Принципы социально-развивающего обучения иностранным языкам в средней школе
методическая разработка

Байбородина Людмила Сергеевна

Заключение

Обучение – это целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя,  цель  которой – приобретение учащимся системы научных знаний, умений и навыков, формирование у него интереса к учению, развитие познавательных и творческих способностей, а также нравственных качеств личности.

Задачами процесса обучения являются: стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; формирование познавательных потребностей; организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности; формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_v_rabote_mo.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Витимская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на МО учителей иностранного языка

на тему:

"Принципы социально-развивающего обучения

иностранным языкам в средней школе"

 

 2021-2022 учебный год


Введение

Если вы спросите окружающих, нужен ли им иностранный язык, то большинство из них ответит отрицательно. Многие люди свободно обходятся без знания иностранных языков. Они могут сказать, что все самое ценное с литературной точки зрения уже переведено на русский язык, а все остальное не стоит того, чтобы ради этого изучать второй язык. И таких людей подавляющее большинство. Но я считаю, что если вы действительно хотите узнать, стоит или нет изучать иностранный язык, вам надо обратиться к тем, кто знает хотя бы один из языков, помимо своего родного. Потому что странно спрашивать о пользе и ценности иностранного языка у того, кто его не знает и, соответственно, не способен оценить те преимущества, которые обретает человек благодаря таким знаниям. Для того чтобы изучить иностранный язык, нужны как время, так и усилия.

Любой иностранный язык нужно учить всю жизнь. Примером этому может служить хотя бы тот факт, что мы допускаем множество ошибок, часто не понимаем друг друга, общаясь и на родном, языке. И еще, ни один учебник, ни одно грамматическое пособие не могут передать всего многообразия форм и приемов, существующих в языке для описания того, что происходит ежесекундно между людьми и вокруг людей. Итак, процессу совершенствования в языке нет предела. Все современные языки пришли к нам из далекого прошлого, непрерывно развиваясь и совершенствуясь на своем пути. Легко предположить, что в самом начале этого длинного пути все языки были одинаково примитивными и поэтому мало отличались друг от друга. Но развитие каждого из них шло в своем направлении, постепенно появлялись все новые и новые предметы и понятия, между ними возникали все новые и новые отношения, и описание этих отношений в каждом языке происходило только в соответствии со своими, разрабатываемыми только носителями этого языка, законами (правилами). Как было бы просто и легко общаться на иностранном языке, заменяя в предложениях только слова из одного языка на слова из другого! Но нет – нужно еще знать законы другого языка и подчиняться им.

Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностранного языка закладывает основы иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка, совместно с изучением родного языка помогает лучше понять общечеловеческие способы речевого общения, способствует воспитанию чувств патриотизма, интернационализма, нравственных качеств личности. И это, разумеется, так, но названные направления не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учебного предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко носят формальный характер. Таким образом, в своей работе я хочу раскрыть принципы обучения иностранным языкам, как трудный процесс взаимодействия ученика и преподавателя, основанный на разработанных принципах преподавания.


1. Обучение как способ организации педагогического процесса

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи многогранным и сложным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как «процесс познания, управляемый педагогом». Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся. Но только в процессе обучения познание приобретает чёткое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально – деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации познавательной практической деятельности учащихся. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предмета.

Обучение иностранному языку, как и всякому другому процессу, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся учителя и ученики: преподавание и обучение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний – он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к обучению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний и умений.

  1. Принцип сознательности и активности

Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.

Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания учащихся.

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний: учащиеся должны уметь облекать свои знания в правильную словесную оболочку (выражение «знаю, но сказать не могу» – признак отсутствия знаний);

сознательность выражается и в положительном отношении учащихся к изучаемому материалу, в их заинтересованности;

признаком сознательного усвоения учебного материала является степень самостоятельности; чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания.

Правила принципа сознательности и активности в обучении:

Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.

Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые смогут потом использовать на практике. Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. Поэтому одной из задач педагога является формирование у них потребности и навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка  стали обязательным элементом современных обучающих технологий по иностранному языку.

Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т.п. Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.

