Основные правила чтения немецкого языка
методическая разработка по немецкому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Настычук Ирина Михайловна

 

Данная методическая разработка посвящена изучению основных правил чтения немецкого языка. Использование данного дополнительного учебного пособия позволит познакомиться подробнее с основными особенностями чтения немецкого языка, а также усовершенствовать полученные навыки чтения на примере ряда тренировочных заданий. Учебная разработка может быть использована как преподавателями немецкого языка в рамках проведения урока, так и учащимися в процессе их самостоятельной подготовки к уроку или с целью более глубоко изучения языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №227

Фрунзенского  района Санкт-Петербурга  

(ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга)

Турку ул., д.30, лит. А Санкт-Петербург, 192241    т. (812) 573 97 09     т./ф. (812) 573 97 10    Е-mail: gim227@yandex.ru

 Настычук И.М.

Методическая разработка

Основные правила чтения немецкого языка

Санкт Петербург

 2016


1. Введение

Начиная изучать любой иностранный язык, нужно помнить, что он отличается от родного не только грамматикой или лексикой, но и тем, как эти слова произносятся, как звучит новый язык. Одна из самых важных ступеней изучения любого языка, является знакомство с его алфавитом и основными правилами чтения.

Данная методическая разработка посвящена изучению основных правил чтения немецкого языка. Использование данного дополнительного учебного пособия позволит  познакомиться  подробнее с основными особенностями  чтения немецкого языка, а также усовершенствовать полученные навыки чтения на примере ряда тренировочных  заданий. Учебная разработка может быть использована как преподавателями немецкого языка в рамках проведения урока, так и учащимися в процессе их самостоятельной подготовки к уроку или с целью более глубоко изучения языка.

Анализ современной учебной, и учебно-методической литературы по предмету немецкий язык, а также личный опыт преподавания немецкого языка как второго иностранного языка в рамках школьной программы показал необходимость и актуальность разработки данного учебно-методического пособия, направленного на восполнение заявленного пробела.

Структура учебного пособия предполагает знакомство с основными правилами произношения / чтения отдельных звуков или их сочетаний  с последующей отработкой полученного знания в ходе выполнения практических заданий.  В  разделе 2.1 в табличной форме представлено краткое описание основных особенностей произношения отдельных звуков, их сочетаний , дифтонгов и их транскрипционные обозначения, также приведены примеры.  Раздел 2.2 содержит практические задания на отработку отдельных звуков и их сочетаний. Упражнения имеют нарастающий характер сложности.


2. Основная часть

2.1 Немецкий алфавит.  От буквы к звуку.

Немецкий алфавит - это алфавит, который был образован на латинской основе и применяется в письме на  немецком языке. Состоит он из 26 пар латинских букв, а также включает в себя три умлаута  Üü, Ää, Öö и лигатуру ß Ниже приведена  таблица букв, соответствующих им  звуков и транскрипции к ним.

Таблица 1. Алфавит. Звуковое обозначение букв немецкого алфавита.

Буквенное обозначение

Произносим букву

Звук/

транскрипция

пример

примечание

A a

[a]

/a/

/a:/

Band

Ada,Saal, Jahr

-Произносим кратко

-Произносим долго

-Употребляет-ся в составе дифтонгов, смотри таблицу №3

B b

[be]

/b/

Bruder

C c

[tse]

/k/

/t͡s/

Café, Computer, Clemens

Cyclon

-перед согласными и гласными а,о,u

- перед  гласными - e, ö, i, y, ü 

- чаще употребляется в сочетании с другими согласными (см. таблицу №2)

 

D d

[de]

/d/

ausdenken, Dach

-

E e

[e]

/ε/

/ə/

/e:/

Lernen

Malen

leben

Употребляется в составе дифтонгов, смотри таблицу № 3

F f

[ɛf]

/f/

Freund, Familie

-

G g

[geː]

/g/

 /ʒ/

 /ç/

gut, gehen, sagen

Genie, Genus

 König, mollig

-

иностранных словах,

-в сочетании ig

H h

[haː]

/h/

Hase, Haus

Gehen, weh

-

- h вообще не читается, например между гласными и в конце слова

I i

[iː]

