой историей культуры и расширит их знания в области литературы. Итак, использование в процессе изучения иностранного языка поэтических текстов позволяет:

  • формировать и совершенствовать фонетические, лексические и грамматические навыки;
  • расширять лексический запас;
  • развивать языковую и контекстуальную догадку;
  • активизировать знакомую лексику в новых речевых ситуациях;
  • развивать и совершенствовать речевые умения в чтении и устной речи;
  • формировать определённые умения анализировать поэтический текст;
  • получать определённые лингвострановедческие знания;
  • знакомиться с культурой общества и социальным поведением носителей языка;
  • знакомиться с мировой историей, историей конкретного государства;
  • осуществлять практическую, образовательную и воспитательную цели обучения.

На примере произведения Йозефа Рединга „Из Дортмунда в Мюнхен" я хочу предложить ряд упражнений, которые можно использовать при работе с данным текстом на уроке немецкого языка в 7 классе по учебнику И. Л. Бим „ Немецкий язык. 7 класс". Хотя эту работу можно использовать и при прохождении других тем, например, «Готовимся к путешествию по Германии».

Для совершенствования фонетических навыков можно предложить упражнения, включающие фонетические явления данного стихотворения (см. приложение).

Можно предложить учащимся написать текст данного стихотворения от разных лиц (ед. и мн. числа) в настоящем, прошедшем и будущем времени, и таким образом проконтролировать их умение спрягать соответствующие слабые и сильные глаголы (см. приложение).

С помощью ассоциограммы на тему «На чём ездят?», «Какой может быть дорога?» можно активизировать лексику по теме „Транспорт". Можно предложить детям разделить текст на части, озаглавить части.

Перед работой с текстом, можно предложить учащимся подумать о том, что означает название стихотворения, в чем его смысл и о чём может идти в нём речь. Озвучить первую и последнюю строчки стихотворения, попросить учащихся высказать свои предположения о том, какая информация может быть заключена между ними. Подобное задание способствует развитию и совершенствованию умения в говорении (см. приложение).

Список использованной литературы:

  1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – М., 2003.
  2. Каган М. С. Морфология искусства. – Л., 1972.
  3. Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. Психолингвистический аспект.- Барнаул, 1996.
  4. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп.- М., 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Phonetische  Übungen.

Beachten Sie die Aussprache!

  1. sehen-  aussehen

essen- gegessen

trinken- ertrinken

gehen – begehen

laufen –gelaufen – verlaufen

  1. ein, zwei, Eier

Euch, freuen, gefreut

  1. Grammatische Übungen.
  1. Bilden Sie drei Grundformen von folgenden Verben.

Fahren, sein, sehen, aussehen, essen, trinken, gehen, hinaufrufen, öffen, sich freuen.

  1. Setzen Sie die entsprechende Form des Verbs  «sein» ein.
  1. Ich … Schüler.
  2. Du … Schüler.
  3. Er … Schüler.
  4. Wir … Schüler.
  5. Ihr … Schülern.
  6. Sie … Schülern.
  7. … dieser Schüler fleißig?
  1. Setzen Sie die entsprechende Form des Verbs  «haben» ein.
  1. Ich … ein Buch.
  2. Du … ein Buch.
  3. Er … ein Buch.
  4. Wir … ein Buch.
  5. Ihr … ein Buch.
  6. Sie … ein Buch.
  7. … Sie ein Buch?
  1. Setzen Sie die Verben im Präsens, Perfekt ein.
  1. Wir  … mit dem Bus ins Zentrum. (fahren)
  2. Die Stadt … sehr schön. (aussehen)
  3. Heute … wir eine Pizza. (essen)
  4. Die Tür … der Schüler. (öffnen)
  5. Die Mädchen … durch den Park. (gehen)
  6. Wir … über das Neujahr. (sich freuen)
  1. Setzen Sie passende Wörter ein.
  1. Wir sind mit … nach München gefahren.
  2. Ich habe … gesehen.
  3. Wir essen … zum Frühstück.
  4. Ich … über die Winterferien.
  5. Maria öffnet … .

Der Zug, die Tür, sich freuen, das Butterbrot, die Burg

  1. Übungen zum Inhalt des Gesichtes (vor dem Lesen)
  1. Der Titel des Gedichtes heißt «Von Dortmund nach München».

Was soll dieser Titel bedeuten?

Worum handelt es sich im Gedicht?

  1. Der erste Satz des Gedichtes ist:

Wir sind mit dem Zug von Dortmund nach München gefahren.

Der letzte Satz des Gedichtes ist:

Der Lokomotivführer hat sich gefreut.

Welche Information liegt dazwischen?

  1. Wie kann ein Weg sein?

                                  schlecht

                                 interessant

Der Weg kann       langweilig           sein.

                                       gut

                                  bequem

Womit fährt man?

                             das Auto

                             der Zug

Man fährt mit  das Fahrrad

                            der Bus

                            die U-Bahn

  1. Слушание текста. Чтение учителем.

  1. Übungen zum Inhalt des Gesichtes (nach dem Lesen)
  1. Überfliegen Sie das Gedicht und machen Sie den folgenden Aufgaben.

Wählen die Verben:

  1. im Perfekt
  2. mit Modalverben
  1. Wie viel Teile hat das Gedicht?

Welche?

Ist die Fahrt gut verlaufen?

Warum hat sich der Lockführer gefreut?

  1. Stelle die Reihenfolge fest!
  2. Suchen Sie Unterschriften zu den Bildern.
  1. Чтение детьми. Lest das Gedicht ausdrucksvoll.
  2. Домашнее задание:

Написать текст от первого лица.

Von Dortmund nach München

(Josef Reding)

Wir sind mit dem

Zug von Dortmund

nach München

gefahren. Unterwegs

haben wir den

Rhein gesehen

und elf kaputte

Burgen und einen

Pferde- Transporter

und eine Wolke,

die wie ein

Bär aussah.

Und jeder von uns

hat zwei Eier

gegessen

und zwei

Butterbrote mit

Bockwurst

und Kakao aus

der Thermosflasche

getrunken.

Als in München die

Waggontüren sich mit

Einen Schschschschsch

öffneten,

ist Egbert nach

vorn zum Lokomotiv-

führer gegangen und

hat zu ihm hinauf-

gerufen:

„Danke schön für die Fahrt!“

Ich kann euch sagen:

Der Lokomotivführer hat sich

gefreut!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с текстом на уроке немецкого языка

в данном материале даны рекомендации по обучению учащихся работе с текстом...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Стратегии работы с текстами на уроках немецкого языка на средней ступени обучения

Данный материал может быть использован на уроке немецкого языка для совершенствования навыков чтения с разными стратегиями понимания....

: «Формирование и развитие навыков познавательной культуры учащихся при обучении чтению аутентичных текстов на уроках немецкого языка»

Современная жизнь невозможна без знания иностранного языка. Поэтому нужно создавать условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность, уметь пользоваться приобретенными знаниями, у...

«Формирование слухо-произносительных навыков на основе песенного и поэтического материала на уроке немецкого языка»

Методическое сообщение для формирования слухо-произносительных навыков на уроках немецкого языка...

Поэтическое творчество на уроках немецкого языка

Поддерживая интерес к языку как средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю своеобразной культуры. Немаловажную помощь в этом отношении оказывает ...

"Использование рекламных текстов на уроках немецкого языка"

Данная статья посвящена методике использования рекламных текстов в процессе формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся на уроках немецкого языка Аутентичные тексты являются традицио...