родительское собрание о подростковм возрасте
материал

Абрамова Асемгуль Оралгановна

родительское собрание о подростковм возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_o_podrostkovm_vozraste.docx420.13 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

О ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ?

                                                                                 Педагогами и психологами подростковый возраст характе- ризуется как переломный, переходный от детства к взрослости. Он охватывает период человеческой жизни примерно от 10-до -15 лет.

Ребенок меняется, как внешне, так и внутренне:

  • организм перестаивается: ускоряется физическое развитие, наступает половое созревание;
  • изменяется психика: появляется стремление к независимости и самостоятельности, формируется самосознание, чувство собственного достоинства.

Подростки в это время активно  предъявляют  свои  права, что не всегда готовы принять взрослые. Зачастую это приводит к конфликтам в семье, в школе.

Такое поведение подростка определено особенностями возраста и потребностями развития.

Знание родителями возрастных особенностей развития подростка, потребностей необходимо для воспитания, создания условий для его успешной социальной адаптации1 и социали зации2.

Особенности подросткового возраста:

  1. Физиологические:    интенсивное физиологическое развитие формирует у подростка новое представление о себе.
  2. Психологические:  подросток  формируется  как  личность, он учится анализировать свои мысли, поступки, чувства.
  3. Социальные: значительно расширяются социальные связи, значимую роль приобретает общение со сверстниками.

ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Современную подростковую субкультуру невозможно представить без информационно-компьютерных технологий, и они оказывают на нее существенное влияние. «Жизнь» в виртуальном пространстве является уже необходимым условием социального развития подростка.

Интернет выступает особым культурным пространством, способствующим удовлетворению множества потребностей подростков, с огромными возможностями для взаимодействия.

  • Компьютеры и мобильные телефоны прочно вошли в повседневную жизнь.
  • Интенсивное  ежедневное  общение  со  сверстниками и взрослыми реализуется через использование ресурсов интернета, общение в социальных сетях, компьютерные игры, переписку в мессенджерах.
  • Особенности виртуального общения:
  • Свободное самоопределение. В виртуальной среде подросток может быть кем угодно и выглядеть как угодно, быть существом любого пола.
  • Анонимность общения. В сети предоставляется свобода самопрезентации — возможность создавать впечатление о себе по своему выбору.
  • Отсутствие границ. В интернет-пространстве можно общаться с любым человеком из любой точки мира.

У подростков появляется необходимость конструирования виртуальной личности для общения в виртуальном пространстве.

  • Личная страница в социальной сети — отражение внутреннего мира подростка, его мыслей, эмоций, сомнений, личностных смыслов.
  • Несмотря на свободную идентификацию в сети, в последнее время наблюдается переход от вымышленных имен — «ников», к идентичности в соцсетях.

Однако не стоит забывать, что слабый контроль и свободный доступ к любой информации и общению с любыми людьми несет в себе угрозу психическому и физическому здоровью.

Риск

  • социальная безответственность, подростки не боятся общаться «как хочется», зачастую испытывая уверенность в отсутствии последствий своих слов и действий;
  • обеднение реальных социальных связей, и как крайнее проявление — нарушение и даже разрыв отношений с реальными людьми;
  • зависимость от онлайн-игр, общения в социальных сетях и др.;
  • доступ к запрещенным материалам, в том числе деструктивного содержания, влияющим на психологическое здоровье подростка и его безопасность;
  • риск включения в деструктивные группы: запрещенные организации, суицидальные группы, деструктивные культы, криминальные субкультуры и пр.

ВАЖНО!

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРО ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ?

Общение со сверстниками в подростковом возрасте существенно  сказывается на сохранении психического здоровья.

Невозможность общения наносит ущерб чувственному миру подростка: вызывает тревожное беспокойство, неуверенность в себе.

Проблемные отношения со сверстниками в подростковом возрасте приводят к неврозам, нарушениям поведения, склонности к правонарушениям.