Соблюдение этих правил способствует формированию убеждений, а не накоплению формальных знаний. Соблюдение данного дидактического принципа имеет огромное значение, так как «убеждения не купишь в лавке», о чем писал Д.И. Писарев – они формируются в процессе познавательной деятельности.

1.2 Принцип систематичности и последовательности

Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я.А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Эти идеи были позднее развиты К.Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми явлениями и предметами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые метапредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности в учебном процессе. Между такими предметами, как история, литература и иностранные языки должны постоянно осуществляться метапредметные связи, должны поддерживаться повседневные контакты между учителями (взаимное посещение уроков, перспективное совместное планирование и т.д.). В последние годы отдельными учителями разрабатываются авторские программы по комплексному изучению определенных разделов учебных предметов.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения иностранному языку, т.е. логическую последовательность и связь между учебными предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения (в начальной, основной и средней), чтобы каждый раз, вновь изучаемый материал базировался на усвоенном учащимися ранее.

Правила принципа систематичности и последовательности:

Реализация преемственности и установление ассоциаций в процессе обучения с целью реализации данного принципа во многом зависит от планирования учебной работы (например, практические занятия необходимо проводить только после изучения теоретического материала, когда этот материал усвоен в комплексе; при изучении нового материала необходимо опираться на ранее усвоенные знания и т.д.).

Учитель не имеет морального права переходить к изучению последующего учебного материала, если он не уверен, что усвоен предыдущий (даже, если учитель ограничен рамками программы, количеством часов на изучение той или иной темы). С целью реализации данного принципа необходимо осуществлять как бы «опережающее обучение». На каждом уроке при изучении любого учебного материала необходимо создавать «почву» для изучения последующего. Для начинающего учителя необходимо каждый раз готовиться не только к очередному уроку, а как бы одновременно к двум или даже нескольким.

Принцип систематичности и последовательности требует постоянного повторения изученного материала. Однако повторение не должно сводиться только лишь к воспроизведению пройденного (традиционный репродуктивный характер обучения как раз и ориентирует на такое воспроизведение: повторение после учителя, пересказ о прочитанном в учебнике и т.д.). Необходимо, чтобы при повторении пройденного учащиеся рассматривали его с новых позиций, увязывали со своим личным опытом, с личными наблюдениями, со знаниями по другим учебным дисциплинам и т.п. Большое значение для реализации принципа систематичности и последовательности имеет практическая деятельность учащихся, когда они могут применить теоретические знания в практической деятельности, составить монолог или диалог, написать эссе на изученную тему. Важность такой связи подчеркивается введением самостоятельного принципа: связи теории с практикой

1.3 Принцип наглядности

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает лишь через посредство зрения или только через посредство слуха.  

В процессе изучения иностранных языков используется изобразительная наглядность: стенды,  экранные средства: фильмы, Компьютеры, графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео- и аудио записи).

1.4 Принцип доступности

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Не надо забывать и о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся. Учение – это ежедневный многочасовой труд. Необходимо, чтобы процесс обучения был трудным, но посильным и интересным, чтобы учащиеся чувствовали уверенность в своих силах, которая ведет к творческой активности. Доступность обучения, прежде всего, определяется возрастными особенностями учащихся, но необходимо учитывать и другие факторы. Если учащихся вооружить более рациональными приемами работы по усвоению иностранного языка, то это расширит их познавательные возможности, а значит, сделает доступным более сложный учебный материал, например, по грамматике.

 И сегодня некоторые знания по иностранному языку, формируемые в недалеком прошлом у школьников 12–13-летнего возраста, легко усваиваются 8–9-летними детьми. Если первоначальная ступень школьного обучения ориентировалась, прежде всего, на формирование навыков чтения, письма, счета, то сегодня младшим школьникам даются и иностранные языки. Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.

1.5  Принцип целенаправленности

Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания – формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке иностранного или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности, учителя должны подчинить этой цели свою работу. В воспитании не должно быть бесцельных мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить, гуманной цели всестороннего усовершенствования личности.

