Семинар-практикум «Использование арт-технологий в преподавании иностранного языка»
методическая разработка по немецкому языку на тему

Герлах Наталья Генриховна

Целью данного семинара является совершенствование профессиональной компетентности педагогов по внедрению арт – технологий для эффективного обеспечения качества образования.                                         Задачи: –систематизировать теоретические знания о педагогических понятиях в образовании "арт-терапия",   "арт-педагогика", “арт-технология”, смыслы и содержание понятий; – проанализировать и определить влияние применения  арт-технологий  на качество преподавания иностранного языка; -  демонстрация  практического применения форм, методов арт-технологий при обучении иностранному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка семинара-практикума для учителей немецкого языка

Тема  «Использование арт-технологий в преподавании иностранного языка»

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов по внедрению арт – технологий для эффективного обеспечения качества образования.

Задачи:                                                                                                                                                        – систематизировать теоретические знания о педагогических понятиях в образовании "арт-терапия",   "арт-педагогика", “арт-технология”, смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения  арт-технологий  на качество преподавания иностранного языка;
-  демонстрация  практического применения форм, методов арт-технологий при обучении иностранному языку.

Форма: семинар – практикум

Время: 1 час 30 мин.

Ход семинара

Введение:

1. Приветствие, знакомство (игра).

2. Мы все прекрасно знаем, что использование современных педагогических технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, способствует преодолению психологического барьера в использовании изучаемого языка в речи. На предыдущих семинарах мы с вами уже познакомились с такими технологиями как:

- проектная технология;

- игровая технология;

- информационные технологии.

Сегодня мы поговорим об арт-технологиях. Мы привыкли, что если слышим слово арт…, то ассоциируем это с психологией. Но на сегодняшний день арт-технологии всё чаще используются в образовательном процессе на разных ступенях обучения.

3. Итак, в чём же суть данных технологий?! Вы сами ответите на этот вопрос. Для этого мы разделимся на 3 группы.

Упражнение «Определение». Каждая группа получает клей, лист формата А3, набор карточек с частями определений  следующих понятий:

1 группа – арт-терапия,

2 группа – арт-педагогика,

3 группа – арт-технологии.

Ваша задача: составить правильно определение понятия. (наклеить на лист А3, представить остальным группам)

Основная часть:

1. Как и любая другая технология, проектная имеет свою историю,  отличительные особенности, виды. Об этом мы поговорим  в процессе выполнения следующего упражнения.

Для этого мы разделимся на 3 группы.

Упражнение «Mind-Map». Каждая группа получает текст (см. приложение 1)

                       1 группа – история возникновения арт-технологии;

                       2 группа – арт-технологии в преподавании иностранного языка;

                       3 группа – арт-уроки иностранного языка.

Участники групп должны выбрать основные мысли, идеи, и представить их на плакате в форме развёрнутой ассоциограммы. Затем презентовать остальным участникам семинара.

2. Сейчас мы с вами познакомимся с видами арт-технологий, которые чаще всего используются в преподавании иностранного языка. Для этого мы разделимся на 4 группы. Каждая группа получает таблицу с вопросами по одному виду (см. приложение 2). В кабинете развешаны листы с информацией (см. приложение 3). Группы должны найти ответы на свои вопросы, используя информацию на листах. Затем, опираясь на ответы, рассказать о том или ином виде арт-технологии.

3. Самостоятельная работа. На основе того о чём мы сегодня говорили выберите тему из учебника по немецкому языку, подумайте и предложите вариант использования четырёх видов арт-технологий в данной теме:

   1 группа – к любой теме из учебника немецкого языка для 3 класса

                  (автор Бим И.Л.);

   2 группа – к любой теме из учебника немецкого языка для 6 класса

                  (автор Бим И.Л.);

   3 группа – к любой теме из учебника немецкого языка для 8 класса

                  (автор Бим И.Л.);

   4 группа – к любой теме из учебника немецкого языка для 10 класса

                  (автор Бим И.Л.).

Затем представьте ваш предложения участникам семинара.

4. Итог семинара. Итак, давайте вспомним всё, о чём мы сегодня говорили и подведём итог. Для этого мы разделимся на пары.

Упражнение «Шаттл».По количеству пар составлены предложения, которые разделены на две части. (см. приложение 4) Начало предложений получают пары. Окончания напечатаны на карточках и беспорядочно размещены в аудитории. Каждая пара перемещаясь по аудитории читает окончания предложений и выбрав нужное остаётся стоять возле карточки. Затем проверяем все вместе, зачитывая полностью предложения, обсуждаем.