Ориентация на общение только в семье и со взрослыми в будущем приводит к проблемам во взаимоотношениях с людьми, причем не только в личных, но и в служебных ситуациях.

Ложь в подростковом возрасте нередко связана с противоречи востью норм, принятых в группе сверстников, и требований.

САМОВЫРАЖЕНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Реализация и воплощение подростком своих возможностей и способностей в реальной жизни — процесс постоянный.

Самовыражение — выражение особенностей внутреннего мира через внешние проявления: действия, слова, поступки. Однако, подросток, расширяя опыт самовыражения, не всегда анализирует и адекватно воспринимает результаты собственной деятельности.

Способы самовыражения:

  • самостоятельное творчество — творческая деятельность: танец, музыка, рисунок и т.п.; увлечения; хобби;
  • социальная активность — участие в общественной жизни, различных общественно значимых мероприятиях, подростковых движениях, акциях и т.п.;
  • пассивная исполнительность или безразличие, протесты и капризы — самовыражение, оказывающее неконструктивное влияние на развитие подростка. Зависит от особенностей личности  и,  как  правило,  возникает  вследствие  ошибок и недостатков воспитания.

Самореализация — наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

  • В подростковом возрасте впервые появляется опыт осознанного раскрытия и использования своих возможностей.
  • Крайне важна свободна выбора будущего развития.
  • Условием развития самореализации является анализ своих мыслей, поступков, эмоций и переживаний.

Риск

  • появление демонстративности поведения, которое является признаком незрелости самовыражения личности;
  • качественные изменения личности, выражающиеся

в «больном самолюбии», «комплексе неполноценности», в случае нереализованного, подавленного самовыражения.

 Рекомендации  родителям по воспитанию подростков.

Для подростка крайне важны позитивные взаимоотношения с окружающим миром. Если подросток осознает, что его понимает  и принимает его семья, его учебный коллектив и сверстники; если он понимает, что его личность представляет ценность для окружающих, для него это является благоприятным состоянием .

  • Интересуйтесь жизнью ребенка и оказывайте ему поддержку. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков,  способствует  успехам  в  учебе и нравственному развитию. И наоборот, недостаточная родительская поддержка может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
  • Обсуждайте новости, информационные  поводы.  Если вы обсуждаете с ребенком новость о последствиях рискованного поведения, дайте ребенку понять, что его жизнь и здоровье ценны для вас, а рисковать ими подобным образом не стоит.
  • Показывайте личный пример. Будьте примером для подражания, следуйте тем же принципам, которым учите детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире. Старайтесь сами проявлять активность в общении. Побуждайте ребенка дома больше разговаривать.
  • Избегайте чрезмерного использования дисциплинарных мер по отношению к подростку. Всегда лучше использовать поощрение желаемого поведения, чем наказание за нежелательное. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
  • Спрашивайте мнение своего ребенка. Формируйте его способность критически осмыслять информацию. Проводите семейные обсуждения интересных подростку тем.
  • Обсуждайте ценности вашей семьи. Делитесь с ребенком тем, что считаете важным в жизни и ценным в людях, транслируйте ему ценности личным примером и не принижайте ценности, которыми он от вас отличается.
  • Признавайте ошибки перед ребенком. Для ребенка важно умение признавать совершенные ошибки, и нет ничего лучше личного примера в обучении этому. Помогайте ребенку исправить неправильный поступок. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.

  ВАЖНО!

Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это со специалистом (например, с психологом,психотерапевтом), но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребенка проблеме. 


УСТАНАВЛИВАЙТЕ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ!

Запретные меры малоэффективны. Введение запрета заставит подростка замкнуться в себе, стать более скрытным, охраняющим собственные ценности. В этой связи основной упор должен быть направлен на установление психологического контакта. Родитель может поделиться с ребенком переживаниями, с которыми сам сталкивался в его возрасте, о собственном отношении к обозначенной проблеме.

ОБЩАЙТЕСЬ С РЕБЕНКОМ ПРАВИЛЬНО.

