ОБЗОР ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОЙ ЧАСТИ ВПР ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ
статья (7 класс)

Лобова Анна Юрьевна
Современная методика преподавания иностранных языков предполагает использование коммуникативного подхода. При этом особое внимание уделяется формированию и развитию умений устной речи на иностранном языке. В качестве эффективного средства для подготовки к ВПР по иностранному языку могут использоваться интернет-ресурсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lobova_a.yu_._statya.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОР ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСТНОЙ ЧАСТИ ВПР ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

Лобова Анна Юрьевна

Учитель

МАОУ «Школа №128»

Г.Нижний Новгород

Аннотация: Современная методика преподавания иностранных языков предполагает использование коммуникативного подхода. При этом особое внимание уделяется формированию и развитию умений устной речи на иностранном языке. В качестве эффективного средства повышения уровня владения устной речью, а также подготовки к ВПР по немецкому языку могут использоваться интернет-ресурсы, целесообразность применения которых доказана в ходе проведения опытного обучения.

Abstract: Modern methods of teaching foreign languages involve the use of a communicative approach. At the same time, special attention is paid to the formation and development of oral speech in teaching a foreign language. Internet resources can be used as an effective way of improving speaking skills as well as of preparing for all-Russian test-work in German language, the expediency of which has been proven during classroom experiments.

Ключевые слова: немецкий язык, коммуникативный подход, интернет-ресурсы, говорение, ВПР.

Keywords: German language, communicative approach, Internet resources, speaking skills, all-Russian test-work.

Согласно результатам исследования Национального Исследовательского института ВШЭ, «знание иностранного языка является навыком, все более востребованным в условиях растущей глобализации и интеграции международной экономики». Всеобщая глобализация становится «основным толчком роста спроса на изучение иностранных языков во всем мире» [1, с.3]. На российском рынке труда сегодня заметен устойчивый спрос на работников со знанием иностранного языка [1, с. 16]. В связи с этим встает закономерный вопрос о качестве полученных знаний в рамках школьного образования по предмету «Иностранный язык».

Изучение иностранного языка в школе предполагает формирование у учащихся определенной базы знаний и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая позволит школьникам осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого языка.

В рамках современной методики преподавания иностранных языков обучение строится на коммуникативном подходе, целью которого является формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся [2, с. 224]. Как справедливо утверждает Е.Н. Соловова, «устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть выходят на первый план» [3, с. 165]. К сожалению, не всегда на уроках иностранного языка уделяется достаточное внимание развитию именно данного вида речевой деятельности ввиду ряда причин: малое количество заданий в учебниках, однотипные или неэффективные формы работы и, как следствие, низкая мотивация учащихся.

Во время преддипломной практики на базе МБОУ СОШ №1 г. Гороховца осенью 2020 г. учащиеся 8 класса писали Всероссийскую проверочную работу по немецкому языку за 7 класс. Невысокие результаты в устной части ВПР явились причиной поиска альтернативных вариантов работы над устной речью как на уроках немецкого языка, так и при выполнении домашних заданий. Одной из таких возможностей является выполнение тренировочных заданий в формате ВПР (задания на чтение текста вслух и описания одной из трех фотографий по заданным критериям в размере 7-8 фраз) при помощи средств интернета.

Всемирная сеть предлагает большое количество платформ, позволяющих развивать и совершенствовать навыки устной речи. Использование интернет-ресурсов позволяет учащимся подготовиться к компьютеризированному формату сдачи экзаменов или написанию проверочных работ. Поиск доступных интернет-платформ как дидактического средства для работы над устной речью позволил выделить следующие ресурсы:

Компьютерный тренажер устной части ГИА в формате ЕГЭ и ОГЭ по немецкому языку – данный тренажер позволяет выполнять задания в формате устной части ЕГЭ и ОГЭ, что представляется весьма эффективным не только при подготовке к сдаче соответствующего экзамена, но и для тренировки устной речи по текущей изучаемой теме в среднем и старшем звене [4].

