Методическая разработка "Изучаем грамматику с интересом (немецкий язык)"
методическая разработка по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Стегачева Елена Петровна

Как сделать интересным процесс изучения грамматики немецкого языка. Рекомендации для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx250.89 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматика немецкого языка сложна для учащихся. Она не есть только сумма правил, а должна способствовать расширению кругозора учащихся и развивать их мышлений

Человеческая память имеет ряд интересных особенностей.

Человек запоминает

10 % от того что он читает

20 % того что он слышит

30 % от того что видит

50 % от того что он слышит и видит

70 % от того что сам рассказывает

90 % от того что сам делает.

Изображения/test/images/Untitled-1_01.jpg

Изображения/test/images/Untitled-1_03.jpg

Изображения/test/images/Untitled-1_05.jpg

Что мы читаем

Что мы слышим

Что мы видим

../../../../Pictures/images/Untitled-2_01.jpg

../../../../Pictures/images/Untitled-2_03.jpg

../../../../Pictures/images/Untitled-2_05.jpg

Что мы видим и слышим

Что мы сами говорим

Что мы делаем

Для облегчения работы учащихся при усвоении грамматических правил немецкого языка следует учитывать учебно- психологические принципы:

  1. Корректность
  2. Ассоциация с уже известной информацией
  3. Интерес при усвоении
  4. Что можно предложить для самостоятельной работы.
  5. Контакт с родным языком
  6. Необычность.

При изучении грамматического рода существительных надо знать, что во многих случаях, род названий одних и тех же предметов на русском и немецком языке не совпадает.

Die Sonne - солнце

Die Kreide - мел

Das Zimmer - комната

Род существительных можно иногда узнать по значению, иногда его просто нужно запомнить. На немецком языке пару существительных можно определить по значению или по способу их образования, например по суффиксу, так как суффиксы придают существительному определенное значение. Одним из способов запоминания является квази - слово. Квази - слово - это вымышленное слово , созданное, например, из суффиксов имен существительных. Родовые окончания существительных в виде квази - слова - один из способов запоминания рода имени существительного.

род

суффиксы

квази-слово

Ж.р.

-heit, -ing, -keit, -ei, -schaft, -ion, -itat, -ik.

Die

Heitungkeiteischaftionitatik

М.р.

Ср.р.

-ig, -ling, -or, -ismus.

-tum, -chen, -ma, -ment, -(i)um, -lein.

Der Iglingorismus

Das Tumchenmamentumlein

При изучении союзов и предлогов немецкого языка можно использовать картинки- схемы. Со своими учениками я использовала этот метод при изучении предлогов с дательным и винительным падежами. Их всего девять, поэтому мы рисовали:
Изображения/Untitled-3.jpg

Также можно использовать рисунок с изображением различных предметов в пространстве. Это целесообразно при объяснении, когда существительное находится после предлога в дательном, а когда в винительном падеже.

Учитель объясняет, что если предмет сейчас где-то находится, то существительное имеет дательный падеж, если куда-либо перемещают, то существительное имеет винительный падеж.Изображения/Untitled-5.jpg


Предлоги требующие Akkusativ.Изображения/Untitled-6.jpg

Для изучения предлогов с винительным падежом есть песенка из сборника Singt deutsche Grammatik" Она довольно легко запоминается и легко поется. В шестом классе мы разучивали один куплет и припев.

„Durch das Fenster sehe ich,

Durch das Fenster sehe ich dich,

Durch den Vorhang siehst du mich,

Oder siehst du mich doch nicht?

Du bist wirklich gar nicht dumm
Durch, für, gegen, ohne, um

На каждый предлог есть один куплет.


Предлоги, требующие дательного падежа,
легко запоминается в виде стихотворения. Можно, например, использовать такое:

Aus, bei, mit, nach, seit, von, zu- musst mit Dativ schreiben du!

Предлоги, требующие родительного падежа.

Während des Sommers ist es heiß
Wegen der Sonne, trotz des Regens

Um des Lehrers willen lerne ich Deutsch

Anstatt mich ins Bett zu legen

Diese Präpositionen liebe ich

Und ich kenne Genitiv

Это все облегчает изучение и запоминание предложных конструкций, так как употребление существительного с предлогом или без предлога не всегда совпадает в русском и немецком языке. Довольно сложно учащиеся запоминают образование степеней сравнения прилагательных. Но на своих уроках формулируя правила, я давала детям рисунок - схему. При этом за основу использовалось схематическое изображение корня слова, которое учащиеся использует на уроках русского языка.

Итак, все правила уместились на одном рисунке.
Учащиеся хорошо запоминают рисованную информацию. Даже в начальной школе при объяснении, например, изменения корневой гласной во втором и третьем лице единственного числа у глаголов "lesen" и "sprechen" или отсутствия «s» в окончаниях глаголов во 2 лице ед.числа «tanzen, lesen», дети с удовольствием слышат, что буква ушла «отдохнуть».

Особую сложность в немецком языке представляет собой порядок слов в предложении, особенно в сложноподчинённом. Для облегчения запоминания можно использовать «птицу, которая всегда летит назад». Она вся состоит из подчинительных союзов.


Если, например, учащийся делает ошибку, стоит лишь спросить: »Куда летит птица?»

При изучении грамматики можно широко использовать сборник « Singt deutsche Grammatik“, который можно найти в интернете. В сборнике есть песенки на изучение предлогов, спряжение глаголов, повелительное наклонение; стран, с названием женского рода и многое другое (список прилагается).

Также можно использовать пословицы и поговорки, например, при изучении глаголов с дополнениями в определенном падеже (глаголов с управлением).

  1. Hier dir selbst, denn hilft dir Gott!
  2. Glaube keiner Statistik, die du nicht selbst gefälscht hast.

К сожалению, на подобные «Выдумки» не всегда хватает времени, хотя они существенно облегчают как запоминание и изучение грамматических правил, так и работу учителя по объяснению и закреплению грамматики.

А для закрепления материала можно использовать не только систему упражнений, но и различные игры, такие как “Lotto”, “Domino”, “Kartenspiel” и прочие, подробное описание которых я давала в предыдущей методической теме.

Итак, можно сделать вывод, что занимательные формы презентации грамматического материала способствуют более глубокому и прочему усвоению его учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по немецкому языку "Старый немецкий город"

Данная методическая разработка создана с целью приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка, расширить кругозор учащихся, научить детей рассказывать о городе, в частности, в умении назвать и ...

методическое пособие для занятий по немецкому языку для студентов экономических специальностей

В сборник вошли лексико-грамматические упражнения для учащихся СПО и НПО....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку «Встреча с гостями из Зальцгиттера»

Внеклассное мероприятие «Встреча с гостями из г.Зальцгиттера» проводится в форме пресс-конференции. Главными участниками являются обучающие...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку "Знатоки немецкого языка"

Данная разработка представляет собой игру-викторину по немецкому языку, которую можно провести в рамках предметной недели или организовать на кружке немецкого языка...

Методическая разработка практического занятия по немецкому языку для студентов 1 курса «Немецкая молодежь в борьбе с национал-социализмом в годы Второй мировой войны»

Методическая разработка аудиторного занятия по дисциплине ОУП.03 Иностранный язык для студентов 1 курса.Цель разработки: формирование у обучающихся гуманистического мировоззрения; воспитание нравствен...