Предлагаем вам при общении со своими детьми использовать метод «Я-высказывания». Данный метод может применяться родителями / законными представителями в ситуации столкновения интересов с ребенком. Используя «Я-высказывания», люди могут искренне и эмоционально выразить свои чувства по отношению к той или иной ситуации в форме, необходимой для сохранения отношений уважения, эмпатии и принятия.

«Я-высказывание» предусматривает разговор с собеседником от первого лица. Это означает, что большинство высказываний начинается со слова «я» — отсюда и название.

Например, вместо «тыкающего» высказывания — «Ты меня обманул(а)» — можно сказать «Я чувствую себя обманутым» или

«Мне очень неприятно,  когда  меня  обманывают»;  вместо  «Как ты мог так поступить, ты просто меня не уважаешь» — «Я была потрясен(а) и разочарован(а), когда

узнал(а)... Мне больно и обидно сознавать, что » и т.д.

Высказывания в такой форме позволяют, открыто сообщить о своих чувствах собеседнику, не задевая его лично, не обижая его неверными предположениями о том, что он хочет или что чувствует. Нередко в конфликтах эмоции разгораются именно из-за того, что люди высказывают вслух свои самые худшие предположения и опасения как свершившийся факт. Когда же используется техника «Я-высказываний», собеседник чувствует себя в безопасности, ведь мы не оцениваем ни его поступков, ни его самого — мы лишь сообщаем о том, как мы переживаем происходящее.

Техника «Я-высказываний» дает нам возможность не только рассказать собеседнику о своих прошлых и настоящих чувствах и переживаниях. Мы можем поделиться с ним своими надеждами, пожеланиям, одновременно предлагая конструктивные варианты разрешения трудной ситуации. Мы можем сказать: «Мне хотелось бы...», «Я был(а) бы очень рад(а), если…», «Я так хочу, чтобы. » Тем

самым мы переводим беседу в русло открытого, искреннего, добро- желательного обсуждения проблемы.

Куда можно обратиться  родителям и подросткам.

  1. Навигатор для современных

родителей — федеральный портал информаци оннпросветительской поддержки родителей Растимдетей.рф:

www.растимдетей.рф

  1. Всероссийский Детский телефон доверия:

8–800–2000–122

Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков

и их родителей (бесплатно, круглосуточно).

Разработка родительского собрания в 8 классе на тему «Основы профессионального самоопределения»

Цели: дать родителям представление об основах профессионального самоопределения; скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей; содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации школьников.

Участники: родители, классный руководитель, психолог.

Подготовка:

• анкетирование учащихся «Ваша мотивация к успеху» (см. дополнительный материал к собранию);

• написание детьми мини-сочинений на тему «Моя будущая профессия».

Оформление: на классной доске - слова В.Г. Белинского: «Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта ученого, выше дурного стихотворца».

Ход собрания

I. Выступление классного руководителя

- Подросток, впервые столкнувшись с необходимостью решать один из главнейших вопросов жизни: «Что делать дальше, кем быть?», встает перед сложной задачей. Нужно ориентироваться во множестве современных профессий; принимать во внимание, есть ли в городе, районе соответствующие предприятия, учреждения, учебные заведения; учитывать материальные условия семьи, в которой он живет, считаться с рекомендацией и желанием родителей, хорошо знать те требования, которые предъявляет избранная профессия к индивидуально-психологическим качествам человека, разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях и т. д. - все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый.

Будущие выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.

В настоящее время в мире насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезает и возникает примерно столько же новых. Среднее время существования многих профессий - 8-10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему каждый должен быть все время готов к переквалификации, к переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений.

Проблема выбора встает перед молодым человеком в тот момент, когда он еще не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения. В записных книжках А.П. Чехова есть такие слова: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких ученых, как он сам. Тайно по ночам переплетает книги - это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам он занимается наукой». Поменяться бы ученому и переплетчику местами! От этого бы выиграло общество, и сами они занялись бы любимым делом.

На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т. д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства - советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой и т. п. Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя «несостоявшейся личностью».