Требования этого принципа успешно реализуются при выполнении следующих правил: 1) планировать учебно-воспитательную работу как путь достижения общей цели воспитания; 2) вести воспитание на основе формирования у воспитанника идеала (индивидуальной цели) соответствующего общей цели; 3) определять место каждого урока в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели; 4) подготовку и проведение каждого урока и мероприятия осуществлять на основе системного подхода к решению задач обучения и воспитания

1.6 Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности, связанной с жизнью

Правила реализации требований этого принципа:

  • опираться в обучении и воспитании на имеющийся у воспитанников практический опыт;
  • показывать как можно шире области применения знаний по иностранному языку в жизни;
  • вырабатывать умения и навыки использования знаний в жизни;
  • привлекать учащихся к участию в интеллектуальном  труде;
  • создавать условия для использования учащимися усвоенных знаний, стимулировать их применение и передачу другим,
  • показывать ученикам, что изучение иностранного языка всегда обусловлено практическими потребностями общества.

1.7 Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий

Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, вне учёта индивидуальности воспитанника. Уже то, что воспитанник – субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, обученность и воспитанность, условия домашнего воспитания, темперамент, воля, характер, интересы все это индивидуально и требует учета в осуществлении воспитательной работы с каждым.

Повышение внимания к развитию индивидуальности и гуманизация педагогического процесса актуализировали такие понятия, как личностно ориентированное воспитание, центрированное на личности обучение. Их суть в необходимости принятия воспитанника воспитателем не с заранее сформулированной программой действий с ним (например, будущего всесторонне развитого человека), а таким, какой он есть. На этой основе важно исходить в воспитании из интересов, способностей и возможностей ребенка, а не общественно-научных, в основе своей абстрактных требований к человеку. Есть два основных пути учета индивидуальных особенностей воспитанников в педагогическом процессе. Первый путь – индивидуальный подход в обучении и воспитании, осуществляемый по единым программам. Эти программы рассчитаны на обеспечение продвижения всех к общей цели воспитания. Учет индивидуальности каждого осуществляется за счет коррекции методики работы с ним. Можно выделить три таких направления индивидуализации достижения единой общей цели: 1) индивидуализация по объему выполняемой деятельности; 2) индивидуализация по трудности выполняемых задач; 3) индивидуализация по характеру и количеству оказываемой помощи, когда обеспечивается освоение общей программы и слабыми за счет индивидуальной (в том числе дополнительной) работы с ними.

Второй путь – дифференциация, или разделение учащихся на группы (потоки) в зависимости, прежде всего от способностей, а также интересов, подготовленности и воспитанности, физиологическим причинам. Кроме того, дифференциация проявляется в создании специальных школ для детей с высоким уровнем развития способностей (гимназии, лицеи), а в школах классов определенной направленности физико-математических, гуманитарных и др. Углубление дифференциации осуществляется в факультативах, разнообразных формах внеурочной работы (в кружках, секциях и др.), Элементы дифференциации могут быть использованы и на уроке в классе: даже в условиях достаточно тщательного отбора учащиеся класса по способностям возможности усвоения ими конкретных тем далеко не одинаковы. Поэтому разделение учащихся класса на динамичные группы в зависимости от теоретической подготовленности, выработке умений и навыков, особенностей характера может оказать положительное влияние на результаты учебно-воспитательной работы.

1.8 Принцип воспитания в коллективе

Суть требований этого принципа вытекает из положения, что человек как существо общественное получает необходимые условия для всестороннего развития своих задатков только в коллективе. Под коллективом понимается устойчивая группа людей, сплоченных единой общественно полезной цепью и общей деятельностью по её достижению. Истинное духовное богатство личности заключается в богатстве ее действительных отношений. Воспитательная ценность коллектива в том и заключается, что в нем воспитанник имеет возможность вступать в разнообразные отношения с другими: деловые, личные, гуманистические, интеллектуальные, идейно-воспитательные, учебно-трудовые, самодеятельно-творческие и др. Межличностные отношения в коллективе определяются широким спектром личностно значимых для каждого его члена видов групповой деятельности. Отношения ответственной зависимости, когда каждый находится и в положении ответственного организатора, и зависимого исполнителя, не позволяют нивелировать личность, но создают условия для приобретения каждым необходимого опыта общественной жизни, гражданского становления. Возможности формирования микрогрупп по интересам внутри коллектива и динамичная связь коллектива с другими коллективами, как необходимое условие его развития способствуют удовлетворению потребности в развитии индивидуальности.