Стоит заметить, что предлагаемые задания соответствуют требованиям ФИПИ, сам тренажер позволяет создать приблизительную версию экзамена, что предполагает частичное снятие психологического напряжения на экзамене. Предлагаемые материалы представлены в формате PowerPoint, что требует от учащихся определенных навыков работы с файлами данного формата. Для полноценной работы с данным ресурсом необходима авторизация в аккаунте Google.

MyBrainshark – ресурс, способный помочь учителю разработать дополнительную платформу для обучения, где можно разместить необходимый материал в различных форматах (PDF, Word, изображения или видео), к которым можно добавлять аудио-комментарии [5]. Для работы требуется регистрация, языковой интерфейс портала – английский.

Наиболее простой и доступной интернет-платформой на наш взгляд является Voicethread [6], которая была включена нами в опытно-экспериментальное обучение в вышеупомянутой школе. Данный ресурс позволяет создать собственный контент, включающий фотографии, видео и т.п., где учитель может попробовать себя в роли модератора.  Пользователи данного ресурса, включая учителя и учеников, могут размещать комментарии под каждой записью. На платформе возможна также запись комментариев в виде аудио- или видео-файла. Учащиеся могут прослушивать аудиокомментарии друг друга или даже вести диалог. Удобной функцией является возможность ограничить время записи комментария, тем самым придав ему форму записи аудио-ответа на экзамене или проверочной работе. Платформа позволяет создавать разделы, в каждом из которых можно выкладывать задания для тренировки навыков говорения. Для записи аудио-ответа нужно в соответствующем разделе выбрать картинку для описания, нажать на значок микрофона и начать запись.

Результаты опытного обучения позволяют говорить об эффективности использования интернет-ресурса Voicethread в качестве альтернативного или дополнительного способа работы над устной частью ВПР: значительно улучшились показатели при  чтении текста вслух, количество составленных фраз при описании картинки у большинства испытуемых увеличилось,  данная форма работы вызвала положительный отклик у учащихся.  

Список литературы

1. Рожкова, К. В., Рощин, С. Ю. Вознаграждается ли знание иностранного языка на российском рынке труда? [Электронный ресурс] : препринт WP15/2019/01 / К. В. Рожкова, С. Ю. Рощин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Электрон. текст. дан. (500 Кб). – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – (Серия WP15 «Научные труды Лаборатории исследований рынка труда»). – 31 с. ((дата обращения: 28.05.21)

2. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов: учеб. пособие для ст. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007 – 224 с.

3.  Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2006 – 239 с.

4. Компьютерный тренажер устной части ГИА в формате ЕГЭ и ОГЭ по немецкому языку [Электронный ресурс] / Web-мастер О. В. Михайлова, Выборг, 2021. URL: https://www.sites.google.com/view/deutsch-ege-simulator/главная-страница?authuser=0. (дата обращения: 28.05.21)

5. MyBrainshark [Электронный ресурс] / Brainshark, Inc. The USA, 2019. URL: http://www.brainshark.com/mybrainshark (дата обращения: 28.05.21)

6. Voicethread [Электронный ресурс] / VoiceThread LLC. The USA, 2018. URL: http://voicethread.com (дата обращения: 28.05.21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурсы как один из аспектов применения ИКТ на уроках иностранного языка

В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются в образовательный процесс. И если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровен...

Интернет-ресурсы как один из аспектов применения ИКТ на уроках иностранного языка

В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются в образовательный процесс. И если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровен...

Пособие для учащихся 11 класса для успешной подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку.

Данное пособие представляет собой презентацию для выпускников 11 класса для успешной подготовки к устной части ЕГЭ по английскому языку. В презентации представлена концепция устной части ЕГЭ и формат ...

Мастер-класс "Использование дистанционных технологий при подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку".

Основная подготовка  учеников к ОГЭ и  ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенапр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 9 КЛАСС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа по электиному курсу "Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку...

Презентация для подготовки к устной части ВПР по английскому языку 7 класс

Презентация прошла апробацию при подготовки к ВПР 7 2020, учащиеся без трудностей справились с поставленной задачей....

Материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и система упражнений для развития навыков и умений устной речи.

Пособие содержит теоретические материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и систему упражнений для развития навыков и умений устной речи.При написании п...