Наша - родителей и школы - задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей. Помочь умным советом, без упреков и натиска. «Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется вверх», - писал М. Горький. Большое значение в профессиональном самоопределении имеет мотивация выбора профессии. Мотивы - это причины, которые заставляют вас что-либо делать. Их выявление очень важно, в особенности потому, что они не всегда осознаются и часто бывают скрыты от нашего внимания. Выявляя их, мы можем более активно влиять на нашу деятельность и добиваться успеха.

На классном часе мы провели анкетирование «Карта интересов», выявили, какие виды деятельности интересуют учащихся. К сожалению, выявилось, что интересы пока определены не у всех. Кроме того, у некоторых детей вообще нет никаких интересов, то есть они безразлично относятся ко всем видам деятельности, в карте интересов у таких детей - сплошные минусы. Нам необходимо изучать интересы детей и привлекать к какой-либо деятельности. Следующим этапом профессионального самоопределения стало проведение теста «Ваша мотивация к успеху», задачей которого было изучить стремление школьников к достижению поставленной цели.

II. Анализ теста «Ваша мотивация к успеху»

III. Анализ сочинений «Моя будущая профессия»

- Уважаемые родители, перед началом собрания у вас была возможность познакомиться с мнениями ваших детей о выборе их будущей профессии. Замечательно, что у большинства ребят есть мечта, желание посвятить себя тому или другому делу. Однако думаю, вы заметили, что выбор для некоторых остается только мечтой - не верят в себя, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

Приведу одну цитату: «Я неплохо рисую, разбираюсь в музыке, увлекаюсь моделированием одежды, но выбрать себе профессию не могу. Как найти свое место в жизни? Как быть с работой, чтобы не тянуть лямку, а заниматься любимым делом?» Проблема девушки в том, что она живет лишь духовной жизнью, а когда дело доходит до работы, она занимает пассивную позицию. Часто такая позиция молодых людей возникает как результат неправильного воспитания в семье. Разрешается попробовать все, но не воспитывается главное - трудолюбие в широком смысле слова. К сожалению, такое встречается не так уж редко.

Полезное наблюдение делают социологи: в современном обществе почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод: в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. При рыночных отношениях меняется характер и цели труда, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. И здесь большое значение имеет соответствие характера будущей профессии.

IV. Выступление психолога «Профессия и характер»

- В какой области будет лучше трудиться личности того или иного склада? Предлагаем вам классификацию характеров подростков по доктору X. Шмишеку.

Демонстративный тип характера. Это ребята, поразительно легко умеющие заводить контакты, любящие быть в центре внимания. Они стремятся к лидерству, жаждут похвалы, хорошо приспосабливаются к окружающим. Обходительны, упорны, целенаправленны, имеют актерские данные и способны увлечь за собой других. Есть у них и недостатки: эгоизм, высокомерие, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, способность вдруг «заболевать» в самые ответственные и трудные периоды. Это чаще всего те дети, которые воспитывались дома по правилу «кумир семьи», избалованные своими домочадцами. Став взрослым, подросток с демонстративным типом характера хорошо будет чувствовать себя в сфере обслуживания и в области искусств (особенно театр и кино).

Экзальтированный тип характера. Подростки словоохотливые, легко идущие на контакт, влюбчивые. Они часто вступают в спор (особенно по поводу искусства), но до конфликтов доходят редко. Привязаны к друзьям и близким. Им присущи альтруизм, чувство сострадания, тонкий художественный вкус, артистическая одаренность, искренность и яркость чувств. Несколько портят впечатление такие качества, как паникерство, подверженность отчаянию, чрезмерная впечатлительность. Экзальтированные особы прекрасно станут трудиться в сфере искусств (особенно их привлекают поэзия и музыка), в художественных видах спорта, в профессиях, связанных с природой.

