Рабочая программа по немецкому языку для 7 класса к УМК И.Л. Бим "Шаги 3"
календарно-тематическое планирование по немецкому языку (7 класс) по теме

Акименко Наталья Леонидовна

Календарно- тематическое планирование разработано для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. 3 часа в неделю.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.odt29.14 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_7_klass.odt34.02 КБ

Предварительный просмотр:

тема урока

Лексика

Грамматика

Лингво-странове-дение

Планируемый результат

Дата

После каникул

1.

После каникул. Повторение лексики 5-6 кл.

Erklaren, berichten, erzahlen,

Уметь кратко высказываться по теме «Мои летние каникулы»

Уметь читать текст с полным пониманием прочитанного

2.

Порядок слов в немецком предложении. Повторение грамматики.

Прямой и обратный порядок слов

Уметь выписать предложения из текста, содержащие рамочную конструкцию с обратным  порядком слов

3

 Где говорят по-немецки? Работа с текстом.

Der Suden,

der Norden,

der Westen,

der Osten,

die Grenze,

Порядковые числительные

Уметь читать тексты с пониманием основного содержания, извлекать нужную информацию из прочитанного

4.

Каникулы немецких детей. Аудирование.

Servus!

sich erholen, der

Klassenkamerad

Уметь воспринимать на слух сообщения одноклассников о летних каникулах и давать им свою оценку

Уметь читать тексты с пониманием основного содержания, извлекать нужную информацию из прочитанного

Уметь написать письмо другу по переписке о своих летних каникулах

5.

Лексико-грамматический тест по остаточным знаниям

Знать и понимать основные значения изучаемых слов и словосочетаний и признаки грамматических явлений

Что мы называем Родиной?

6.

 Введение новых слов и выражений по теме «Наша Родина»

Die Heimat, geboren sein, aufwachsen malerisch, sich fuhlen, die Baume pflanzen und pflegen  der Ort, das Ding

Употребление инфинитивного оборота после глаголов raten, empfehlen, vorschlagen, bitten

Уметь составить ассоциограмму «Родина — die Heimat»

7.

Закрепление лексического материала в речи.

Песня “Ich liebe mein Land”

Словарный диктант,уметь давать развернутый ответ на вопрос «Что значит для тебя Родина?»

8.

Развитие навыков чтения по теме «Швейцария и Австрия». Работа с текстом.

Der Wald, der Fluss, der Berg, das Feld, das Meer, der See, das Tal, das Gras, die Wiese, die Gegend,

Уметь выразить своё согласие/ несогласие, сформулировать основную мысль текста

Уметь читать с полным пониманием прочитанного, выражать собственное отношение к прочитанному

9

 Закрепление названий национальностей, стран, языков.

Gemeinsam, der Unterschied, der Begrief, Stattfinden, wohl, die Einheit, der Frieden, die Union

Стих. “Ich weiss einen Stern” (von J.Guggenmos)

Уметь рассказать о новых странах с использованием нового лексического материала

Уметь читать сообщения с пониманием основного содержания.

10

 Развитие навыков диалогической речи

Reich sein an (Dat.)

raten / empfehlen etw. zu machen

Знать признаки и употреблять в речи предложения типа raten / empfehlen, vorschlagen / bitten + zu+lnfinitiv

Уметь делать связное монологическое сообщение, советовать, обсуждать, выражать свое мнение

11

 Развитие навыков аудирования

Die Landschadt, dieTundra, die Taiga, das Schwarze Meer, das Kaspische Meer

Понимать на слух аутентичный текст и выделять для себя значимую информацию

Уметь делать краткое со общение по теме «Единая Европа»

Уметь письменно сформулировать совет, предложение

12.

Склонение имён прилагательных.

Склонение имен прил. Побудительные предложе-ния типа: Gehen wir!

Овладеть навыками распознавания склонения прилагательных

13.

Закрепление грамматического материала по теме «Слабое и сильное склонение прилагательных».

Уметь правильно употреблять в речи имена прилагательные

14.

Повторение лексико-грамматического материала  лексики по теме «Наша Родина».

Уметь заполнять лексико-грамматические карточки

15.

 Работа со страноведческим материалом по теме «Зальцбург, город в Австрии».

Уметь читать текст с пониманием основного содержания

16

 Контроль навыков аудирования. Восприятие на слух текстов небольшого объёма.