/ı/

/i:/

Bitte

Tier,fliehen

- читается кратко

-в составе дифтонга-ie  и сочетания -ieh

J j

[jɔt]

/j/

/ʒ/

Junge, Jahr

Journalist

-

-в иностранных словах

K k

[kaː]

/k/

Katze, Karte

-произносим с предыханием

L l

[ɛl]

/l/

Liebe, lachen

M m

[ɛm]

/m/

/m/

Mutter, Maus

Kammer, Stimme

-mm читаем как /m/

N n

[ɛn]

/n/

Nase, Sage

O o

[oː]

/ɔ/

 /o:/

Oder, Oma, doch

 Kohl,wohl

-читаем кратко

-читаем oh как  долгое -о

P p

[peː]

/p/

Pracht, Peter

-произносим с предыханием

-Употребляет-ся в сочетании pf (cм. Таблица № 2)

Q q

[kuː]

/kw/

Qual

-употребляет-ся только в сочетании qu

R r

[ɛr]

/r/

Rot, Rose

S s

[ɛs]

/s/

 /z/

Bus

Kuss, muss

Sagen, lesen

- в конце слова

- ss-читаем как  /s/

-перед гласной или между ними

T t

[teː]

/t/

Tochter, Tier

Bitte, Mutter

-произносим с предыханием

-tt читаем как /t/

U u

[uː]

/ʊ/

/u:/

Lust, Ufer

 Uhr Kuh

-сочетание uh читаем как  /u:/

V v

[faʊ]

/f/

/v/

Vater, Volk

 Vase, Viktor

-в иностранных словах

W w

[veː]

/v/

Wasser, was

X x

[iks]

/ks/

Mixen, Taxi

Y y

['ʏpsilɔn]

/ʏ/

/y:/

Ypsilon

Typ

Z z

[t͡sɛt]

/t͡s/

Zehn, Zahn

Ä ä

 э

/ε/

 /ε:/

Ärzte

Hände, Wände

-вначале слова и после гласных

-после согласных

Ö ö

[øː]

/œ/

/ø:/

Österreich

zwölf

- в начале слова

- в остальных случаях

Ü ü

[yː]

/ʏ/

/y:/

Übung, küssen, kühl

-

-произносим долго в сочетании с -h

 ß

[ɛs’t͡sɛt]

/s/

Straße, heiß

Таблица 2. Правила чтения сочетаний согласных  букв

Буквенное обозначение

Звук/транскрипция

пример

примечание

ch

/x/

/ç/

Dach, doch, Wache

Dich, mich, Licht, euch

После a, o, u, au

После е, I, eu

chs

/ks/

Wachsen, Fuchs, sechs

ck

/k/

Becker, Kuckuck

tsch

/t͡ʃ/

Deutschland, tschüs

sch

/ʃ/

Schlange, Schnee, marschieren

sp

/ ʃp/

Sport, springen, spazieren

- в начале слова  и корней

st

/ʃt/

Strasse, Station, Stadium

-в начале слова  и корней

th

/t/

Theater, Theo,

- в иностранных словах

ng

nk

[ŋ]

[ŋk]

Springen, Ding

stink

-нет аналога в русском языке, произносим –н в нос

Таблица 3. Правила чтения дифтонгов

Буквенное обозначение

Звук/транскрипция

пример

примечание

au

 /ao̯/ 

Laufen, Laub

-Читается как в слове пауза

ei

/aə̯/ 

Reich, reiben, mein

Konditorei, Metzgerei

- Читается как в слове май

-ударный суффикс –ei в иностранных словах

eu

/ɔø̯/ 

Neu, neulich

- Читается как в слове мой

äu

/ɔø̯/ 

Läuft, Läuse

- Читается как в слове мой

Ie, ieh

/i:/

Tier,fliehen

- Читается как долгое I

Таблица 4. Правила чтения сочетаний «гласный+согласный»/ «согласный+гласный»