Экстравертный тип характера. У этих личностей полно друзей и знакомых. Они словоохотливы до болтливости, жадно впитывают любую информацию, редко вступают в конфликты. Их девиз не слишком мудреный - «Быть как все». В общении такие подростки уступают лидерство другим, распоряжения родителей и учителей выполняют беспрекословно. Из увлечений предпочитают те, которые дают легкодоступную информацию (кино, телевидение, спортивные зрелища). Недостатки: подверженность чужому влиянию, необдуманность в поступках, страсть к развлечениям, сплетничанье. Найти себя можно в разных сферах. Важно только, чтобы работа была постоянно связана с новыми впечатлениями, желательно даже путешествиями.

Подробнее

sberbank.com

Узнать больше

favicon

Интравертный тип характера. Подростки такого типа не стремятся к общению со сверстниками, оторваны от реального мира, любят одиночество. В конфликты вступают редко, в основном при чьих-либо попытках вторгнуться в их мир. Они сдержанны, степенны, обдумывают свои поступки и всегда имеют твердые убеждения. Зачастую такие ребята страдают от того, что их точка зрения полюсно отличается от мнения большинства. Тем не менее упорно отстаивают свои позиции. Им подойдет работа, не требующая широкого круга общения (например, теоретические науки).

Тревожный тип характера. Подростки такого типа еще с детства слывут «маменькиными сынками» и «домашними детьми». Они боятся абсолютно всего - находиться дома в одиночестве, собак, темноты, грозы и незнакомых людей. В компании сверстников нередко становятся объектами шуток и даже насмешек. Учатся старательно, но испытывают мучения, когда надо идти к доске и отвечать урок вслух. Подросткам с таким типом характера не надо ориентироваться на профессию, связанную с риском или требующую широкого круга общения. Ответственные должности также противопоказаны.

Педантичный тип характера. У подростков с таким типом характера появляется какая-то мелочная скурпулезность, стремление педантично выполнять все правила. Все, что они записывают на уроке, тщательно оформляют (заголовки подчеркивают цветными карандашами с непременным использованием линейки). Они в любом деле стремятся «семь раз отмерить», прежде чем «один раз отрезать». Они не по возрасту рассудительны, склонны к «самокопанию». Так часто бывает с теми, кого воспитывают в постоянном страхе. К сожалению, окружающие находят, что они чересчур занудны. Зато в профессиях, требующих точности и большой ответственности, им не будет равных. Людям с педантичным характером не кажутся скучными ни работа бухгалтера, ни библиотечное дело.

Возбудимый тип характера. Для таких подростков характерны эгоистичность, педантичность, чрезмерная бережливость. Нередко на них нападают периоды тоски, раздражительности. В такие минуты они не прочь найти «козла отпущения», чтобы почем зря оскорбить, нагрубить. В компаниях сверстников возбудимые личности всегда стремятся к лидерству. Упоенные властью, они теряют чувство меры, чем вызывают справедливое возмущение приятелей и друзей. У них достаточно и положительных черт, например: добросовестность и аккуратность, любовь к животным. С возбудимым типом характера стоит выбирать профессии, связанные с физическим трудом, либо активные виды спорта.

Гипертимический тип характера. Это непоседы, ни минуты не желающие быть в покое. Они склонны к озорству и совсем не чувствуют застенчивости или робости. Несмотря на то что легко усваивают материал, учатся неровно, со срывами. Такие подростки очень контактны, словоохотливы, энергичны и инициативны. Порой приятелей отталкивают их раздражительность, склонность к легкомыслию и несерьезное отношение к своим обязанностям. Им хорошо бы ориентироваться на профессии, связанные с постоянным общением (например, служба быта). Можно подумать и об игровых видах спорта, искусстве (в частности, о театре).

Циклоидный тип характера. У таких подростков наблюдаются периоды (от одного дня до нескольких недель) скуки, лени, спада настроения. Тогда они становятся вялыми, раздражительными и теряют аппетит. Эти дети иногда контактны (в веселом обществе), а порой и замкнуты (среди серьезных людей). Они могут быть всякими: энергичными и пассивными, добрыми и грубыми, легкомысленными и рассудительными. Все зависит от этих самых циклов. Люди с циклоидным типом характера с трудом переносят сферы деятельности, требующие ежедневной отдачи. Им больше подойдут свободные творческие профессии (художник, писатель, музыкант) или же работа, позволяющая неравномерно распределять силы (сегодня - аврал, а завтра - труд вполсилы).

