Проектная методика в обучении немецкому языку
методическая разработка по немецкому языку на тему

   Метод проектов не является принципиально новым в мировой политике. Он возник ещё в 1920 году в США и разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Они предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для детей, для решения которой им необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направлять мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов

Проектная методика в обучении

немецкому языку

Выполнила  Якушкина Т.Н.

МОУ СОШ № 85

Сормовского р-на

г. Н. Новгорода

Нижний Новгород

2012 год

План

  1. Из истории методики проектов.
  2. Особенности проектной методики на уроках иностранного языка.
  3. Что же такое проект?
  4. Основные требования к использованию метода проектов.
  5. Типология проектов.
  6. Структурирование проекта.
  7. Параметры внешней оценки проекта.
  8. Формирование мотивации у учащихся.
  9. Основные трудности в использовании проектной методики.

    10. Проектная методика как способ организации речевого                                              

     взаимодействия.

  1. Проект "Deutsche Märchen".
  2.  Информационный проект.
  3.  Проект "Die Zukunft beginnt schon jetzt".
  4.  Приложение.

Из истории методики проектов

   Метод проектов не является принципиально новым в мировой политике. Он возник ещё в 1920 году в США и разработан американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Они предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личные интересы. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для детей, для решения которой им необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направлять мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска.

Метод проектов со временем претерпел некоторую эволюцию. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другим словом, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

   Русских педагогов метод проектов привлек ещё в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога  С. Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

   При советской власти эти идеи стали широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в школьной практике.   В зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и во многих странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремится найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Особенности проектной методики на уроках иностранного языка

   В основе метода проектов лежит развитие навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания.

   Поэтому, когда говорят о методе проектов, то имеют в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, способность прогнозировать результат и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени.

      Очень часто учителя иностранного языка сталкиваются в своей работе с тем, что самые интересующие учеников темы и наиболее затрагивающие их интересы, вызывают у них наибольшие языковые трудности. Зазубривание новых слов, постоянный контроль со стороны учителя губительны для мотивации к изучению иностранного языка  и отбивают интерес у учащихся. Выходом из этого противоречия является интенсивная работа над конкретным проектом, когда работа над языком становится вторичной и служит лишь средством для достижения своей конкретной цели.

    Один из принципов, заложенных в основу курса  "Deutsch Schritte", провозглашает необходимость деятельного характера обучения немецкому языку, что подразумевает использование различных форм работы: парных, групповых, коллективных, индивидуальных. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроке является проектная методика  или метод проектов.

   Проекты, которые выполняют ученики  в ходе работы над темой, должны создавать условия для их реального общения на немецком языке (переписка, встречи  с носителями языка) или имитировать общение средствами коллективной игры. Проект предлагается учителем, который рекомендует соответствующую структуру и порядок выполнения работы. Каким будет результат, решают сами учащиеся, в процессе осуществления проекта. Урок иностранного языка увязывается, таким образом, с реальностью, учащиеся понимают, что они действительно могут оперировать языком.

   Данный методический прием обладает образовательным и воспитательным потенциалом и используется на любом  этапе обучения иностранному языку. Петь, играть читать, фантазировать и экспериментировать, музицировать, проявлять любые свои способности позволяет учащимся проектная методика. При этом она соответствует Нюрнбергским рекомендациям: ориентирована на ребенка, соответствует его запросам, планам и интересам.

Что же такое проект?

  • Проект – это совместная творческая работа учащихся и учителя, нацеленная на конечный продукт.
  • Определение и выбор темы должны происходить в совместной работе учителя и учащихся и опираться на опыт учеников.
  • Пути решения должны определяться и испытываться в группах. Неправильный путь – это тоже результат, служащий для приобретения опыта.
  • Учитель – это помощник и консультант, предоставляющий как можно больше свободы в принятии решений.
  • Промежуточные результаты следует обсуждать в группе, что помогает не упустить суть идеи проекта и тренирует способности вести дискуссию, критиковать и вносить свои предложения.
  • Следует стремиться привлекать и использовать другие предметы, устанавливать межпредметные связи.
  • Конечный продукт – это продукт всей группы (также и учителя), поэтому критиковать следует не отдельных учащихся или группу, а совместное планирование, рефлексию и выполнение.
  • Проект считается законченным лишь после презентации конечного продукта.