Против принципа воспитания в коллективе высказано немало возражений, особенно сторонниками личностно ориентированного воспитания, представителями экзистенциализма и другими. По их мнению, коллектив нивелирует личность, препятствует развитию индивидуальности, и лишь в условиях тоталитарных режимов идея коллектива может приобрести признание. Однако наблюдательные представители даже «рыночной» идеологии давно пришли к выводу о высокой воспитательной ценности коллектива. «Приходит время, когда все великие достижения будут осуществляться путем такого коллективного сотрудничества, где каждый отдельный человек осуществляет те функции, для которых он наилучшим образом приспособлен, где каждый человек сохраняет свою собственную индивидуальность и является непревзойденным в своей частной функции, где ни один человек ничего не утрачивает из своей оригинальности и надлежащей личной инициативы, но все же каждый работает под контролем и в гармоническом сотрудничестве со многими другими» (А.П. Беляева ) Значит, дело не в идеологии, а в объективном соответствии общественной сущности человека тем условиям, которые создаются в коллективе для развития его природных задатков, для формирования и развития индивидуальности.

1.9 Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника

Требования этого принципа могут быть рассмотрены и в структуре принципа гуманистическом целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма, признание личности как ценности, уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализации, собственных прав личности, так и обеспечения прав и свобод других членов общества.

 Любовь воспитателя к воспитаннику приобретает подлинную воспитательную ценность лишь в сочетании с разумной требовательностью к нему. Мера же последней определяется развитостью общественно-экономических условий и соответственно уровнем развития общественного сознания.

В практической воспитательной работе требования этого принципа наиболее ярко выражены А.С. Макаренко  и его афоризме: как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Последовательная реализация этого принципа связана с выполнением правила опоры на положительное: в воспитании основой должна быть не борьба с недостатками, а развитие имеющегося положительного в ученике, формирование положительных черт и качеств личности и тем самым вытеснение (или препятствование формированию и развитию) отрицательных.

Дети и сами не любят нетребовательных воспитателей. Ведь требовательность – это определенный порядок, предсказуемость перспектив, защищенность. Ученики  готовы принять даже повышенные требования, если уверены в искренней расположенности к ним учителя, если знают, что требования предъявляются не во имя отвлеченного понятия порядка, а в их интересах.

1.10 Принцип компьютеризации обучения

Компьютеры можно использовать не только для быстрых и сложных расчетов, но и для сбора и переработки информации, непосредственно пригодной для дидактической работы, особенно в области оценки результатов и хода  процесса  об учения.  Существовавшие до сих пор методы контроля и оценки результатов обучения такой возможностью не располагали. В соединении с тестами они, в лучшем случае, позволяли контролировать конечные результаты работы учащихся и не позволяли изучить факторы, оказывающие влияние на достижение именно этих результатов. Компьютеры же немедленно оценивают каждый ответ учащегося на заданный ему вопрос, выявляют возможные ошибки и определяют их источники; они могут регулировать уровень сложности заданий, даваемых учащемуся, словом, индивидуализируют обучение применительно к способностям, интересам, темпу работы и уровню подготовки отдельного учащегося.

Компьютер анализирует, оценивает и сохраняет в памяти не только ответы учеников на вопросы, предусмотренные программой, но и время работы каждого учащегося с программой, число и виды допущенных ошибок. Благодаря этому учитель располагает полной картиной работы всех учеников, причем наряду с конечными результатами обучения эта картина включает также способы и пути их получения


2. Использование принципов обучения на практике

Одна  из главных проблем это проблема успеваемости учащихся. На успеваемость оказывают влияние как объективные, так и субъективные причины. В нашей школе есть слабоуспевающие учащиеся по иностранному языку. Их отставание можно отнести за счет неудовлетворительного прилежания и слабых способностей.  Стараюсь изучать индивидуальные особенности каждого ученика. Я считаю, что не надо ученика делать неперспективным. Важнее помочь ему, дать возможность поверить в свои силы, заинтересовать предметом, знаниями, самим процессом учения. Лучше всего это делать на начальном этапе обучения иностранному языку.

