Зачем нужен учитель нового типа?
статья по немецкому языку на тему

Петрова Александра Алексеевна

Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_nuzhen_uchitel_novogo_tipa_i_nuzhen_li_on.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужен учитель нового типа и нужен ли он?

     Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. Актуальна задача подготовки учителя нового типа, обладающего не только знаниями в области психологии обучения, в организации учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.

     Новшество, новизна и изменения - это инновация. Инновационный процесс как средство предполагает введение чего-то нового. При применении данного понятия к педагогическому процессу будет означать новые цели, содержание, методы обучения и воспитания. 

     Сущность инновационных процессов в образовании - это решение двух проблем – изучение и обобщение передового педагогического опыта и его распространения, внедрение достижения психолого-педагогической науки в практику.

     Учитель нового типа выступает в качестве автора и разработчика новых обучающих программ. В том числе он исследователь, пользователь и в то же время пропагандист новейших технологий и концепций в педагогическом процессе. Педагог проводит отбор и оценку возможности применения новых идей и методик, предлагаемых коллегами и педагогической наукой.

     В настоящее время возникла необходимость в инновационной педагогической деятельности и определяется она условиями развития общества, культуры и рядом жизненных обстоятельств.

Первое  – это происходящие социально-экономические изменения в обществе.

Второе – происходит усиление гуманитаризации содержания образования.

Третье – изменение отношения самих учителей к освоению и применению нового в педагогическом процессе.

Четвертое  – конкуренция учебных заведений.

     Понятие «учитель нового типа» подразумевает открытость педагога экспериментам, инновациям и изменениям в педагогическом процессе. Педагог должен воспринимать различные точки зрения, не изменяя собственное видение проблемы. Такой учитель ориентирован на настоящее и будущее, но не на прошлое. Он преодолевает созданные жизнью препятствия, планирует будущее, все свои действия и достижения. Ему присуще чувство справедливости и он видит высокую ценность обучения и образования.

Современное общество, его развитие, требует от учителя творческого подхода к обучению, креативности, изучения и впитывания опыта коллег.

     Если сравнить традиционную и инновационную модели обучения, то можно увидеть, что в инновационной модели преобладает мыследеятельностный подход к обучению, в то время как в традиционной модели - информативный подход.

В информативном подходе ученик узнает новое из сообщения учителя как новую информацию, а затем усваивает это в разнообразных упражнениях. В мыследеятельностном же подходе новое содержание ученик получает сам как результат собственной деятельности: решения незнакомой задачи, исследования и моделирования некоторого объекта, разрешения парадокса или противоречия, понимания оригинального текста.

Мыследеятельностный подход к обучению реализуется через интерактивные формы, которые формируют устойчивую мотивацию к учению. Это позволяет, с одной стороны, развить потенциальные возможности всех участников процесса, с другой стороны, практическое затруднение в применении технологии заключается в том, что очень сложно учителю совместить на уроке две различные задачи: научить содержанию и научить деятельности. Этот подход требует от педагога способности работать с деятельностью и мышлением ребенка. А это означает, что педагог должен начать преобразовывать и изменять свою деятельность, ориентировать ее на новые задачи, оснащать новыми средствами работы. То есть педагог фактически должен научиться организовывать собственную деятельность.

     В информативном подходе предметом работы учителя становится не память и речь ученика, а его мышление и деятельность. Теперь учитель должен не сообщать новый материал, а создавать ситуацию обучения, в которой учащийся не просто запоминает новый материал и воспроизводит его, а самостоятельно выходит к новому знанию и добывает новый материал своими усилиями. В инновационной модели происходит формирование не субъектно-объектных, а субъектно-субъектных отношений между учителем, учеником и родителями.

На современном этапе обучения целью учителя становится не просто научить, а научить учиться, т.е. показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования.

     Современной школе нужен такой учитель, который ценит и уважает ребёнка, умеет и стремится выстраивать обучение и воспитание так, чтобы подрастающее поколение стало в будущем опорой нашего государства, гордостью  современной России.  Шалва Александрович Амонашвили говорил: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужен английский язык?

Рассказ для детей...

Что ответить ребёнку на вопрос: зачем нужен лес?

Очень часто дети задают вопрос родителям: для чего же нужен лес? В этой ситуации нужно помочь детям поразмышлять.Лес важен для жизни на планете. Лес - отличное устройство для образования кислорода, ко...

Конспект урока "Зачем нужен суд?"

Цель:  сформировать представление о суде, как о государственном органе, рассматривающем гражданские, административные и уголовные дела на основании действующего законодательства....

Как устроен Мир или зачем нужен Большой Адронный Коллайдер?

В статье собраны материалы для обобщающей лекции "Современная физическая картина мира" в 11-м физико-математическом классе....

Зачем нужен учитель нового типа?

   Интенсивное развитие образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного измен...

Зачем нужен сайт учителю

Сайт даёт  возможность мне и учащимся публиковать свои работы. Он просто необходим для подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий....

Зачем нужен родной язык, если нужен только иностранный?

Данный вопрос очень популярен среди учащихся. Постараюсь ответить на него в этой статье. На самом деле трудно сразу сформировать ответ, но рассуждая и изучая иностранные языки, все таки мы должны пон...