С педагогической точки зрения, проектирование – это творческая учебная деятельность:

  • проблемная по форме предъявления материала;
  • практическая по способу его применения;
  • интеллектуально нагруженная по содержанию;
  • самостоятельная по характеру добывания знаний;
  • протекающая в условиях постоянного конкурса мнений, предложений.

Основные требования к использованию метода проектов

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Выбор тематических проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учитель определяет тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов, предназначенная для внеурочной деятельности, может быть предназначена и самим учащимся, которые ориентируются на собственные интересы, творческие и прикладные.

Типология проектов

 

   Тип и содержание проекта может меняться в зависимости от возраста учащихся, сформированности у них коммуникативных умений и навыков. Тип проекта можно определить по определенным признакам:

  1. Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительная.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность выполнения проекта.

Если в деятельности доминирует исследование, то проект называется исследовательским. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, соответствующих методов, в том чиспе экспериментальных и опытных работ. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, частично или полностью совпадающие с научным исследованием.

    Творческие проекты предусматривают соответствующее оформление результатов. Такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и развивается, подчиняясь жанру конечного результата. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, празднике). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, драматизации, программы, плана сочинения.

   Ролевые проекты. Участники проекта принимают на себя роли, обусловленные содержанием проекта и его характером.Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения,осложняемые придуманными участниками ситуации. Степеньтворчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.

Практико-ориентированный проект.

 Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы может быть газета, документ, видеофильмы, звукозапись, спектакль, проект закона и т.д.   Проект подобного рода требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки и презентации полученных результатов и варианты способов применения их на практике.   Информационные проекты.

 Такой тип проекта направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенное для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

   Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта, его актуальность, источники информации;
  • обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами);
  • результат (статья, реферат, доклад);
  • презентация.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью, модулем.

Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска имеет следующую последовательность:

  • предмет информационного поиска;
  • поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
  • аналитическая работа над собранными фактами;
  • выводы;
  • корректировка первоначального направления;
  • дальнейший поиск информации;
  • анализ новых фактов;
  • обобщение;
  • выводы;
  • заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

По второму признаку – предметно-содержательной области – можно выделить два типа проектов.

Монопроект. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы и темы, например, связанные со страноведением. Такие проекты требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний и умений, приобретенных учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма презентации, которую ученики выбирают сами. Часто работа над такими проектами имеет своё продолжениев виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).

   Межпредметные проекты.

Они выполняются, как правило, во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два – три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы творческих групп, имеющих четко определенные задания, хорошо продуманные формы промежуточных и итоговой презентаций.

   По характеру координации проекты могут быть:

  • С открытой координацией

В таких проектах координатор непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также коордиинруя деятельность всех участников.

  • Со скрытой координацией

Учитель не вмешивается в работу над проектом, но внмательно наблюдает за процессом и может выступать в роли советчика и помощника.

   По характеру контактов проекты различают внутренние и региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, либо между школами или классами внутри региона.

   Международные (участники проекта являются представителяим разных стран). Здесь широкие возможности предоставляет использование интернета и мультимедийных технологий.

   По количеству участников проекта можно выделить:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).

По продолжительности выполнения проекты бывают:

-краткосрочными (для решения небольшой проблемы, 2 – 4урока)

-долгосрочными (от одного до нескольких месяцев)

-средней продолжительности (от недели до месяца).

Как правило, работа над краткосрочным проектом проводится по отдельному предмету; иногда с привлечением знаний из другого предмета. Проекты средней и значительной продолжительности содержат достаточно крупную проблему или несколько проблем. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, которые имеют признаки исследовательских и практико-ориентированных. Каждый тип проекта характеризуется тем или иным видом координации, сроком исполнения, этапностью, количеством участников. При работе над проектами используются различные формы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом:

-определение целей исследовательской деятельности

-выдвижение проблемы исследования

-формулировка гипотезы о возможных способах решения проблемы

-уточнение проблем, выбор процедуры сбора и обработки информации.

   В зависимости от темы проекта и интересов учащихся состав участников может меняться. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно над проектом работают группы из трёх-четырёх человек.

  Особенно велика роль учителя  в данной методике: он координирует, планирует каждый этап проекта, направляет работу участников.

