Применение информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку на тему

Хайруллина Фарида Данисовна

Применение информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_ikt_na_urokah_nemetskogo_yazyka.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационно – коммуникационных технологий

на уроках немецкого языка

                       Хайруллина Фарида Данисовна, учитель немецкого языка

высшей квалификационной категории

муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы села Мамашир

 Кукморского муниципального района

 Республики Татарстан

Средства коммуникационных технологий в настоящее время обладают колоссальными информационными возможностями. Компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией входят в ту группу средств коммуникационных технологий, с помощью которых мы не только узнаём о проблемах, происходящих вокруг нас, но и получаем дополнительную информацию, открываем для себя новые горизонты, покоряем неизведанные информационные вершины, пополняем багаж своих знаний, необходимых для изучения школьных предметов, в том числе и иностранных языков.

Телекоммуникационные технологии - это организационные, педагогические, учебные технологии, формы и методы, предусматривающие применение в образовательном процессе современных компьютерных средств и информационных технологий. Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Применение компьютерных технологий при изучении немецкого языка - это инновационный подход в построении обучения и, одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки учеников. Это обусловлено тем, что именно компьютеризация и применение новых информационных технологий является той возможностью, которая поможет создать новую систему образования. Применение компьютера в учебной деятельности относится к группе «технических» инноваций. Применение компьютера и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время способствует ускорению процесса обучения, резкому росту интереса учащихся к предмету, улучшению качества усвоения материала, индивидуализации процесса обучения, избежанию  субъективности оценки.  

       Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого – либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.

       Внедрение компьютерных технологий создаёт предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Использование компьютерных программ по немецкому языку дает качественные результаты по развитию самостоятельной работы учеников. Использование компьютерных программ сокращает время на преодоление языкового барьера: тематически закладывается лексика и клише типовых конструкций. Нельзя забывать и о занимательности при использовании компьютерных программ на занятиях: абстрактные образы, погружение в социальную среду изучаемого языка, музыкальный фон - все это создает психологическую атмосферу положительного эмоционального настроя ученика, которая облегчает процесс запоминания иноязычной речи. Отсюда исходит мотивация успеха в изучении немецкого языка.

При работе с Интернетом, прежде всего, важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Их можно использовать для:

-    включения материалов сети в содержание урока;

-    самостоятельного поиска информации учащимся в рамках работы над проектом;

-   самостоятельного изучения, углубления языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

-   самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;

-   систематического изучения определённого курса немецкого языка дистанционно под руководством преподавателя.

Всё это, вполне очевидно, разные задачи, объединённые, однако единой целью обучения - формированием коммуникативной компетенции.

Перечислим возможности, которые предоставляет учителю сеть Интернет:

-      учитель может предложить обучаемому до урока те или иные аутентичные материалы для чтения по изучаемой теме;

-      если компьютер имеет звуковую плату, можно записать и звуковую информацию, сократив её до нужных пределов на своём магнитофоне;

-      провести устное обсуждение полученных по электронной почте писем партнёров по проекту;

-      провести в группах сотрудничества обсуждение, дискуссию по проблемной информации, полученной из ресурсов сети Интернет;

-      провести лингвистический анализ сообщений, устных или письменных высказываний носителей языка, содержащих пословицы и поговорки, отражающие специфику функционирования изучаемого языка в культуре народа;

-      использовать хотя бы фрагментарно художественные произведения немецких авторов, полученные в виртуальных библиотеках;

-      использовать материалы электронных грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений.

Следовательно, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

-      формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

-      совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, заранее подготовленных учителем;

-      совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнёрам, участвуя в подготовке исследовательской работы, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнёров;

-      пополнять свой словарный запас (активный или пассивный) лексикой современного немецкого языка, отражающей определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

-      знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций Германии;

-      формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.

Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над проектом. Значимость информации сети Интернет состоит в том, что всегда есть возможность воспользоваться, если это необходимо, самой свежей информацией или подобрать определенный дайджест по той или иной проблеме. Можно воспользоваться и услугами чата, телеконференции или электронной почты, чтобы получить мнение носителя языка по рассматриваемому вопросу, граждан страны, язык которой изучается, и обсудить на уроке разные точки зрения на одну и ту же проблему (например, выборы президента страны, события в разных точках мира, особенности образования в разных странах).  При этом предоставляется полезная возможность подобрать необходимые и интересные иллюстрации. Таким образом, мы выходим на диалог культур на уроке, стимулированный реальными контактами с представителями этой культуры.

Специфика предмета «Немецкий язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения являются не основы наук, а способы деятельности: обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В основе формирования умений в любом виде иноязычной деятельности лежат слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении немецкому языку принадлежит устным упражнениям. В этом основная специфика предмета и основная трудность преподавания, особенно если речь идёт о формировании умений говорения.