Основное назначение иностранного языка как предметной области обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение, так и опосредованное общение. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Из опыта работы знаю, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного  подхода,  коммуникативным подходом  обучения является общение, и не просто учебное общение, а основным образом организованное и управляемое;  культурологический подход, основанный на учете специфики культурной принадлежности учащегося. Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно – ориентированный подход.

 В процессе обучения английскому языку  учитываю  индивидуальные способности  каждого учащегося.

Стараюсь, чтобы на уроках школьники общались на английском языке в рамках изучаемой темы, знакомились друг с другом, спрашивали о погоде, об особенностях обучения в нашей стране, и все что их интересует. Принцип воспитания в коллективе: выполнение заданий на уроках осуществляю группами, попарно и самостоятельно;  принцип наглядности: каждая новая тема сопровождается таблицами, картинками, диаграммами. Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий: для каждой возрастной группы были разработаны  свои упражнения, в которых содержался материал школьной программы, предназначенный для их возраста.

Все эти перечисленные принципы социально-развивающего обучения

я применяю в преподавании иностранного языка.


Заключение

Обучение – это целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя,  цель  которой – приобретение учащимся системы научных знаний, умений и навыков, формирование у него интереса к учению, развитие познавательных и творческих способностей, а также нравственных качеств личности.

Задачами процесса обучения являются: стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; формирование познавательных потребностей; организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности; формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.

Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. Основными принципами обучения являются: принцип научности обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип воспитывающего обучения, принцип связи теории с практикой и принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.

Дидактические принципы являются регулирующими средствами научно обоснованных действий учителя на уроке. Они отражают в нормативном компоненте образ действий для достижения поставленных задач, которые определяются интересами общества: в родственном компоненте они одновременно образуют связи условий, действий, результатов.

Принципы социально-развивающего обучения иностранным языкам нельзя оставлять без внимания, так как их требования тесно взаимосвязаны, и выполнение их тоже находится в тесной взаимной зависимости: реализация требований любого из принципов в той или иной мере складывается из выполнения требований всех остальных, игнорирование одного из принципов приведёт к неполной реализации требований другого и, в конечном счёте,  всё это отразится  на  эффективности обучения иностранным языкам.

Это является следствием целостности педагогического процесса и в то же время способствует укреплению этого качества педагогической системы.


Список использованных источников

1. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание – М.: Школа – Пресс, 2000 г.

2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: 1982 г.

3. Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей: Педагогическое общество России, 1998.

4. Э.В. Ильенков. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении М.: Институт философии АН СССР, 1996

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996

6. Стефановская Т.А. Педагогика и искусство. – М. 1998.

7. Писарев Д.И. «Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей», Э. Борохов. М. ООО «Издательство АСТ». 2001

8. К.Д. Ушинский. «Собрание педагогических статей», Санкт-Петербург, 2001)

9. Шапкин В.В. «Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования» (М., 2003),

10. А.С. Макаренко. О воспитании молодежи. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.). Москва 2001.

11. Новикова Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика). Общественные науки и современность. 1998.

12. А.П. Беляева. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие. – М.: Высш.шк., 1991.

13. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1997

14. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М. 2002 г.

15. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов пед. учебных заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы коммуникативных методов обучения иностранному языку в средней школе.

           В настоящее время, как в теории, так и в практике обучения иностранным языкам сложилось положение, вызывающее необходимость критического пересмотра суще...

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в средней школе и начальной школе

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, ...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Принципы организации внеклассной воспитательной деятельности в средней школе и на уроках иностранного языка.

«…замечательные, блестящие уроки есть там,где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,где имеются и применяются самые разнообразныеформы развития учащихся вне уроков".В.А.Сухомлинский...

Внеклассное мероприятие : "Новогодний конкурс на английском языке". Составили учителя английского языка ГБОУ средней школы № 143 Красногвардейского района Санкт-Петербурга А.В. Дьяковская и Е.Ю. Ершова

Цели мероприятия: формировать устойчивую учебно-позновательную мотивацию и интерес к учению,повторить  изученный ранее лексический и грамматический материал, развивать коммуникативные универсальн...

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Проведение социально-развивающего обучения...

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать  индивидуальные особенности и...