Структурирование проекта

  Учитель может сам наполнить проекты содержанием, исходя из интересов своих учеников, степени их обученности, основываясь на общеметодической схеме создания проекта, предложенной

 Е. С. Полат. Она включает в себя 7 этапов:

  1. Определение проблемы предполагаемого проекта: его задач, его типа, количество участников.
  2. Выдвижение и обсуждение с детьми гипотез решения основной проблемы.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение  способов их решения и распределение заданий между членами группы.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым или индивидуальным исследовательским творческим задачам. Один, например, рисует плакат или рекламу, другой собирает фактический материал и т.д.
  5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.
  6. Защита проектов. Этот этап работы над проектом всегда должен быть праздником для ребят. Одновременно это очень ответственный момент. Ведь весь отобранный, творчески оформленный материал, надо так ярко и эмоционально преподнести, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый чужой проект – сюрприз.
  7. Коллективное обсуждение, выводы, оценка. Очень важно на данном этапе дать учащимся выразить своё мнение, обменяться впечатлениями.

Параметры внешней оценки проекта

   Особую роль на завершающем этапе играет оценка, при выставлении которой учитывается активность каждого участника в соответствии с его возможностями, коллективным характером принимаемых решений, характер принимаемых решений, характер общения, эстетика оформления. Оценка в большой степени зависит от типа проекта, его темы, условий проведения. В исследовательском проекте шаг за шагом отслеживается и оценивается поэтапная работа учащихся. Кроме того, необходимо оценить также речь учащихся на иностранном языке: фонетическую, грамматическую, лексическую правильность, разнообразность речевых образцов. Тем не менее не следует заострять особое внимание на ошибках, их можно незаметно записать и систематизировать, а затем отработать на уроках в различных упражнениях. Каждый проект заслуживает одобрения и похвалы:  в него вложен труд  и творчество. Необязательно работа учащихся может быть выражена в форме отметок, возможны самые разные формы поощрения. В игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, целесообразно использовать балльную систему. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу всё равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь. Внешняя оценка необходима, она может принимать различные формы, в зависимости от множества факторов. Учитель и эксперты проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но ненавязчиво и тактично. Для внешней оценки проекта  рекомендуются следующие параметры:

  • Значимость и актуальность выдвигаемых проблем, их соответствие изучаемой тематике.
  • Корректность используемых методов исследования и методов обработки результатов.
  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
  • Коллективный характер принимаемых решений.
  • Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
  • Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
  • Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, делать выводы.
  • Эстетика оформления результатов выполненного проекта.
  • Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность, аргументированность ответов каждого члена группы.

   На разных этапах методики меняется роль учителя: если на начальном этапе он координирует деятельность учащихся, то на среднем и старшем этапе учащиеся работают более самостоятельно, лишь при необходимости прибегая к помощи учителя, и здесь увеличивается срок реализации проекта.

 

Формирование мотивации у учащихся

  Как отмечают современные психологи, нынешнее падение интереса к обучению объясняется разрывом процесса обучения, его содержания, методов и организации с реальными мотивами обучения. Наиболее реальный путь формирования мотивации у учащихся – это обращение к  действительно интересным для них проблемам, создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Лишь тогда знания, понятия, ценности, приобретенные в школе, становятся значимыми, когда они находят применение в реальной жизни. И лишь тогда урок становится интересным, когда именно в школе находятся вопросы, генерируемые социальным окружением ученика. Создавая для себя определенную картину мира, ученик находит в ней и свое место.

   Предлагаемые для разработки темы проектов способствуют не только развитию интереса учащихся к учебе, но и приобщают их к различным видам культур. Так, проекты, предлагающие учащимся сравнить систему образования в Германии и России, помогают найти общее в образовательной системе стран и существенные различия.

   Приобщение учащихся к эстетической культуре происходит в ходе разработки проектов, предполагающих сопоставление, сравнение различных явлений и достижений в сфере литературы, искусства, музыки, кино в России и странах изучаемого языка.

Выполнение различных экологических проектов способствует развитию экологической культуры, дает школьникам возможность обобщить всё, что сделано человеком за последние годы в области сохраняющих природу технологий.

   При использовании метода проектов мотивация может быть вызвана стремлением к общению в процессе восприятия и усвоения информации, интересом к ролевой игре, в которой можно выразить своё отношение к ситуации, герою, скрываясь под его маской, не надо бояться быть высмеянным и, соответственно, можно примерить на себя различные роли, усваивая правила поведения в окружающем мире. Так происходит становление личностно-индивидуального образа, развитие самобытности личности.