- Едва ли найдутся такие родители, которые безразлично относились бы к выбору будущей профессии их детей. Одни взрослые активно вмешиваются в дела юношей и девушек, настаивают, требуют, устраивают на работу или в учебное заведение. Другие ограничиваются советами, предоставляя право окончательного решения детям. Третьи говорят: «Смотри, тебе виднее», «Делай, как знаешь», но огорчаются, если этот выбор, с их точки зрения, бывает неудачным или не таким, каким бы им хотелось.

Если вас не устраивает организация профориентации в школе, можно организовать и домашнюю профориентацию. Пригласите, если это возможно, своего ребенка к себе на работу. Покажите, чем занимаются ваши сотрудники, расскажите об их специальностях. Если вы пришли в гости к своим друзьям, попросите хозяев рассказать вашему ребенку об их профессиях: чем они занимаются каждый день, какие трудности возникают, что им в профессии нравится.

- Уважаемые родители, насколько хорошо вы знаете своих детей и какие профессии вы можете им порекомендовать? Попробуйте ответить на вопросы, которые помогут определиться в выборе профессии.

1. Легко ли ваш ребенок устанавливает контакты с незнакомыми людьми? Умеет ли он вызвать доверие? Способен ли терпимо относиться к людям, которые кажутся ему несимпатичными? Может ли взвалить на себя чужие заботы? Умеет ли слушать собеседника? Подавить в себе плохое настроение? Справиться с волнением? Получается ли у него быть беспристрастным? Сможет ли он убедить других в своей правоте?

Если на большинство вопросов (а еще лучше - на все) вы ответили «да», то вашему ребенку открыты дороги в те профессии, которые требуют постоянных контактов с людьми. Их много - врач, учитель, адвокат, юрист, журналист, психолог, социолог, экономист, работник торговли или сферы услуг...

2. Не растеряется ли ваш ребенок, если к нему обратятся с вопросами сразу 5 человек? Сможет ли организовать работу коллектива, не забыв при этом и свои обязанности? Умеет ли запомнить сразу с десяток дат, имен, фамилий, сроков, которые необходимы для дела? В состоянии ли заинтересовать собеседников предметом разговора? Активен ли он? Подвижен ли он? Утвердительные ответы на эти вопросы подразумевают способности к таким профессиям, как учитель, культорганизатор, переводчик, экскурсовод, общественный деятель. По силам ему будет и руководящая должность.

3. Умеет ли подросток сосредоточиться на одном деле? Может ли выделять главную мысль книги или статьи? В состоянии ли самостоятельно составить подробный и последовательный план перед сочинением? Способен ли делать выводы? Может ли просидеть несколько часов над умственной работой даже тогда, когда никто не заставляет? Все эти навыки необходимы тому, кто мечтает о научной или исследовательской работе.

4. Находчив ли он? Может ли быстро принимать решения? Не ленив ли? Умеет владеть собой? Выдержан ли? Терпелив? Точен? С такими данными ваш ребенок не только сможет водить машину, но даже управлять космическим кораблем (на худой конец, самолетом).

V. Заключительное слово классного руководителя

- Если вы не смогли уверенно ответить на вопросы, значит, вам нужно внимательнее присмотреться к своему ребенку, задуматься, какие черты характера у него стоит вырабатывать. Помочь с выбором профессии можно не только советом. Этого мало. Прежде всего, надо раскрыть перед школьником его возможности и способности, помочь развить их, воспитать на их основе определенные склонности, которые затем станут призванием, скажут решающее слово в выборе профессии.