Понимать на слух аутентичный текст и выделять для себя значимую информацию

17

 Контроль домашнего чтения.

Работа с текстом “Die Rosenprinzessin”.

Уметь читать с полным пониманием прочитанного, выражать соб ственное отношение к прочитанному

18

Контроль навыков говорения. Монолог на тему «Моя Родина».

Уметь делать краткое сообщение по теме

19

Лексико-грамматический тест по теме «Наша Родина»

Знать и понимать основные значения изу чаемых слов и словосочетаний и признаки грамматических явлений

Лицо города – визитная карточка страны.

20

 Введение новых слов и выражений по теме «Город».

Hell, dunkel, die Mauer, der Brun nen.

Уметь беседовать по теме «Мой город»

21

Развитие навыков чтения с извлечением информации

Der Palast, die Messe, wurde... gegrundet, man nennt, die Gemal degalerie

Три основные формы глаголов

Уметь читать с полным пониманием текста с использованием словаря

Уметь понять текст в целом о немецком городе Дрездене

22

Развитие навыков пересказа

Уметь передавать содержание прочитанного с опорой на текст

Уметь читать текст с полным пониманием прочитанного

Составить и записать вопросы к про-читанным текстам

Обмениваться информацией по прочитанному

23

 Неопределённо- личное местоимение man.

Неопределённо-личное местоимение man.

Знать случаи употребления неопреде-ленно- личного местоимения man

24

26. Сложносочинённое предложение.

Порядок слов после denn (прямой) и  darum, deswegen (обратный)

Уметь описывать города, используя сложносочиненные предложения

25

Развитие навыков аудирования

Понимать на слух тексты небольшого объема, извлекать необходимую информацию

26

Развитие навыков монологической речи по теме «Мой город, мое село».

Уметь описать город 

27

Работа со страноведческим материалом.  И.В.Гёте и Тюрингский лес.

Ein ausgedehntes Gebiet, das Gewasser, trennen, abreissen, die Toleranz, zerlegen, versteigern

Стих. “Über allen Gip-feln…” (von I.W.Goethe)

Понимать на слух тексты небольшого объема, извлекать необходимую информацию

28

Развитие навыков диалогической речи.

Уметь слушать сообщения одноклас-сников по теме «Город моей мечты» и давать рецензии

29

 Составляем планы путешествия по России и Германии.

Подготовка вопросов для викторины «По городам Германии»

30

Контроль домашнего чтения. Работа с текстом “Вильгельм Телль”.

Уметь читать с полным пониманием прочитанного, выражать соб ственное отношение к прочитанному

31

 Контроль навыков монологической речи по теме «Любимый немецкий город».

Уметь кратко высказываться по теме «Meine Stadt».

32

Лексико-грамматический тест

Знать и понимать основные значения изу чаемых слов и словосочетаний и признаки грамматических явлений

Какое движение в современном большом городе? Как здесь ориентироваться?

33

Введение новых слов и выражений по теме «Транспорт»

Der Verkehr, re geln, die Verkehrsampel, der Strassen ubergang, das Licht

Уметь описать транспорт в немецком и своем городе

34

Развитие навыков аудирования.

Воспринимать на слух,извлекать необхо димую информацию и изображать на рисунке предметы, о которых идёт речь

35

 Развитие навыков просмотрового чтения.

Das Steuer, sich bewegen, der Erfinder, tanken, das Fahrzeug, der Fьhrer schein, verlaufen, verдndern

Повторение употребления предлогов с Д. и В.п.

Карл Бенц и Готтлиб Даймлер. Стих. “Von Dortmund nach München” (von J.Reding)

Уметь высказываться по прочитанному Уметь читать текст с полным пониманием прочитанного

36

Придаточные дополнительные предложения.

Придаточные дополнительные предложения. Стих. “Ich  will”

Уметь употреблять в речи модальные глаголы сman, придаточные дополнитель ные предложения

37

Модальные глаголы с man.

Модальные глаголы, man + модальный глагол Песня “Wetten, dass ich kann?”

Уметь употреблять в речи модальные глаголы с man Уметь спрягать модальные глаголы с man и знать их перевод на русский язык

38

Закрепление лексического материала в речи.