Рефлексия:

Упражнение «Шкала настроений» Уважаемые коллеги, вспомните всё, чем мы сегодня занимались на нашем семинаре и оцените нашу встречу по следующим пунктам (на доске плакат):

 - психологическая атмосфера на семинаре;

 - содержание семинара (теория);

 - мой личный вклад (практика);

 - взаимодействие в группе.

Подойдите и поставьте галочку соответственно вашей оценке по каждому пункту.

Приложение 1

История возникновения арт-технологии

Арт-технологии, внедряемые в педагогике и психологии, базируются на техниках и особых приемах арт-терапии. Первым термин «арт-терапия» применил исследователь А. Хилл в 1938 г. Но как ответвление психотерапии арт-терапия развивалась уже с середины ХХ ст.

На данном этапе допустимы и синонимические названия: «терапия творчеством», «креативная терапия», «арт-терапевтические технологии», «арт-психология», «терапия творческим самовыражением».

На первичную стадию генезиса западной арт-терапии ощутимо повлияли художественные сообщества, которые разрабатывали передовые на тот момент модели инновационной художественной педагогики со значительно более свободным подходом, по сравнению с классическим художественным образованием. Они активно стремились средствами искусства гармонизировать и упорядочить внутренний мир человека, сформировать, воспитать и просветить личность.

Не менее существен вклад психотерапевтов и психоаналитиков в разработку метода арт-терапии. И.Чампернон, М. Наумбург, М. Миллнер – творцы динамической модели. Отличительной особенностью этих ученых по сравнению с художниками и арт-педагогами является то, что они исходили из теоретико-методологических принципов аналитической психологии, теории объектных отношений, а затем опирались на теоретический базис в области динамической, в том числе групповой, психиатрии Г.Аммона, В. Биона, С. Фолькиса.

Исследование возникновения и актуального на данный момент состояния арт-терапии демонстрирует факт взаимного влияния и дополнения художественной и психодинамической школ. Не так давно к ним добавился социально-ориентированный подход, связанный с усиливающимся интересом к социокультурным  факторам, определяющим субъектность и человеческие взаимоотношения.

         Таким образом, арт-технологические методы и приёмы – довольно новое явление, объединившее опыт специалистов по арт-педагогике, искусствоведов и психоаналитиков.

В современной науке арт-технологиям отводится внушительна роль в социальном формировании личности, поскольку они обладают такими характеристиками: позволяют развивать навыки социальной адаптации; связаны с оказанием взаимопомощи и поддержки участниками, помогают решать общие проблемы и наблюдать за результатами своих действий и прослеживать их влияние на других членов группы; способствуют освоению новых ролей и проявлению латентных личностных характеристик, а также наблюдению за изменением ролевого поведения и тем, как оно сказывается на взаимоотношениях с окружающими; повышают самооценку, укрепляют самоидентичность; положительно влияют на желание и возможность брать ответственность за решения.

Таким образом, в происхождении арт-технологий выделяются две стадии. Первая – тесно связанная с арт-терапией, вторая – арт-технологии как автономное направление. Наиболее актуален для нас второй этап, так как арт-терапия – это метод коррекции, тогда как арт-технологии – механизм развития навыков и качеств, т.е. обучение.

Арт-технологии в преподавании иностранного языка

В условиях современного развивающегося общества с его стремительной динамикой жизни искусство приобретает особое значение, поскольку способно всесторонне влиять на людей и делать их более гуманными. Поэтому в современном образовательном процессе школьные педагоги и психологи уже многие годы привлекают средства искусства к решению задач развития, воспитания, обучения и поддержки детей. Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов педагогической деятельности.                Именно искусство предлагает один из наиболее популярных и эффективных методов работы на уроке иностранного языка — метод арт-технологий. К арт-технологиям относятся средства наглядности (фотографии, картины, карикатуры, диаграммы, коллажи, слайды); cказки; песни; рифмовки и стихотворения; игры; кинематограф; компьютерное творчество; театральные постановки; танцы; рисование. Спонтанность, креативность и творчество являются важнейшими составными частями арт-технологии.                                                                                         Данный подход позволяет учителю повысить мотивацию обучаемых, и вследствие этого улучшить их успеваемость. Практика показывает, что ребенок успешнее усваивает материал на уроке в том случае, когда он заинтересован. Применение элементов арт-технологий в обучении иностранному языку дают очень многое. Самое главное, они будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала. Вместе с тем, уроки подобного типа обучают учащихся различным видам ситуативного поведения, правилам речевого этикета, показывают приемы правильного выхода из конфликтных ситуаций, ускоряют развитие навыков говорения и общения. На таких уроках умственное воспитание осуществляется в непрерывной связи с социальным, эстетическим и оздоравливающим.