Буквенное обозначение

Звук/транскрипция

пример

примечание

je

ja

ju

jo

/je:/

/ja:/

/ju:/

/jo:/

/j ε:/

Jens, jeder

Januar, Jaguar

Juli, Junj

Joghurt

Verjährung

Звук /j/ похож на русский –й, но произносится с большим шумом

er

ir 

ur

or

ör

ür

/eːɐ/ 

/iːɐ/ 

/uːɐ/ 

/oːɐ/ 

/øːɐ/ 

/yːɐ/ 

Der

Dir

Nur

Bor

Fördern


Tür

Буква –r  читается после всех долгих гласных (исключая а:) на конце слова, в суффиксах –er/ern, в приставках-er/ver/zer как звук /ɐ/

ah

oh

eh

uh

ih

/aː/

/oː/

/eː/

/uː/

/iː/

Fahrt

Lohn

Gehen

Uhr

ihm

Буква – h не читаем после гласных, она указывает на долготу гласного

tion

/tsion/

Tradition, Spedition

Ударный суффикс в иностранных словах,


2.2 Упражнения

Cочетания  согласных с буквой -C

Упражнение 1.1 _сочетание букв- ch:

Прочитайте слова и распределите в два столбика

/x/

/ç/

Dach, Wache, lachen, dich, Licht, doch, Buch, Tuch, Kuchen, kochen, Küche, Loch, richtig, wichtig, Rache, Milch, Buch, Monch, Kirche, Dichter, Frankreich, Pracht, sechzehn, brachte

Упражнение 1. 2 _сочетание букв - sch и – tsch

Прочитайте слова и распределите в два столбика

/ʃ /

/tʃ /

Tasche, waschen, Tschechien, wischen, mischen, Matsch, Deutschland, futsch, tschüs, schon, schreiben, deutsch, Geschenk, Schnecke,

Упражнение 1. 3 _сочетание букв - chs и- ck

Прочитайте слова и распределите в два столбика

/ k/

/ks/

Nachwuchs, Sack, Wrack, Zuwachs, verstecken, meckern, stricken, Socke, Wecker, Kuckuck, wachsenn, sechs, Wachstum, glücklich, drucken, Mücke, zucken, Schnecke, Fuchs

Упражнение 1. 4_ обобщающее упражнение

Прочитайте текст и подчеркните все сочетания букв с согласным –с

In Deutschland und Frankrech wachsen viele  schöne Büsche und Sträuche, welche deutsche Dichter  in ihren Gedichten schon mehrmal beschrieben haben. Die deutschen und französischen Frauen schmücken ihre Küchen mit den Bildern mit den malerischen Landschaften darauf, wo man dieses geschmackvoll und geschickt gemalte Gewächs zu betrachten ist.

Правила чтения буквы –s /- ß/ (см. Tаблицу 1) и сочетаний согласных с буквой –S

Упражение  2.1_Звук  /s/ или /z/

Прочитайте слова и распределите в два столбика

/ s/

/z/

Tasse, Mist, Zoo, Sonne, kraß. Naß, Pass, Nuss, mieserabel, Salbe, Socke, Klasse, Leser, messen, sie, unsere, wissen, Gedächtnis, Siegfried, Priester, lassen, daß, dessen, sehnen, schmeißen, Spaß, Gruß, los, singen, misbrauchen, außer, draußen

Упражение  2.2_сочетание букв sp/st (см. таблица 2)

Прочитайте слова и распределите в два столбика

/ ʃp/ или / ʃp/

/st/  или /sp/

Spinne, Spragel, Last, springen, versperren, Lust, besprechen, stecken, Stille, Spaß, Belastung, Sport, Spießer, Spruderl, Stapel, Dost, misverstehen,  kosten, spritzen, Kastanien, verstecken, spontan, Kostüm, raspeln, Brust, Wespe

Упражение  2.3_обобщающее упражнение

Прочитайте текст и подчеркните все сочетания букв с согласными –s и – ß

Die Sonne scheint sehr stark. Sie steht im Schatten des großen Hauses und bespricht etwas sehr heftig mit seinem Sohn, der sehr schmutzig und amüsant  aussieht und die ganze Zeit nach oben sieht, als ob er etwas verstehen  soll, daß aber für sie unverständlich ist.