   При разработке темы каждая группа выбирает ту проблему или задание, которые им интересны и важны, связывая тем самым учебный процесс с реальной жизнью, включаясь в процесс социализации, освоения различных способов жизнедеятельности.

   Использование мотивации, вызванной эмоционально-личностным интересом учащихся к языку и стране изучаемого языка, не только способствует приобщению к культуре этой страны, но и обеспечивает реализацию еще одной стратегии воспитания, а именно процесса собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения её ценностей.

   Поскольку большая часть старшеклассников начинает обдумывать свою будущую деятельность, ведущее место начинает играть мотивация, связанная с выбором профессии и с самоопределением.

   Разработка проекта помогает ученикам расширить свои интересы и углубить свои знания в тех или иных областях. Совместная работа в группах учит навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор, проявить свое "я".

   Е.С. Полат выделяет 3 основных принципа при обучении в группе:

  1. Какое-либо поощрение за работу получают все члены группы или команды. Группы не соревнуются друг с другом, так как каждая имеет свое собственное задание и свое время на его выполнение.
  2. Каждый ученик персонально отвечает за успех или неуспех группы. Каждый член группы знает об успехах или просчетах партнеров. Он может прийти на помощь, объяснить, вернуться к ранее изученному материалу.
  3. Все учащиеся имеют равные возможности для достижения успеха своей группы.

Эти правила имеют огромный воспитывающий потенциал: слабый ученик приносит очки наравне с сильным и чувствует свою значимость и необходимость в общей работе, поднимаясь в собственных глазах.

   В основе обучения в группе лежит идея не соревнования, а сотрудничества. Общий успех группы зависит от каждого, а это значит, что каждый должен осознавать ответственность за свою часть работы, и у каждого есть возможность проявить себя.

Основные трудности в использовании проектной методики

Какой бы простой и привлекательной ни казалась проектная методика, она имеет свои подводные камни. Тот, кто уже сталкивался с этой методикой, знает, что одна из основных проблем при работе над проектом – это время. И не только время для подготовки. Проект должен созреть в головах учеников, они должны усвоить материал, прийти к определенному решению, выбрать из множества идей самый действенный способ презентации зачастую самых фантастических идей. Все это требует терпения, выдержки и времени. А сколько времени уйдет на то, пока каждый определится со своим местом в проекте, своей целью и своей задачей? А еще нужно придерживаться определенных сроков и заданий.

 Ученики привыкли к тому, что учитель обязан учить, а они должны учиться, т.е. выполнять постоянно указания учителя. Некоторым с трудом приходится привыкать к перераспределению ролей, им трудно проявлять инициативу, самим принимать решения.

   Кроме того, проектная методика не сводится к лозунгу: Учитель отдыхает, ученики работают! Учитель – это собеседник, помощник, равноправный партнер и главный, но незаметный в этой роли для учеников организатор всего процесса.

Проектная методика как способ организации речевого  взаимодействия

На первом же уроке немецкого языка учащиеся 5 классов знакомятся с учебником И. Л. Бим " Deutsch die ersten Schritte" и читают обращение автора, которое звучит так: " Особыми вехами на твоем пути будут творческие дела – проекты. Каждый может написать по-немецки "Книгу о себе", украсить ее рисунками и представить на выставку. Можно составить и групповой портрет класса – кратко рассказать обо всех ребятах, о каждом в отдельности и т.д."

    С учащимися 5 классов мы составляем анкету, и я заранее сообщаю, что в ней можно написать любую информацию о себе: Name, Alter, Adresse, Eltern ,Geschwister, Haustier, Lieblingsfarbe, Lieblingsblume, Freizeitbeschäftigung ( Hobby ).

сообщаю, что в ней можно написать любую информацию о себе: Name, Alter, Adresse, Eltern ,Geschwister, Haustier, Lieblingsfarbe, Lieblingsblume, Freizeitbeschäftigung ( Hobby ).                                                                                                                                                                              

Mein Steckbrief

 Das bin ich.

Mein Name:

Meine Anschrift:

Meine Telefonnummer:

Meine Eltern:

Meine Geschwister:

Das mache ich gerne:

Das mache ich nicht gerne:

Meine Hobbys:

Mein Haustier:

Meine Lieblingsfarbe:

Mein Lieblingssport:

Meine Lieblingsgruppe:

Meine Lieblingsblume:

Mein/e Freund/in:

 

 С учащимися 5 класса мы проводим телемост Россия – Германия. Учащиеся делятся на 2 группы: одна – российские школьники, другая – немецкие. На уроках оформляем бейджики. Ребята выбирают себе немецкие имена, город, в котором они живут, сообщают о возрасте. Особенно счастливы те, кто представляет немецких школьников.

