Эссе "Мотивация к изучению немецкого языка в качестве второго иностранного"
материал по немецкому языку

Васейко Диана Борисовна

Как убедить учеников выбрать немецкий язык в качестве второго иностранного?

Как удержать интерес к языку?

На каом этапе лучше вводить второй иностранный?

И из чего складывается мотивация при изучении языка?

Неблоьшое размышление, в котором я попыталась ответить на эти вопросы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Немецкий язык как второй иностранный.

Мотивация.

Когда-то в начале своей педагогической карьеры я очень гордилась тем, что владею двумя иностранными языками и это факт приводила своим ученикам для того, чтобы убедить их в реальности овладения  по меньшей мере одним. Сейчас редко кого приходится убеждать в необходимости изучения двух иностранных языков: история и географическое положение Калининграда делают это за педагогов.

Итак, уважающий себя родитель, который планирует будущее своего ребенка заранее, да еще и убежденный в том, что его ребенок достоин  самого лучшего образования, приводит сына или дочь в гимназию, уже зная, что в пятом классе ему будет предложен второй иностранный язык. Какой? Выбор предлагается большой: польский и литовский – языки соседей, французский и испанский – красивые, мелодичные, но не слишком популярные в современном Калининграде, и немецкий – язык истории Калининграда. Вот здесь и остановимся.  Наших маленьких калининградцев окружают слова из немецкого языка: старые немецкие названия городов и поселков, названия фирм и магазинов, немецкие бренды домашней и промышленной техники , автомобили…   Многие фирмы, где работают родители, имеют  партнеров в Германии. Вопрос  рекламы изучения немецкого языка решается как-то без особых усилий: если уж без английского никак нельзя – это первый иностранный, то вопрос второго языка чаще решается родителями в пользу немецкого.

Следующий вопрос – вопрос включения в программу немецкого языка как второго – в передовой гимназии, где я имею счастье работать, решается также просто: это требование времени. Мы даем своим гимназистам возможность на уровне средней ступени сделать осознанный выбор профиля, а значит, изучить на базе все области знаний.

Итак, все сложилось. Есть ученики, которые хотят изучать немецкий язык, есть учебный план, в котором выделены часы на немецкий язык. Начинается сам процесс обучения. Именно на этом этапе чаще всего и возникают сложности. Немецкая грамматика сложная, лексика сама собой не выучиться, а значит, надо не оттолкнуть от себя своих учеников, не погасить интерес, с которым приходят ВСЕ ученики на первый урок, то есть развить ту самую мотивацию, без которой любые усилия будут работать в холостую.

Мы начинаем изучать второй язык в пятом классе, это дети 10-11 лет, которые все еще любят играть, но уже не любят попадать в неловкие ситуации, а значит, я должна создать, во-первых, игровую ситуацию, во-вторых, ситуацию успеха.  Спасибо, УМК «Горизонты», - это хороший учебник, на основе которого можно сделать и первое, и второе.

Языковые игры «Паутина», «Снежный ком», использование мяча в обучении счету – это классические и беспроигрышные варианты. Мои ученики их очень любят, особенно, если мы уходим из классного кабинета. Мы с учениками используем все помещения гимназии: рекреации, где на фоне городского пейзажа можно разыграть любые ситуативные  диалоги (и ведь учебника нет, чтоб подсмотреть слова и реплики), музейное пространство, если позволяет тематическая выставка.  Научить объяснять дорогу с использованием навигации по пространству гимназии намного интереснее, чем по нарисованной схеме, потому что к обучению добавляется  элемент игры и двигательная активность, а ошибки становятся визуально заметными, а значит, понятными для исправления. Здесь стоит отметить, что я противник фиксации каждой ошибки в устной речи, особенно если речь идет об уроке с двигательной активностью обучающихся.  Если она не влияет на коммуникативную составляющую, то она в данный момент «не замечается». Итак, первый элемент мотивации учащихся – игровые ситуации, желательно с движением.

Современный подросток – это дитя века информационных и компьютерных технологий, поэтому в  процесс обучения включаются и работа с сайтами (опять-таки, спасибо, УМК «Горизонты» за массу ссылок, хотя мы не ограничиваемся только ими). Конечно, для первого и даже второго года обучения немецкому в качестве второго иностранного достаточно проблематично работать с   языком сайтов, но все же возможно, главное соотнести уровень сложности задания с реальными возможностями учащихся.

В этот же элемент можно отнести и создание презентаций по темам в программе Power Point  или, что пользуется большей популярностью у моих учащихся, создание видеороликов с озвучиванием на немецком языке. И пусть технический уровень исполнения оставляет желать лучшего,   уровень текста должен быть на высоте. Вот здесь уже ни одной ошибки быть не может: все исправляется на предварительном этапе.

Что касается использования интерактивной доски в рамках обучения, то ее возможности применения несколько ограничены.  Чаще всего я ее использую на уроках изучения грамматики, чтобы сделать этот процесс более интересным.

Итак, второй элемент мотивации – применение современных компьютерных технологий.

Третий элемент мотивации – умение чувствовать своих учеников. Это умение приходит с опытом, но без него не обойтись. Скажем, одна учебная группа любит петь и с удовольствием учит все предлагаемые песни на немецком языке, а другая группа скорее выберет инсценировку сказки или   перевод стихов.  Бывают ситуации, когда интересно задуманный и подготовленный урок просто «не идет». Учитель должен уметь перестроить   свой урок очень быстро, среагировав на конкретные обстоятельства: ну не будут учащиеся, узнав о не очень хороших отметках по контрольной на предыдущем уроке, радостно петь немецкие песни. Уместнее будет предложить минипроект на пол-урока с последующей защитой итогов по теме, например, «Мое идеальное расписание»  или что-то другое, но тоже «идеальное» - и негативные эмоции выплеснут, и хорошую отметку получат. Ну а  неудачные работы можно просто не оценивать…

Собственно, это три мои «кита» мотивации учащихся: развитие интереса через создание ситуации успеха, интерес к процессу обучения и умение чувствовать своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по немецкому языку 7 класс- второй иностранный язык

Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе федерального компонента государственного стан­дарта основного общего образования и на основе авторской программы И. Л. Бим «Немецкий язык. Шаг...

Рабочая программа по немецкому языку 8 класс- второй иностранный язык

Рабочая программа для 8 класса по немецкому языку в качестве второго иностранного после английского языка по учебнику "Горизонты" М.М.Аверин. Разработка включает в себя пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по немецкому языку 9 класс- второй иностранный язык

Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному на базе английского для 9 класса по учебнику И.Л.Бим "Мосты-2". Разработка включает в себя пояснительную записку и тематическое планирован...

Рабочая программа по немецкому языку 10 класс- второй иностранный язык

Рабочая программа по немецкомя языку как второму иностранному на базе английского языка для 10 класса по учебнику И.Л.Бим "Мосты-2". Разработка включает в себя пояснительную записку и тематическое пла...

Рабочая программа по немецкому языку 11 класс- второй иностранный язык

Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному на базе английского языка для 11 класса по учебнику И.Л.Бим "Мосты-2". Разработка включает в себя пояснительную записку и поурочное планир...

Конспект урока немецкого языка 7 класс (второй иностранный язык).

Тема урока: Мои планы. Придаточные предложения с союзами dass и weil....

Викторина по немецкому языку по теме "Deutschland" для школьников,изучающих немецкий язык в качестве второго языка.

Викторина содержит основную информацию по Германии- это столица, валюта,достопримечательности,государственный флаг,крупнейшие города и реки....