Очевидно, что искусство своими многочисленными жанрами способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать, а иногда и ускорить темп их общего и интеллектуального развития и обеспечить устойчивость эмоционального состояния. Применение арт-технологий в обучении способствует эмоциональному подъему ученика, что приводит к расширению спектра его осознанных эмоциональных переживаний и расширению возможности самопознания. В завершение следует отметить, что арт-технологии подходят для работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку они позволяют каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад индивидуально. Применение арт-технологий, позволяет сделать обучение иностранному языку в средней школе творческим, интересным, очень живым и разнообразным.  

Создание творческой среды посредством арт-технологии на уроке иностранного языка

Школьные педагоги и психологи (например, Селевко Г.К. ,Безрукова В.С., Подгорнева Г.А.) уже многие годы вводят в обучении устной речи различные педагогические технологии, позволяющие сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным. Одной из таких эффективных технологий может стать включение в преподавание различных арт-технологий.                                                        Использование арт – технологии в обучении говорению на уроках иностранного языка имеет большое значение. Арт-технология представляет собой очень эффективный метод при формировании коммуникативных умений учащихся начальной и средней ступеней обучения. Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Учащиеся, занимаясь теми или иными видами искусства: театром, живописью, танцем, музыкой - вполне легко воспринимают эти жанры, не преследуя цели стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать жизнь, теорию, особенно сложный учебный материал и потому в обучении говорению не является целью, а только средством познания.                                                Технологически арт-урок предполагает выдвижение игровой ситуации как основы познавательного процесса. Решая поставленную задачу, учащиеся полностью или частично выбирают способы выполнения своей роли в соответствии с определенными правилами игры. При этом у них остается достаточно степеней свободы, и они импровизируют, выдумывают, догадываются, прогнозируют. Арт-урок часто идет по алгоритму «что будет, если….». При этом учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.                                На сегодняшний день четко обозначились три варианта использования искусств на уроках иностранного языка:

- построение всего урока на одном из видов искусства, когда по законам жанра действуют и учитель и ученики;

-включение элементов искусств как средств деятельности учителя;

- использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств, как способов организации познавательной деятельности обучающихся.

Существуют различные виды комбинированных уроков при обучении говорению с использованием арт-технологии. Например, театрализованный, уроки связанные с рисованием, с музыкой. Структура арт-уроков строится по законам выбранного жанра искусства. Из чего следует, что подготовка подобных уроков является гораздо сложнее, чем обычных, поскольку для них готовится не просто план урока, а, как правило, сценарий. В сценариях таких уроков проявляются элементы самых различных культур: культуры общения, речи, пластики, одежды, отношений. Когда этот сценарий исполняется учениками, то каждый из них вступает с другими в ролевое общение.                        Что же дают нам арт- уроки? Они соединяют интеллектуальную деятельность с чувствами и поведением учащихся. Арт – технология раскрепощает внутренние силы ребёнка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способы самовыражения. Она также обучает проектированию, прогнозированию своих собственных действий, предугадыванию, мысленному эксперименту. Остаётся добавить, что арт –уроки способствуют раскрытию личностных качеств учащихся, повышают эмоциональный тонус учебного процесса, улучшают здоровье детей.


Приложение 2

Таблица 1

Вопрос

Ответ

1.

Что такое – коллаж?

2.

Что входит в его содержание, внешний вид?  

3.

На что направлен метод коллажирования?  

Таблица 2

Вопрос

Ответ

1.

Какие подструктуры включает в себя театрализованный урок?

2.

Что вызывает наибольший интерес у обучающихся?  

3.

Какие формы театрализованного урока существуют?  

Таблица 3

Вопрос

Ответ

1.

Зачем нужны музыкальные упражнения на уроках иностранного языка?

2.

Для чего служит песня?  

3.

На каких этапах урока можно использовать песенный материал?  