 На данном этапе учащиеся только знакомятся с методом

проектов, и учителю вместе с учащимися следует освоить только отдельные этапы  проектной работы  (работа  в парах, группах, демонстрация результатов выполнения работы).

 Формы защиты проекта самые разнообразные: конкурсы, викторины. Они могут быть направлены на проверку страноведческого материала, на создание наглядных пособий для кабинета или раздаточного материала и т.п.

Проект "Deutsche Märchen"

Тип проекта: творческий игровой

Планируемый результат: учащиеся придумывают и разрабатывают схему проведения конкурса и проводят его в классе. В рамках конкурса проходит конкурс рисунков и инсценировок немецких сказок.

Группы: 5-6 человек

Задачи:

•        Активизировать изученный лексико-грамматический материал.

•        Совершенствовать навыки аудирования.

•        Учиться обосновывать свое мнение.

•        Расширение кругозора учащихся.

Работа над проектом

Первый этап

   Ознакомившись с немецкими сказками в книге для чтения к учебнику 7 класса и прочитав сказки немецких писателей по рекомендации учителя, учащиеся вместе с учителем обсуждают проведение конкурса "Немецкие сказки".

1)        Кому адресован конкурс?

Он может проводиться среди одноклассников, для учеников всей параллели, для учащихся младших классов.

2)        Его содержание.

3)        Возможные формы проведения.

4)        Способ определения и награждения победителей.

После этого учащиеся делятся на группы и распределяют                            

задания. В конкурсе на лучший рисунок предлагается принять участие всем желающим. Каждая группа по согласованию с учителем (чтобы избежать повторов) выбирает себе один из отрывков из немецких сказок для инсценировки и распределяет роли.

Второй этап

Учащиеся репетируют свои инсценировки, готовят рисунки, пишут рекламное объявление о проведении конкурса, придумывают и изготавливают эмблемы для своих команд.

Заключительный этап

Проведение конкурса, участие в котором оценивает независимое жюри. Как внеклассное мероприятие для младших классов конкурс можно провести на русском языке.

Примерные задания:

1)        Кто больше вспомнит немецкоязычных сказочников?

2)        В названиях каких немецких сказок встречаются числительные?

3)        К какой сказке эта иллюстрация? (Используются рисунки участников конкурса рисунков).

4)        В какой сказке этот предмет играет важную роль? ( Метла – "Золушка", сапоги – "Кот в сапогах", веретено – "Спящая красавица", глиняный горшок – "Горшок каши" и т.п.)

5)        Героев каких сказок вы здесь видите? Предлагается большой коллаж на тему немецких сказок.

6)        Кто быстрее соберет сказку? Предлагается серия картинок или паззл.

7)        Аукцион: кто больше назовёт героев немецких сказок?

  После каждого задания группы поочередно демонстрируют свои инсценировки, остальные участники должны отгадать название сказки и её автора.                                                                                                                                                                            

 

Информационный проект

     

   Мне хотелось бы рассказать об одном из информационных проектов, над  которым мы работали с учащимися 11 класса. При изучении темы " Музыка" учащиеся получили задание найти как можно больше информации о музыкальных направлениях и их особенностях, о немецких группах и певцах, об отношении немецкой молодежи к музыке. Работая над проектом, учащиеся использовали материалы из журнала "Juma", учебник, кассеты. Презентация проекта проходила в виде сообщений, подготовленных каждой группой, и сопровождалась исполнением немецких песен. Например, одно из сообщений было посвящено популярной немецкой группе "Принцы".

   Zu den populärsten deutschen Popgruppen gehören "Die Prinzen". Seit der Wende (1990) reist diese Popgruppe aus Leipzig durch alle Bundesländer. Die Karriere der Gruppe ist bemerkenswert. "Die Prinzen" sangen früher im Leipziger Thomanerchor Bach-Kantaten. Als sie wegen des Stimmbruchs und auch wegen unanständigen Verhaltens von dem Knabenchor ausgeschlossen wurden, schlossen sich die fünf zur Band zusammen. Die Band eroberte zum ersten Mal mit A-Capella-Liedern die Hitparaden. Grossen Erfolg hatten "Die Prinzen" mit frechen Liedern und mit ihrem Hit "Ich wär so gerne Millionär". Hier ist der Refrain dieses Liedes:

        Ich wär' so gerne Millionär,

        Dann wär' mein Konto niemals leer.