Знать лексический материал и употреблять его в речи

39

 Как спросить дорогу? Диалогическая речь.

uberqueren, einbiegen in (Akk.), die Nahe, das Auskunfts buro, Vorsicht! stehen bleiben, die Kreuzung, die Ecke

Уметь разыграть мини-диалоги «Ориентировка в городе»

40

Контроль навыков аудирования. Восприятие на слух небольших текстов.

Воспринимать на слух,извлекать необхо димую информацию и изображать на рисунке предметы, о которых идёт речь

41

Контроль домашнего чтения. Работа с текстом

“Vorstadtkrokodile”.

Уметь читать текст с полным пониманием прочитанного

42

Контроль навыков письма. Словарный диктант.

43

Контроль навыков диалогической речи.

Отделяемые приставки у глаголов einsteigen,

aussteigen,

einbiegen, предлоги с Dativ и Akk

Уметь вести расспрос о дороге в незнакомом городе

44

 Лексико- грамматический тест

Знать и понимать основные значения изу чаемых слов и словосочетаний и признаки грамматических явлений

В деревне также много интересного.

45

Введение новых слов и выражений по теме «Деревня».

Das Dorf, das Vieh, das Schwein, das Pferd, die Kuh, die Ziege, das Geflugel, das Schaf

Стих. “Im Dorf und in der Stadt” (von M.Bolliger)

Уметь сравнивать и делать высказывания по теме с опорой на картинки

Уметь читать стихотворение с предварительно снятыми трудноcтями

46

 Будущее время.

Образование Futurum I

Уметь употреблять Futurum,

47

Придаточные предложения причины.

Die Ente, die Gans, das Huhn, das Getreide, das Korn, der Boden, mahen, dreschen, jдten, pflьgen sдen, meken, , pflegen, zuchten

Придаточные причины с союзами da и weil

Уметь определить в тексте и употреблять в речи придаточные предложения причины

48

Закрепление лексики по теме «Деревня».

Der Pflug, die Samaschine, der Traktor, der Madrescher, das Gerat, der Stall, das Stroh, das Heu,  verteilen

Стих. “Auf dem Land” (von E.Jandl) и “Eine Kuh, die sass im Schwalbennest” (von G.Falke)

Уметь высказываться по прочитанному

тексту «Сельская молодежь»

49

Развитие навыков аудирования

Уметь воспринимать на слух небольшие тексты о животных

50

 Развитие навыков монологической речи «Друзья животных и природы.»

Уметь кратко высказываться на основе прочитанного

51

Работа со страноведческим материалом

Уметь вести беседу о народных промыслах в нашей стране с опорой на информацию из текста

Уметь читать текст с полным пониманием содержания

52

Контроль навыков аудирования. Прослушивание небольших текстов.

Уметь воспринимать на слух небольшие тексты

53

Контроль домашнего чтения. Работа с текстом  

“Max und Moritz”.

Стих. “Knisterbrot” (von R.Krenzer)

Уметь читать текст с пониманием основного содержания прочитанного

54

 Контроль навыков письма. Сочинение «Моё любимое домашнее животное».

Умение делать записи при прослушивании текста

55

Контроль навыков монологической  речи.

Уметь кратко высказываться по теме

56

Лексико-грамматический тест

Знать и понимать основные значения изу чаемых слов и словосочетаний и признаки грамматических явлений

-

Давайте вместе заботиться о нашей планете Земля!

57

Введение новых слов и выражений по теме «Охрана окружающей среды».

Der Sauerregen, die Luft-verschmutzung, die Wasserver schmutzung, die Zerstorung, der Stoff, schadlich, die Lunge, das Grundwasser, einatmen

Придаточные предложения причины

Знать и уметь использовать новую лексику

58

Развитие навыков чтения с поиском информации

Уметь читать тексты с полным пониманием прочитанного

59

 Развитие навыков пересказа текста по теме «Проблема охраны окружающей среды».

Die Natur,in Gefahr sein, be drohen, das Abgas, atmen, giftig, aussterben der Unfall, das Abwasser, der Abfall, das Ozon, das Ozonloch

Повторение порядка слов в сложносочи-нённых предложе-ниях

Уметь найти информацию в тексте, необходимую для ответа Уметь обме ниваться информацией по прочитанному в группах

60

 Закрепление лексики по теме «Охрана окружающей среды».

Sich um(Akk.) kummern, der Becher,die Alufolie, die Dose(-n), die Bьchse(-n),die Mьlltonne, sich vor (Dat.) retten, schutzen vor(Dat.)

