Технология "Дебаты"
статья по немецкому языку по теме
Рекомендуется учителям для использования в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
3 -
Технология «Дебаты»
как способ реализации
компетентностного
подхода в образовании.
(выступление)
Подготовила:
Гришина В.Н. учитель немецкого языка ГОУ СОШ №1238 с углублённым изучением английского языка
-1-
«Дебаты» - формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противоположных, соперничающих команд и опровержений. Вариант этого вида обсуждений - так называемые британские дебаты, воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в английском парламенте, которая начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна представляется для вопросов и комментариев участников поочерёдно для каждой стороны.
Программа (технология) «Дебаты» разработана Международным институтом «Открытое общество». В переводе с французского «дебаты» означают прения, обмен мнениями на каком-то собрании, заседании.
Практика «Дебатов» заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.
Эта технология является одной из наиболее сложных в плане практической реализации, т.к. активизация деятельности других требует определённых навыков.
Педагогические цели Формировать:
- логическое и критическое мышление школьников; - навык организации своих мыслей;
- навыки устной речи; навыки риторики;
- эмпатию и толерантность; уверенность в себе; - способность работать в команде; - способность концентрироваться на сути проблемы;
- манеры при публичном выступлении.
Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.
Подготовка к игре начинается с определения её темы. При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
- провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
- быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
- иметь чёткую формулировку;
- стимулировать исследовательскую работу;
- иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Из числа учащихся класса определяются две группы (по три участника), которые занимают противоположные точки зрения. Они называются «спикерами». Необходимо также выделить группу «экспертов», возможно из числа приглашённых, следящих за происходящим действом. Эксперты делают выводы, подводят итоги. Необходим также руководитель (учитель), который ведает процедурой ведения дебатов. Кроме этого есть ещё лицо, которое занимается хронометражем времени (таймкипер). Остальные являются зрителями, которые в конце обсуждения занимают ту или иную позицию.
Задача команд в дебатах - склонить экспертов-судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывания противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Государство должно заботиться о своих бедных», то одна команда будет доказывать непосредственно этот тезис, а вторая - антитезис: «Государство не должно заботиться о своих бедных».
Итак, игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрёстных вопросов, тайм - аутов, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрёстных вопросов для подготовки к следующему раунду. Перекрёстные вопросы задаются с целью принизить, разрушить позицию противоположной стороны. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы.
Условия, при которых могут проходить дебаты:
- группы не должны быть большими;
- каждый должен высказываться только по теме; если мнение участника группы в процессе обсуждения поменялось, то в любом случае необходимо придерживаться мнения своей группы;
- высказывание каждого участника может быть не более 3-х минут;
- после первого и второго пласта обсуждений «за» и «против» начинаются перекрёстные вопросы и ответы (или сразу все или по ходу);
- через 20 минут обсуждения (по установленному регламенту) начинается работа экспертов.
Эксперты дают заключение по:
- количеству участников,
- правильному использованию времени,
- доказательности, аргументированности, убедительности команд (удалось ли изменить мнение присутствующих),
а также выносят решение о том, чья сторона была более убедительна.
Необходимо помнить о том, что существует культура ведения дебатов, надо учить проигравших умению красиво сдавать свои позиции. Руководитель должен стараться не подчёркивать столкновение позиций и суметь погасить неприязнь, чтобы это не переросло в межличностный конфликт.