        Ich wär' so gerne Millionär,

        Millionenschwer

        Ich wär' so gerne Millionär.        

   Heute erinnern sich die ehemaligen Thomaner gern an die Zeit zurück,als sie wie die Engel im Leipziger Thomanerchor gesungen haben.  

Идея проекта

Обучение иностранным языкам в современном обществе

выходит за рамки понятия "овладение иностранным языком" как умение понять собеседника и выразить свои мысли, а также извлечь информацию из текста. Своеобразный "языковой бум", затронувший все слои населения, определяет новый социальный статус иностранного языка как инструмента многостороннего развития личности, инструмента общения в диалоге культур. Однако, задачи урока остаются неизменными: это всё те же образование, развитие и воспитание личности, основным средством решения которых является познавательная активность. Но именно познавательная активность учащихся на уроках немецкого языка, как нам кажется, имеет тенденцию сокращения, а не роста. С чем же это связано? Если не касаться социальных проблем, то, пожалуй, можно назвать несколько причин. Во-первых, это большой объём материала, который учащиеся должны усвоить на уроке. Информационный поток всё увеличивается, а время урока остается неизменным, количество часов по предмету остается прежним. Во-вторых, современные подростки болезненно реагируют на свои неудачи. Боязнь неуспеха приводит к тому, что слабые учащиеся стараются не

проявлять себя на уроке, выполняют задания механически, вместо творческих работ, где надо проявлять своё "я".

   Как же устранить эти причины? Как помочь современному школьнику усвоить максимум знаний, умений и навыков по иностранному языку и в то же время повысить самооценку, развить коммуникативные качества, без которых ему очень трудно придется в жизни?

   В своей работе я применяю данную методику на повторительно – обобщающих уроках, на уроках закрепления. Применение любых форм организации познавательного процесса должно вытекать из тех целей и задач, которые ставит перед собой учитель на каждом конкретном уроке.

   Итак, цель данного инновационного проекта: активизация познавательной творческой деятельности учащихся на уроках немецкого языка.

 Задачи:

        Развитие коммуникативных умений учащихся во время групповой работы над проектом

        Создание "ситуации успеха" для слабых учащихся

        Постановка перед сильными учащимися задач наиболее   полного использования своих знаний, умений и навыков по  предмету

        Приобщение учащихся к самостоятельной деятельности.

Проект "Die Zukunft beginnt schon jetzt"

Тип проекта: информационный, исследовательский

Планируемый результат: учащиеся собирают информацию о различных профессиях, проводят социологический опрос среди сверстников о популярных среди молодежи профессиях, анкеты, делают коллаж.

Задачи: 1. Учиться делать опрос, обобщение.

              2. Учиться рассказывать с опорой на образец.

Тип группы: 3-4 человека.

Время работы: 4 урока.

Работа над проектом

Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Каждая группа выбирает задание. Одна группа проводит социологический опрос среди сверстников "Wer will was werden?"

Berufe

Mädchen

Jungen

Insgesamt

Manager

Buchhalter

Steuerberater

Designer

Bankkaufmann

                        

Другая группа проводит анкетирование одноклассников:

-        Was ist für dich bei der Berufswahl wichtig?

-        Wer hat dir bei der Entscheidung geholfen? Wer informiert dich?

-        Welche Ausbildung brauchst du für deinen Traumberuf?

-        Welche Fähigkeiten und Kenntnisse braucht man für diesen Beruf?

3-я группа учащихся делает коллаж по теме "Die meist gefragten Berufe in Russland". Учащиеся собирают различные объявления из газет, статьи, вырезки.

4-я группа готовит рассказ о профессии официанта, начиная его с вопроса: Was meinen Sie, um welchen Beruf geht es?

Der 6-jährige Thomas erklärt: "Diese Menschen sind sauber gekleidet, höflich, lächeln ihre Gäste freundlich an, dedienen sie und bekommen Trinkgeld."