Спряжение возвратных глаголов

Уметь употреблять в речи новые лексические единицы и грамматический материал

61

Сложноподчиненные предложения

Повторение 3 типов сложноподчинённых предложений (с при-даточными дополни-тельными, причины и условия)

Употреблять в речи данные грамматические явления

Уметь определить тип придаточных предложений

62

Развитие навыков диалогической речи.

Уметь высказывать свое мнение об участии в защите окружающей среды

Уметь написать диалог по образцу

63

Развитие навыков аудирования

Уметь воспринимать на слух сообщение по теме «Что я делаю для окружающей среды»

64

Закрепление грамматического материала.

Уметь правильно писать новые лексические единицы, выбирать союзы по смыслу в придаточном предложении

65

Работа со страноведческим материалом

«Der grune Punkt”

Читать с пониманием основного содержания

66

Работа со страноведческим материалом Охрана окружающей среды в Европе.

Уметь высказываться на базе прочитанного, выражать свое мнение, аргументируя его

67

 Контроль навыков аудирования.

Понимать на слух тексты небольшого объема, извлекать необходимую информацию

68

Контроль домашнего чтения. Работа с текстом

“Das Mädchen”.

Читать с пониманием основного содержания

69

Контроль навыков письма. Что учащиеся нашей школы могут сделать для охраны окружающей среды?

Уметь употреблять в речи новые лексические единицы и грамматический материал

70

 Контроль навыков монологической речи по теме  «Защита окружающей среды»

Уметь кратко высказаться по проблеме с использованием новых слов

71

Лексико-грамматический тест

Знать и понимать основные значения лексических единиц, признаки изучаемых грамматических явлений

В здоровом теле – здоровый дух.

72

Введение новых слов и выражений по теме «Спорт».

Die Sportart, die Bewegung  sich bewegen, trai nieren, zielbe wusst, der Sport freund, die Medaille

Стих. “Neue Sportarten”

Уметь читать текст с общим пониманием содержания, искать нужную информацию Уметь высказываться о роли спорта в жизни, выражать своё мнение

73

Развитие навыков диалогической речи по теме «Спорт: «за» и «против»».

Kopfschmerzen haben, Hals schmerzen haben, der Husten, tut Weh,

Уметь заполнить таблицу «Спорт - за и против».

74

Развитие навыков чтения  Работа с текстом.

Temperatur messen, die Pille, schlucken, bitter, die Arznei,kraftig, fit, der Kampf, den ersten Platz belegen

Уметь читать текст с общим пониманием содержания, искать нужную информацию

75

 Закрепление лексического материала

Уметь читать текст с общим охватом понимания его содержания

76

Развитие навыков монологической речи по теме «Спорт»

Уметь составить рассказ с опорой на текст

77

Работа со страноведческим материалом.

Уметь выражать свое мнение по теме «Каким должен быть настоящий спортсмен?», аргументировать его

78

Развитие навыков аудирования

Уметь воспринимать на слух сообщение одноклассников по теме урока

79

 Предлоги с дательным падежом.

Предлоги, требующие Dativ.

Знать предлоги , требующие дательного падежа и употреблять их в речи

80

Предлоги с винительным падежом.

Предлоги, требующие Akkusativ.

Знать предлоги , требующие винительного падежа и употреблять их в речи

81

Введение новых слов и выра-жений по теме «Виды спорта.».

Boot fahren, Schlitten fahren, die Ehre verteidigen, kampfen, mutig, das Spiel verlieren

Знать и понимать основные значения лексических единиц

82

Контроль навыков аудирования. Извлечение из прослушанных текстов необходимой информации.

Понимать на слух тексты небольшого объема, извлекать необходимую информацию

83

 Контроль домашнего чтения.

“Hase und Igel bei der Spartakiade”.

Уметь читать текст с общим охватом понимания его содержания

84

Контроль навыков письма.

Текст «Олимпийские игры».