Таблица 4

Вопрос

Ответ

1.

Что относится к визуальному методу?

2.

Чем отличаются формы визуального метода от других методов арт-технологии?    

3.

Какие виды картинок, фото существуют? От чего это зависит?

 


Приложение 3

Коллажирование

Одним из приемов арт-технологии является коллаж. Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

Сформулируем определение понятия коллаж применительно к преподаванию иностранных языков. Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия и создает, таким образом, зрительно-смысловой схематический образ рассматриваемого понятия.

По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. Заранее готовятся к уроку наглядные материалы: ватман, картинки или фотографии, а также карточки с лексическими единицами по пройденной теме, фломастеры, цветные карандаши, кисточка, клей, ножницы, иллюстрации, картинки разнопланового содержания.

Коллаж включает в себя не только определенное количество реалий, но также вопросы, грамматические формы, необходимые опоры для ответов. Созданные схемы-коллажи могут быть использованы и на последующих уроках, при повторении пройденного материала.

Коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность, а возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы.

Прием коллажирования на уроках иностранного языка позволяет ознакомить учащихся с любым тематическим материалом и служит  эффективной формой обучения. Кроме того, такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у обучающихся социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать, выбирая стратегию своей работы, на развитие чувства ответственности за конечный результат, умение публично выступать, и аргументировано проводить презентацию конечного результата.

Музыка 

Музыка отражает наши мысли, чувства и настроение. Песня, как вид речевого общения, может служить мощным средством для более прочного усвоения  лексического материала. Песня помогает расширить словарный запас ребенка, так как включает помимо изученной лексики, новые слова и выражения. Песня развивает музыкальный слух, а частое повторение позволяет совершенствовать артикуляцию и произнесение звуков.                Использование музыки может происходить практически на каждом уроке иностранного языка (особенно в начальных классах, среднем звене). Включение  музыкальных упражнений в урок повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, раскрепощает их. Если кому-то из ребят трудно дается изучение иностранного языка, то спеть песенку и подтвердить движениями произносимые фразы может практически каждый. Получается, что отдельно взятый ученик и все ребята вместе чувствуют свою причастность к происходящему на уроке, они активны, эмоциональны, каждый справился с заданием, нет отстающих учеников, каждый доволен своей работой.                                Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применён, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

  • для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
  • на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;
  • на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;
  • как своего рода релаксация в середине урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Прочному запоминанию песенных текстов способствует комплекс таких фактов, как рифма, лад, тональность, мелодия. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют лёгкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций, тем самым повышая эффективность тренировки.  Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексического и грамматического материала.

Драматизация (театрализация)

Театрализованный урок включает в себя следующие подструктуры: сюжетная, смысловая, языковая (темп, тембр, интонация речи); подструктура телодвижений (мимика, позы, жесты); психологическая, то есть эмоционально - волевая подструктура.                 Приемы драматизации можно использовать на всех этапах обучения устной речи. Драматизация улучшает психологический климат в классе, усиливает спонтанность, мотивированность, сопереживание, положительную самооценку. Большой интерес вызывает у обучающихся начальной ступени обучения инсценирование сказок. Сказки - это кладезь мудрости любого народа, они отражают их нравы, обычаи, интересы, желание воспитывать детей здоровыми, умными, трудолюбивыми, нравственными и бережно относиться к природе. При работе над текстом сказки обращается внимание на реалии, т.е. на название предметов и явлений, присущих народу изучаемого языка. Особое внимание обращается на название сказки, так как по заглавию учащиеся определяют, о чём пойдёт речь в этой сказке, т.е у учащихся развивается контекстуальная догадка. Следующим этапом работы над текстом является чтение сказки, ее перевод и распределение ролей. Заключительный этап работы при обучении говорению включает инсценирование сказки, подготовка декорации и участие обучающихся в постановке сказки. Инсценирование - это трудоемкая, но приносящая радость и удовлетворение работа.                                         Разновидностью театрализованного урока является урок диалога культур. Например, встречаются писатели разных эпох или разных стран. Они должны решить, какие произведения должны попасть в единый сборник лучших литературных работ всего мира. Они аргументируют свой выбор.         Ещё одна форма театрализованного урока - заочные путешествия в другие времена, страны, города, местности, просто к другим людям и даже на другие планеты.                                                                                Путешествия по картинам разных художников разных стран и народов. Отправляясь в пространство картины с детьми нужно решить, что нужно взять с собой, как одеться, кого можем встретить и наши действия.