Kellner

Dieser Beruf ist für den, der mit den Menschen leicht Kontakte knüpfen kann. Er soll freundlich und zuvorkommend sein. Zu seienr Tätigkeit gehört die Beratung und die Bedienung der Gäste entsprechend ihren Wünschen.Man muß genau alle Getränke und Gerichte der Gaststätte kennen, um den Gästen eine richtige Auskunft zu geben. Der Beruf des Kellners ist interessant aber anstrengend.

Der Kellner nimmt Bestellungen auf und serviert Speisen und Getränke. Das sieht leichter aus, als es ist. Oft muß er viele Teller auf dem Tablett tragen. Die Rechnung verlangt Genauigkeit. Es ist wichtig, alles gut zu erfüllen.

Um Kellner zu werden, muß man zuerst eine Fachausbildung in einer Fachschule bekommen. Nach dem Abschluß der Lehre kann man in einer Gaststätte arbeiten.

Урок 1

В конце изучения темы "Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht's mit der Berufswahl?" учитель предлагает провести проектную работу в рамках данной темы. Учащиеся делятся на группы и распределяют задания: социологический опрос, анкета, коллаж, рассказ о профессии. Далее учащиеся обсуждают, как можно лучше выполнить то или иное задание.

Урок 2

На этом уроке учитель рассказывает, как проводится социологический опрос, какие вопросы лучше включить в анкету, по какому плану составить рассказ о профессии. Учитель работает с каждой группой учащихся, обращая внимание на то, чтобы каждый член группы принял участие в проекте в меру своих сил.

Урок 3

Учитель помогает сделать учащимся обобщение по анкетам, подготовить выступление по коллажу и плану рассказа о профессии, используя слова Ausbildung, Arbeitsplatz, Fähigkeit, Kenntnisse, Fachausbildung.

Для того, чтобы выступления учащихся были более интересными, можно продемонстрировать слайды, видеозаписи, песни, фотографии.

Учащиеся подбирают необходимую информацию для презентации. Источники информации: журналы "Juma", "Deutschmobil 3". Во время обсуждения учитель помогает подобрать необходимую лексику для презентации.

Урок 4

Защита проекта.

 Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения немецкому языку  дало возможность  учащимся совершенствовать  коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, использовать иностранный язык как средство общения. Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и были нацелены на получение реального результата. Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов. Совместная работа в группе и с учителем способствовала развитию партнерских отношений, стимулировала развитие рефлексии, умение планировать совместную деятельность. Учащиеся отмечают, что работа над проектом сближает их с учителем, который раскрывается для них с новой стороны. Учитель меняет также свой стиль общения с учеником и, соответственно, на уроке все чаще звучат похвала, просьба, одобрение. Внимание учеников акцентируется на содержательном аспекте их деятельности.

   Учащиеся научились работать с информацией, узнали о большом количестве библиотек, интернет-сайтов, словарей и справочников.

   Использование мотивации, вызванной эмоционально-личностным интересом к языку и стране изучаемого языка, не только способствует приобщению к культуре этой страны, но и обеспечивает реализацию ещё одной стратегии воспитания, а именно, процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны.

   Работа над проектами, затрагивающими интересы современной молодежи, её музыкальные пристрастия, молодежные группировки, побуждает учащихся к обсуждению ценностных ориентаций человека, учит спокойному, взвешенному отношению к ним. Это не только формирует мировоззрение личности, но и требует проявления её активной позиции, умения отстаивать свою точку зрения, развивает дискуссионные умения.

   Урок лишь тогда становится интересным, когда именно в школе находятся ответы на вопросы, генерируемые социальным окружением ученика. Создавая для себя определенную картину мира, ученик находит в ней и свое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектных методик в обучении английскому языку

Методические рекомендации по применению проектов в начальной школе....

Использование проектной методики на уроке немецкого языка

Цель: воспитывать и развивать самостоятельно мыслящих, умеющих добывать и обрабатывать информацию, анализировать полученные знания, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения,облада...

Реализация проектной методики при обучении иностранному языку

В последнее время часто поднимается вопрос о применении новых технологий в современной школе. И это не только новые технические средства, но и новый подход к процессу обучения. Причём особое вни...

Использование проектной методики для обучения немецкому языку в средней школе.

Теоретические основы использования проектной методики. Методика обучения иноязычному общению на основе метода проектов. Образец плана урока с использованием проектной методики для обуче...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...

Проектная методика на уроках немецкого языка.

Выступление "Проектная методика на уроках немецкого языка"на педсовете в МБОУ СОШ №2....