А еще важно знать, какие требования к здоровью предъявляет та или иная профессия. Так, для работы ювелиром требуется отличное зрение. Продавцу, зубному врачу, парикмахеру приходится подолгу стоять на ногах. А работа учителя или администратора связана с высоким нервно-психическим напряжением.

Проблема профессионального самоопределения подростка - проблема нелегкая. И здесь забота родителей о своих детях - явление понятное и вполне естественное, но очень важно иметь в виду, чтобы дума о детях не превращалась в думание за детей.

VI. Решение родительского собрания

1. Информировать подростков на классных часах о современных интересных профессиях.

2. Провести компьютерное тестирование учащихся для уточнения их профессиональных интересов и склонностей.

3. Привлекать родителей к знакомству с их профессиями и проведению экскурсий на предприятия.

Дополнительный материал

Тест «Ваша мотивация к успеху»

Инструкция. Отвечайте на вопросы «да» или «нет».

1. Когда надо сделать выбор из двух вариантов, выбор лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время?

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3. Когда я что-то делаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от сложного дела или задания, то потом сурово осуждаю себя, т. к. знаю, что в нем я добился бы большого успеха.

10. В процессе деятельности мне необходимо делать небольшие паузы для отдыха.

11. Усердие - не основная моя черта.

12. Мои достижения в учебе не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает моя будущая работа, чем учеба, которой я сейчас занят.

14. Замечания меня стимулируют сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои друзья считают меня успешным человеком.

16. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.

17. Я хочу быть первым и лучшим.

18. Когда я что-то делаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При достижении цели я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был делать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я мене честолюбив, чем многие другие.

25. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро пойду в школу.

26. Когда я стараюсь, то дело, которое я делаю, у меня получается лучше и легче.

27. Мне проще и легче общаться с людьми целеустремленными, которые умеют добиваться своей цели.

28. Когда у меня нет дел, мне бывает трудно усидеть на месте.

29. Я обычно загружаю себя делами сам.

30. Я всегда стараюсь найти для себя лучшее решение.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих близких.

33. Бессмысленно противодействовать воле родителей.

34. Иногда не знаешь, что придется делать завтра.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я что-то делаю вместе с другими, я достигаю больших результатов.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не очень загружены.

40. Я не завидую тем, кто стремится сделать карьеру в будущем.

41. Когда я уверен, что я прав, я твердо и настойчиво отстаиваю свою точку зрения.

Ключ к тесту

Поставьте себе по одному баллу за каждый ответ «да» на вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10,14, 15,16, 17,21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37,41 и за каждый ответ «нет» на вопросы: б, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Теперь подсчитайте полученные баллы.

Анализ результатов теста

Если вы набрали 32-28 баллов, у вас очень сильная мотивация к успеху. Вы упорны в достижении цели и готовы преодолеть любые препятствия.

27-15 баллов. У вас средняя мотивация к успеху, такая же, как у большинства людей. Стремление к цели приходит к вам в форме приливов и отливов. Порой вам хочется все бросить, т. к. вы считаете, что цель, к которой вы стремитесь, недостижима.

14-0 баллов. Мотивация к успеху у вас довольно слабая. Вы довольны собой и своим положением, убеждены, что независимо от ваших усилий все пойдет своим чередом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Трудности подросткового возраста"

Как вести себя родителям, если ребёнок достиг подросткового возраста. Советы.Анкетирование родителей и детей перед родительским собранием (анкеты прилагаются). Результаты анкетирования на примере конк...

Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста"

Сценарий собрания, подготовительная работа к нему, приложения. Применима к нему и призентация с аналогичным названием....

Родительское собрание "Трудности подросткового возраста"

лекторий для родителей о проблемах подростка, как им помочь в данный период...

Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Цель данного родительского собрания: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.Задачи собрания:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста...

Общешкольное родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подросткового кризиса;Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста...

Презентация к родительскому собранию "Особенности подросткового возраста

Презентация к родительскому собранию на тему "Особенности подросткового возрастата"...

Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Представлена презентация к родительскому собранию "Особенности подросткового возраста"...