Обозначим преимущества, которые открываются для учителя, использующего телекоммуникационные технологии в своей работе:

-   построение собственной творческой лаборатории;

-   возможность чувствовать каждого ученика, приблизиться к его учебным проблемам, выбрать форму помощи;

-    переориентация с роли информатора на роль консультанта;

-    возможность перехода стандартной деятельности на творческий уровень;

-    снижение физического напряжения учителя;

-    возможность обмена опытом без учета расстояний и экономических проблем;

-    повышение эффективности работы.

Преимущества средств телекоммуникационных технологий для ученика:

-   снятие комплекса «страха незнания», потому что деятельность переносится из публичной сферы в личную;

-    новый механизм взаимодействия с учителем (самостоятельно-консультативный);

-    включение функции самоконтроля и самооценки;

-    опыт учебного диалога (в группе);

-    формирование активного познавательного мотива через включение «механизма успеха»;

-    повышение эффективности обучения.

Для уроков с использованием Интернета характерны самостоятельность учеников в выборе материала, их активность и заинтересованность.  Интернет становится необходимым техническим средством обучения, помогающим качественно улучшить процесс изучения иностранных языков. Если в традиционном учебнике материал статичен, то в компьютере он подается с помощью аудио, видео или анимации. Компьютер помогает учащимся исправлять ошибки так, что они не боятся их допускать, что является очень важным моментом в обучении школьников немецкому языку.

Таким образом, современные технологии создают условия для приближения содержания образования, объема знаний, умений, навыков, а также темпа их усвоения к личности ученика, позволяют реализовать личностно-дифференцированный подход в обучении немецкому языку. Кроме того, они изменяют некоторые функции и роль субъектов (ученика и учителя) учебно-воспитательного процесса. Новые информационные технологии и средства телекоммуникационной связи при изучении немецкого языка становятся привычным инструментом в руках учителей, которые, в свою очередь, учат учеников технологиям будущего.

      В своей педагогической деятельности я широко использую некоторые виды                  информационно – коммуникативных технологий.    Передо мной, педагогом,                 осуществляющим педагогическую деятельность в условиях модернизации                 образования, информатизации, встала задача по-новому организовывать учебный                 процесс, т. е. добавить использование ИКТ. В связи с этим я ощутила потребность в                 дальнейшем самообразовании, самосовершенствовании.

      Я учу школьников немецкому языку. Методы создания проектов, презентаций,                использование CD, слайдов, клипов позволяют делать обучение более интересным,                наглядным, содержательным. Используемый интерактивный материал очень           красочный, презентабельный. Заранее созданная презентация заменяет классную доску           для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового            материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков.

      Со старшими учениками разрабатываю и провожу уроки, в основе которых лежит           проектная методика. Организация практических занятий посредством метода проекта           обеспечивает культуроведческую направленность уроков, лучшее понимание культуры           России и немецкоязычных стран, возможность передать информацию средствами           иностранного языка, включение в диалог двух культур. Все это непременно          наталкивает учеников на необходимость уделять больше внимания изучению           немецкого языка.

       В прошлом учебном году я провела районный семинар учителей иностранных            языков по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на            уроках немецкого языка», в рамках которого учителя иностранных языков Кукморского муниципального района смотрели открытый урок в 7 классе по «Mein Dorf Mamaschir» («Моя деревня Мамашир») с широким применением мультимедийных технологий, участвовали в мастер – классе по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках немецкого языка», знакомились с методической лабораторией учителя немецкого языка.

        В целях целенаправленного внедрения в процесс обучения информационно – коммуникационных технологий, я разработала электронное пособие по немецкому языку для 7 класса по теме «Деревня», в котором имеется необходимый материал про проведения цикла уроков по темам «Домашние животные и птицы», «Сельскохозяйственные работы», «Хохлома», «Гжель», «Мамашир»: поурочное планирование уроков, компьютерные презентации, тесты с гиперссылкой с использованием MIMIO – оборудования. Это пособие было рекомендовано учителям немецкого языка района и приобретено ими.  В сегодняшний день активно применяется учителями района при проведении уроков.    

        При проведении уроков, посвященных жизни и творчеству великих немецких писателей и поэтов Гете и Гейне, немецким культурным и промышленным центрам, немецкоязычным странам, используется богатый мультимедийный материал.

        И всё же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии  на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приёмов и технических средств может дать желаемый результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках русского языка

В работе рассматриваются вопросы применения информационных технологий на уроках русского языка. Этот материал поможет в изучении различных разделов учебника по русскому языку: орфографии, пунктуации, ...

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Доклад о применении ИКТ на уроках русского языка и  литературы...

Творческая работа на тему: "Использование информационных технологий на уроках немецкого языка"

В работе раскрываются следующие темы:1.СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ РОССИИ. 2..КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА.4.  ОСНОВЫ ФО...

Применение информационных технологий на уроках иностранного языка

Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие пер...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Н.Ю. Кулюшина (МБОУ Гимназия №94, г.Казань, учитель немецкого языка)ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)«Знать много языков – значит иметь много кл...

Научно-методическая разработка урока: «Применение информационных технологий на уроках карачаевского языка и литературы»

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него...