Педагогика удивления, теоретическая часть
опыты и эксперименты
Система методов и приемов обучения, основанных на когнитивной эмоции удивления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_udivleniya.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
6 ноября я была на международной конференции, организатором которой было сообщество Тренди Инглиш, которое объединяет педагогов, экспертов, руководителей учебных центров. Цель –повышение уровня владения языком и разработка новаторских методик его преподавания.
На конференции, одним из выступающих был кандидат педнаук, директор ассоциации преподавателей английского языка России Степичев П.А. он представил одно из новых направлений в методике-педагогику удивления, которая описывает систему методов и приемов обучения, основанных на когнитивной эмоции удивления, отпирается на принципы активности, проблемности, свободы творчества.
.
Мы все знаем, что у кого больше способностей, у того обычно есть интерес к знаниям, но я бы хотела сказать об обратном: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.
Актуальность состоит в том, что современных детей сложно чем-то удивить из-за избытка информации. Учителю приходится много изучать и придумывать
Я сама, как учитель часто удивляюсь некоторым фактам, изучая англ.язык, потому как это тот предмет, который постоянно необходимо усовершенствовать, без общения навыки теряются.
А способность удивляться у обучающихся, позволяет решать задачи на метапредметном уровне. Удивление-признак небезразличного отношения к информации.
И так! Зачем и кого удивлять?! Как повысить мотивацию через удивление?
На первый взгляд учителя англяз реже, чем другие могут пожаловаться на отсутствие мотивации. Сначала есть желание-трудности-исчезло! Любовь к предмету в младшем возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта и радости, которые испытывает ребенок на уроке. Успех обучения и отношение обучающихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит занятия.
Решение данной проблемы предполагает отбор наиболее эффективных приемов, того как можно удивлять! Это:
- методом
- Фактом
- Собственными силами
- Силами учебной средой
технологий, их на самом деле очень много: вспомогательными технологиями можно назвать (фасилитация, смешанное обучение)
Удивление методом
Метод подачи материала вызывает удивление, потом перерастает в интерес.
Помните ли вы, какой в школе для вас был самый сложный вид деятельности на уроке английского языка?
Участники выражают свое мнение. По моим наблюдениям, чаще всего трудности возникают с грамматикой.
Так вот, чтобы было понятнее и проще, на уроках я использую Прием «немое кино»- метод, когда видеоролик включается без звука и учащиеся догадываются о происходящей ситуации и называют тему. (изучение англ. языка по фильмам и песням)
(метод проектов )
Так, для объяснения общего и специального вопросов можно использовать собственную руку, где каждый палец – это отдельный член вопросительных предложений.
Удивление фактом
Знакомство с культурой других стран происходит при помощи изучения интересных фактов. Например, о традиции англичан пить чай в 5 часов. Ведь вы наверняка слышали об этом в школе. Такие факты мотивируют к дальнейшему изучению материала, самостоятельному поиску слов, которые знакомы, но значение их не понятно. Можно удивить и обратить внимание обучающихся на слова, с которыми они сталкиваются в жизни и имеют свои определенные значения:
А)жевательная резинка eclipse. Слово “eclipse” имеет значение “ затмение”,
Б) фирма косметики или шоколада “Dove” переводится как “голубь”,
В)чистящее средство “ Fairy” имеет перевод“ фея, волшебница” (см. приложение 3)
Или учитель может подобрать на первый взгляд несовместимые слова dove, Firefox, puma, Red Bull и попросить учащихся назвать тему, которая их объединяет. Необычно, но в столь разных терминах можно найти названия животных.
Необычная подача материала привлекает учащихся и они с удовольствием изучают тему.
Удивление собственными силами
Еще один источник удивления- сам обучающийся. Удивление собственным силам – важный шаг в формировании устойчивой мотивации к глубокому изучению предмета «английский язык».
Мои учащиеся удивляются собственным силам при общении с носителями языка.
(буба, есть группа в контакте, где мы пригласили носителей языка и там обсуждаем различные повседневные вопросы)
Подводя итог вышесказанному, каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление. Как я говорила выше, что наших детей сложно чем-то удивить, и
они привыкли, что учитель имеет авторитарную позицию, что он «директор» урока и, зачастую, они испытывают психологический дискомфорт, когда на уроке прослеживается авторитарный стиль. О какой педагогике удивления можно говорить!
Здесь на помощь и приходит фасилитация, т.е развитие процесса обучения за счет особого стиля общения и личности педагога. Не секрет, что традиционные формы и методы проведения уроков начинают «угасать», это не говорит о том, что нам срочно нужно от этого отказаться и перейти к нетрадиционным формам, нет!
Если использовать терминологию, то учитель будет фасилитатором, который должен видеть все вокруг «глазами детей», в том числе и себя. Он должен уйти с позиции учитель в позицию соратник.
Переход к фасилитационному стилю деятельности связан с болезненно личностной перестройкой как для учителя, так и для ученика. поэтому нам необходимо поменять не только содержание и методы преподавания, но и наши личностные установки.
При данном подходе к обучению основным элементом работы обучающихся становится освоения деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.
Таким образом, комбинируя элементы разных педагогических технологий на уроках английского языка, приучая обучающихся к самостоятельной работе, обращаясь к мыслям и чувствам каждого ребенка, можно сформировать положительную мотивацию к изучению иностранного языка.
На основании моего опыта могу сказать, что педагогика удивления в совокупности с фасилитационным подходом показывает результаты и может использоваться учителем любого предмета.
В заключении, ув коллеги, я хотела бы поделиться с вами своими наблюдениями: (МНЕ) очень тяжело оценивать наших детей по классической 5-ти бальной системе, дети поколения Z, отличаются от детей предыдущего поколения. Традиционно мы приписываем учащимся «фиксированные оценочные ярлыки», я стараюсь понимать и принимать внутренний мир каждого своего ученика в без оценочной манере, быть с ним на равных, то есть создать ту благоприятную среду, которая бы способствовала к личностному росту и реализации успеха в будущем. Успех у каждого свой-но он есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации
Материал определяет суть педагогики успеха для различных возрастных категорий учащихся, способы достижения ситуации успеха и основные качества личности, способстующие достижению успешности....
День здоровья посвященный всемирному дню футбола. Тесты для 8-9 классов в теоретической части программы дня здоровья.
Тесты, построены как в серьезном, так и в шутливом тоне. некоторые вопросы требуют не просто знаний футбола, а смекалки, знания футболистов своей школы, знание футбольных терминов и общей истории футб...
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Р.ФАХРЕДДИНА
Дәресләрдә Р.Фахреддин хезмәтләрен куллану...
Педагогика удивления в преподавании математики
Взгляд учителя математики на педагогику "Удивления" П.А Степичева в контексте вызовов к системе образования нашего времени. p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; background: tra...
ОГЭ. Часть 2. Теоретическая часть.
Задания включают подробное описание теоретических вопросов части 2 заданий 2-8....
Педагогика удивления при изучении английского языка
Можно ли удивить детей поколения Z?...
Педагогика удивления
Удивление – как один из внутренних механизмов формирования положительной мотивации младших школьниковна уроке английского языка...