Визуальный метод

Визуальные или изобразительные арт-технологии, – это технологии синтезирующие визуальные знаки, создавая художественный образ действительности. Формы визуальной технологии включают: рисунок, фотографию, лепку, аппликацию, каррикатуры, куклы, маски, слайды, таблицы, ландшафтную арт-технологию, предметную скульптуру, инсталляцию.                                                                                 Приемы визуальной арт-технологии отличаются адаптивностью и используются как элементы других арт-технологий. Например, прием иллюстрирования рисунком, фотографией, скетчем, карикатурой можно использовать как элемент театрализации. Прием бумажной инсталляции может использоваться в сочетании с музыкальной арт-технологией. В связи с их высокой адаптивностью и гибкостью приемы и формы визуальной арт-технологии имеют высокий развивающий потенциал.                                Использование визуального материала занимает важную нишу в построении урока иностранного языка, т.к. картинка или фото – это прежде всего носитель нужной, интересной и полезной информации. Картинка несет в себе страноведческий материал, понимание чужой и собственной культуры, художественное мастерство, тематическую направленность материала. Они являются необычным средством подачи материала, которые активизируют учебный интерес к изучению предмета.                                 В зависимости от функций, которые картинки, фото, рисунки выполняют на уроке, существуют следующие виды:

- картинки, активизирующие учебный процесс в начале урока;                                                          - картинки с глубоким изучением лексического материала (картинка-лексика-описание);                                                                                                                                        - картинки, как средство монологического и графического описания (Bilder beschreiben, in Bildern und mit Bildern handeln);                                                                                                                    -картинки к текстам;                                                                                                                                       - инициирование и управление языковой коммуникации (Bildfolgen, Bildkollagen, Bild-Mind-Maps)                                                                                                                                                                   - картинки с лексической и грамматической направленностью.

Приложение 4

1. Арт-педагогика – это современное,   практико- ориентированное направление педагогической   науки, изучающее природу, …

2. Арт-технологии – это система педагогических   методов основанных на использовании в обучении  различных средств искусства, …  

3. К арт-технологиям относятся средства наглядности (фотографии, картины, карикатуры, диаграммы, коллажи, слайды); cказки;…

4. Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона …

5. Театрализация помогает совершенствовать иноязычное произношение, отрабатывать звуки, слова, интонацию, поведение, сценические образы, дети не просто повторяют за…

6. Песня помогает расширить словарный запас ребенка, так как включает помимо изученной лексики, новые слова и выражения,  при этом развивая …

7. Формы визуальной технологии включают: рисунок, фотографию, лепку, аппликацию, каррикатуры, …        

8. Применение арт-технологий позволяет сделать обучение иностранному языку …

… закономерности, принципы, механизмы и универсальные способы привлечения    средств искусства    для решения многообразных

педагогических задач.

… применение которых способствует активному формированию личности, развитию духовн-онравственной культуры

и творчества школьника.

… песни; рифмовки и стихотворения; игры; кинематограф; компьютерное творчество; театральные постановки; танцы; рисование.

… какого-либо ключевого понятия и создает, таким образом, зрительно-смысловой схематический образ рассматриваемого понятия.

… учителем, а играют какого- либо героя, который непременно должен говорить с иноязычным произношением.

… музыкальный слух, а частое повторение позволяет совершенствовать артикуляцию и произношение.

… куклы, маски, слайды, таблицы, ландшафтную арт-технологию, предметную скульптуру, инсталляцию.         

… творческим, интересным, очень живым и разнообразным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка

Использование мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка...

Использование новейших технологий в преподавании иностранного языка.

Тема для обсуждения на заседании методического объединения...

Статья " Использование информационных технологий в преподавании иностранного языка как один из способов повышения учебной мотивации"

В статье изложены методические рекомендации для создания комиксов, веб- квеста имультфильмов на иностранном языке...

Статья " Использование информационных технологий в преподавании иностранного языка как один из способов повышения учебной мотивации"

В статье изложены методические рекомендации для создания комиксов, веб- квеста имультфильмов на иностранном языке...

Использование цифровых технологий в преподавании иностранного языка на ДО.

В данной статье мы хотели бы остановиться на рассмотрении положительного опыта ДО на уроках английского языка в условиях пандемии с использованием различных веб-сервисов...