Правила чтения буквы- t  и  сочетаний  с ней  (tt/th/ tion) (см. таблица 1/2/4)

Упражение  3.1_/t/ и /t͡sion/

Прочитайте слова и подчеркни букву -t  и  сочетаний  с ней , напишите соответствующий звук

Tier, treiben, Delegation, Mutter, Thüringen , Text, Kapitulation, Theater.Spefikation,  Thermometer, Spedition, Thema, Mathe, Konjugation Technik, Transport, ticken, Tag, Tod, Kommunikation, Thomas, fett, Tugend, Trost, Deklination, Klassifikation, Lutter

Правила чтения букв –p/-t/-k  (см. таблица 1)

Упражение  4.1_/p/ /t/ /k/

Прочитайте слова, обращая внимание на произношение звуков /p/ /t/ /k/ с предыханием

Post, kosten, Kunde, klar, Pferd, Tourist, Post, Kreis, treiben, Pfote, trinken, Pinsel, Preis, Pistole, pauckern, preisen, Poet, Pickel, Thema, Tausend, kaufen, klauen, Tochtter, Tugend, Tafel, Katze, Kloster, Kapitulation, Trost, tierisch,Vater, Taliban, Telefon, Pfeife, Pfanne, Dampf

Правила чтения  сочетаний букв –ng и – nk (см. таблица 2)

Упражение  5.1

Прочитайте слова и подчеркни –ng  и – nk

Springen, klingen, Spange, Wange, fangen, singen, Ding, Klang, denken, Übung, ging, Mündung, Behauptung, lange, gelingen, misslingen, Bedeutung, Ahnung, Ring, Winkel, Durchsuchung, Unterstützung, Stimmung, senken, Verbindung, danke, Winkel, denken, Gang, Sprung, Verpflichtung, Inga, Klinke

Правила чтения умлаутов (см. таблица 1)

Упражение  6.1

Прочитайте слова и распределите их в три столбика

ü

ö

ä

König, Kämme, Mütter, Äpfel, Kürbis, Ärger, blühen, Täter, Türe, Löcher, dürfen, Fön, Österreich, hören, Übung, Mündung, Müll, Krämer, Klöster, dürfen, Nüsse, Mörder, mögen, Wörter, gräbt, bäckt, Mücke, Sünde, Klötze, süchtig, Lächeln, zwölf, über, Wände, würde, fällt, Affäre, über, hätte, Schätzchen, wäre, töten, Täter, wärmer, klüger, erzählen, später, fördern, Füsse, merkwürdig, übersetzen, stören, schöner, gnädig, erwähnen, Fälle, Bälle, für, Hälse, zurück, Vermögen, natürlich, verprügeln, plötzlich, gewöhnen, Gedächtnis, glücklich

Правила чтения дифтонгов

Упражнение 7.1_  дифтонг  -au /ao̯/ ( см. таблицу 3)

Прочитайте слова, подчеркивая дифтонг /ao̯/

Laufen, brauchen, Laub, außer, Maus, bauen,  saugen, klauen, draußen, Laut, Braut, Haus, erlauben, Urlaub, pauken, trauen, saufen, Bauer, Stau, sauber, Mauer, flauschig, Paul, Maul, Tausend, Frau

Упражнение 7.2_  дифтонги  -ei /aə̯/  и ie/ieh ( см. таблицу 3)

Прочитайте слова и распределите в два столбика

/aə̯/ 

/i:/

Miene, Heissen,Eis, leiden,kapieren, meinen,Metzgerei,  Leinwand, lieben, Leib, meiden, schmeißen, weiß, Diele, reiben, riesig, liegen, wiegen, klein, weinen, Reihe, mein, nein, Vieh, frappieren, Schweiß, , Bäckerei, zeigen, beißen, Kiel, Wien, Wein, drei, Dieb, dabei, Konditorei

Упражнение  7.3_  дифтонги  -eu и äu /ɔø̯/ ( см. таблицу 3)

Прочитайте слова и подчеркни дифтонги -eu и äu.