Написать письмо другу, вспомнить правила написания письма

85

Контроль навыков монологической речи по теме «Спорт в моей жизни»

Составить рассказ о любимом виде спорта и объяснить, почему именно он вам нравится

86

 Лексико-грамматический тест по теме «Спорт»

Знать и понимать лексические единицы и тексты, признаки изучаемых грамматиче ских явлений

87-90

Подготовка к итоговому лексико- грамматическому тесту

91

Итоговая контрольная работа; аудирование + чтение

Знать и понимать основные значения лексических единиц, признаки изучаемых грамматических явлений

92

Итоговый лексико-грамматический тест

Знать и понимать основные значения лексических единиц, признаки изучаемых грамматических явлений

93-101

Работа над проектом

102

Защита проекта



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по немецкому языку

для 7 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного (общего) образования по немецкому языку И.Л. Бим,  включающей в себя компонент государственного стандарта общего образования; программного курса немецкого языка к УМК «Deutsch. Schritte 3» для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений России. – Москва, Просвещение ,2007г  

Тематическое планирование в средней школе рассчитано на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 102 часа в год.

В учебно-методический комплект входят:

Учебник: Бим И.Л., « Deutsch. Schritte 3».- Москва, Просвещение, 2007

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по иностранному языку и имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Пособия для учащихся:

 Аудиокассета к учебнику немецкого языка «Deutsch. Schritte 3»

Литература для учителя: Бим И.Л, Садомова Л.В. Книга для учителя с комментариями к урокам к УМК «Deutsch. Schritte 3». – Москва, Просвещение, 2005.

Дополнительные средства обучения; мультимедийная обучающая компьютерная программа «Золотая коллекция. Немецкий язык».

Форма промежуточной аттестации - тестирование.

Цели обучения немецкому языку

Обучение иноязычному общению в единстве всех его функций:

  1. познавательной: (ученик должен научиться сообщать и запрашивать информацию, извлекать, перерабатывать и присваивать её при чтении и аудировании);
  2. регулятивной (ученик должен научиться выражать просьбу, совет, побуждать к речевым и неречевым действиям и понимать аналогичные речевые действия, обращенные к нему, а также реагировать на них);
  3. ценностно-ориентационной (имеется в виду умение выражать мнение, оценку, формирование взглядов и убеждений, умение понять (принять или не принять) мнение другого и адекватно отреагировать на него):
  4. этикетной (речь идет об умении вступать в речевой контакт, оформлять свое высказывание и реагировать на чужое в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в странах изучаемого языка).  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения немецкого языка ученик должен

Знать/понимать:

основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;

признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

Уметь:

говорение

начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение,

просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;

делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

аудирование

понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;

понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к

разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;

использовать переспрос, просьбу повторить;

чтение

ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заго-

ловку;

читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием ос-

новного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пони-

манием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

письменная речь

заполнять анкеты и формуляры;

писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и пись

менного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания

места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;

приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники

информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;

ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа.Кружок немецкого языка во 2 классе "Немецкие праздники"

Программа рассчитана на 34 часа и составлена с учётом возрастных особенностей второклассников. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями Праздника урожая, Дня Святого Мартина, Дня Святого Николая, Р...

Рабочая программа по русскому языкудля 6 класса.

Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  стандарта общего образования по русскому языку на базовом уровне на основе  «Программы общеобразо...

Рабочая программа по немецкому языку для 6 класса к учебнику "Немецкий язык. 6 класс" И.Л.Бим, Л.В.Садомовой, Л.М.Санниковой

Рабочая программа по немецкому языку для 6 класса к учебнику "Немецкий язык" И.Л.Бим, Л.В.Садомовой, Л.М.Санниковой составлена на основе федерального компонента  государственного стандарта...

рабочая программа по немецкому 8 класс

рабочая программа составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку 5-9 классы под редакцией И. Л. Бим  (М. Просвещение, 2009)...

Рабочая программа по немецкому языку. Класс 5. М.М. Аверин.

Данная РП составлена с учётом ФГОС по учебнику М.М. Аверина "Горизонты 5" (немецкий язык как второй иностранный)....

Рабочая программа по немецкому языку. Класс 5. И. Бим

Данная РП составлена с учётом ФГОС....

Рабочие программы по немецкому языку 5-9 классы, 7-9 классы, 9 класс. УМК "Горизонты", Немецкий язык. Аверин М.М., Джин Ф, Рорман Л., Збранкова М.

Рабочие программы предназначены для учителей, преподающих немецкий язык как второй иностранный (1 час в неделю) по УМК "Немецкий язык" серия "Горизонты" авторов М.М. Аверина и др....