Neu, läuft, Mäuse, neulich, neun, Bäume, teuer,  Häuser,  Leutnanmt, Gebäude, läutet, Eule, Räume, neunzig, Leute, euer, Spielzeug, Feuer, Bräute, Keule, Bäuerin, Sträuße, Deutschland, deutlich, Bäume

Упражнение 7. 4_ обобщающее упражнение

Прочитайте текст и подчеркните дифтонги

Die kleine Heidi ist krank. Sie weint, sogar heult den ganzen Abend. Sie reibt ihre Augen und niest jede Minute. Die blauen Flecken unter ihren Augen sind zu sehen. Man sieht, dass sie sehr traurig ist, weil sie nicht spazieren gehen kann. Sie beobachten die Leute draußen, die vorbeigehen. Sie sieht die neuen Spielzeuge unter dem Baum, die  sie dort gestern liegen liess und fängt an noch lauter zu weinen.

Правила чтения сочетаний букв _cогласный+гласная/гласная+согласный

Упражнение 8.1 j_+гласная (см. таблицу 4)

Прочитайте слова и подчерните сочетания «j+гласный звук» в них.

Jeder, Januar, Jahrzehnt, Jäger, jammern, jubeln, Jakob, juckt, ja, jawohl, Juni, Juli, Jupiter, Justiz, Jura, Jörg, Josef, jenes, Jahr, jetzt, jeweils, Jugend, jährlich, bejahen, Verjährung

Упражнение 8.2.1_ гласный звук+r (см. таблицу 4)

Прочитайте слова и подчерните сочетания гласный звук+r

Mir, der, wer, Leser, Messer, wir, unser, euer, Lehrer, erlernen, vergessen, er, erfahren, Ferkel, Uhr, nur, Kur, vertrauen, Fahrer, klarer, Bier, Tier, zerbrechen, fuhr, Vater, Mutter, aber, zerbrechlich, klettern,

Упражнение 8.2.2_звук /r/ или /ɐ/ (см. таблицу 1_ 4)

Прочитайте слова и распределите в два столбика

/r/

/ɐ/

Rabe, rauchen, erlebn, dir, traube, mir, frieren, Ruhm, Ruf, waren, fahren,rief, Meer, Schimmer, frisch, ihre, irren, rasten, fressen, wandern, lernen, Ratte, starr, Star, reibeb, rufen, Robbe, reif, Kloster, vergessen, verdringen, Riese, Fahrer, pressen, Herz, fertig, Tür

Упражнение 8.3.1_гласный звук+h (см. таблицу 1_ 4)

Gehen, Fahrer, lehren, Schuh, Uhr, Lehrer, Kohle, Kuh, Zahl, Stuhl, stehen, Ohr,Ruhm, Wohnung, fahren, lohnen, sieh, Wahl, wohl, Vieh, Fahne, zahlen, lehnen, blühen, kühl, Ruhe, kahl

Упражнение 8.3.2 _правила чтение буквы –h (см. таблицу 1_4)

Прочитайте слова и распределите в два столбика

h произносим

h  не произносим

Daher, Haus, befahren, hinter, Hamster, behaupten, Lohn, wohnen, Haut, Hahn, heute, dahinten, fahren, ruhen, zählen, Huhn, hunger, Hund, heulen, Hase, hart, Himmel,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные правила чтения.

Учащиеся часто путают чтение гласных в открытых и закрытых слогах, чтение буквосочетаний и некоторых согласных. Данная таблица поможет ребятам и родителям вспомнить основные правила....

основные правила чтения в английском языке

в данной презентации приведены основные правила чтения в английском языке. данная работа предназначена для обучения чтению детей 2 класса...

Запоминаем основные правила чтения

Учебно методические материалы...

Основные правила чтения букв и буквосочетаний английского языка

Правила чтения букв и буквосочетаний английского языка...

Основные правила чтения английского языка

Основные правила чтения английского языка...

Основные правила чтения во французском языке

Основные правила чтения букв и буквосочтаний во французском языке...

Основные правила чтения на английском языке

Слайд-шоу, обобщаяющее первостепенные правила чтения и обучающее учащихся 4-5 классов чтению английских слов и основным правилам слогоделения....