Развитие и поддержка одарённых детей на уроке иностранного языка
статья

Вашлаева Наталья Ивановна

Статья "Развитие и поддержка одарённых детей на уроке иностранного языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема моего доклада «Развитие и поддержка одарённых детей на уроках иностранного языка». Эта тема стала для меня актуальной в последние годы моей педагогической деятельности, когда мои учащиеся начали показывать неплохие результаты на районных и региональных олимпиадах. Начиная свою трудовую деятельность 19 лет тому назад, главной задачей своей работы, я  считала дать определённый «багаж» знаний своим учащимся. Но время показало мне, что «багаж» знаний не является главной целью изучения иностранного языка, а умение этими знаниями пользоваться. И только одарённый и талантливый ребёнок может правильно распорядиться своим «багажом».

Многие  считают, что талантливым и одарённым людям дается всё легко, без особого труда. Но это не так.  И.Е. Репин  говорил, что высокий уровень достижений - это награда за каторжный  труд. Для  развития способностей  требуются упорное учение и труд. Недаром говорят, что талант - это  труд,  умноженный  на  терпение.  Ведь терпение нужно не только ребёнку, чтобы стать талантливым, но и тому, кто этот талант помогает раскрыть. Я считаю, что у каждого ребёнка есть свои способности. Но только трудом, терпением и желанием учиться,  можно добиться успехов и стать одарённым и талантливым.  В моей работе мне повезло, что я могу сама увидеть у ребёнка способности к иностранному языку и развить у него одарённость,  т.е. я набираю детей в начальной школе и учу их до 11 класса.

Хочу сразу обговорить тот момент, что в нашей гимназии обучение иностранному языку осуществляется как на базовом уровне, так и на углублённом, что даёт учащимся и их родителям право выбора уровня освоения, исходя из языковых способностей и уровня их мотивации. Углублённый уровень обучения иностранному языку был введён в 2011 году в гимназии, и с тех пор мы  систематически работаем на этом уровне. В классах  с углублённым изучением английского языка предмет преподаётся в количестве 5 часов. Причём как в урочное время, так и во внеурочное время. Работаем мы по УМК «English» Верещагиной, Бондаренко и Притыкиной. И как показал опыт этих 10 лет введение углублённого уровня это эффективное средство развития и поддержки одарённых и мотивированных детей.

Обучение иностранному языку, можно сравнить с постройкой дома. Начальная школа – это для меня «фундамент», основа всего.  Насколько  прочен будет дом, всё зависит от  правильно заложенного фундамента. А он,  как известно, состоит из кирпичей.  «Кирпичиками»  в начальной  школе, я считаю, является словарный запас, т.е. лексика. А для того, чтобы «кирпичики» хорошо держались – необходим раствор (цемент, песок и вода). А это для меня, в первую очередь - грамматика, произношение и правописание. И поэтому большой внимание в начальной школе я уделяю этой работе, особенно развитию словарного запаса у учащихся. Я использую различные игровые методы и формы, игры и мягкие игрушки, сама разрабатываю после пройденных тем дифференцированные лексико-грамматические задания,  а также начинаю уже в начальной школе использовать проектную технологию. Главным, в моей работе в первый год обучения считаю – повторение. Почти на каждом уроке в первом полугодии я повторяю предыдущий материал. Сначала  это буквы, звуки,  затем к  ним прибавляются слова, речевые выражения, простые элементарные вопросы.

 Когда я начинаю работать в младших классах, то уже вначале я вижу способного ученика, которому лучше всех удаётся запоминать иностранную лексику,  понимать и воспроизводить. Таких детей  стараюсь привлечь чем-то другим:

  • поучаствуй в конкурсе платформы «Учи.ру»
  • подготовь образцовое чтение текста;
  • составь кроссворд с изучаемыми словами;
  • отметь самые сложные слова, в которых ребята делают ошибки;
  • выбери задание себе сам и т. д.

Для поддержания интереса к изучению иностранного языка использую также компьютерные  игры, знакомлю с красочными журналами, использую страноведческий материал.

Чтобы стимулировать интерес у учащихся среднего звена и у  старшеклассников к изучению иностранного языка, я также использую на своих уроках игру.

В среднем и старшем звене я продолжаю работу по развитию одарённости у учащихся, которые ярко проявили себя в начальном звене. Я  продолжаю разрабатывать и использовать дифференцированные лексико-грамматические задания, а также широко использую проектную технологию.

 Существуют разные основания для дифференциации в процессе обучения, и мастерство учителя  заключается в умении найти наиболее правильный способ её осуществления.  Дифференцированный  подход считаю необходимым, т.к. его использование приводит к улучшению результатов процесса обучения на основе учёта особенностей учащихся. В условиях современного образования из-за большого объёма учебного материала, необходимости быстрого его усвоения учитель не имеет возможности реализовать индивидуальный подход к учащимся. Альтернативой может стать дифференцированное обучение на основе учёта  индивидуальных особенностей группы детей.

    Разрабатывая дифференцированные задания, убеждаюсь в правильности вывода, что дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого.

 Хотелось бы ещё добавить, что  если не занимать одаренных детей специальными заданиями – заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как учащегося. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает; если задание – пересказать текст, то одаренному – проанализировать поступки героев, сделать выводы и т.п.

  В то же время хочется подчеркнуть, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

В среднем и старшем звене происходит активное вовлечение учащихся в   проектную деятельность.  

     Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания  по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

    Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Учащиеся, как известно, не представляют собой однородной массы, а обладают индивидуальными способностями, и учителю крайне важно их учитывать: одному достаточно совета учителя, другому необходимы подробные разъяснения, третьего и вовсе нужно вести за руку. Очень часто мы ориентируемся в своей работе на вторую группу учащихся, которых большинство. А вот одаренные и слабоуспевающие дети остаются зачастую в стороне. Такой подход грозит снижению мотивации и сильных, и слабых учащихся, поэтому мы должны учитывать индивидуальные особенности всех детей и уделять достаточно внимания как одаренным, как и слабоуспевающим учащимся.

Проектная технология является действенным инструментом в таком подходе, так как организация работы требует деления на группы, в которых сильные учащиеся, как правило, занимают лидирующую позицию и становятся опорой при презентации своего задания. Одаренные дети помогают учителю воплотить основную идею проекта и сами получают возможность продемонстрировать свои умения и навыки на высоком уровне: излагать факты, высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы. При этом мы имеем хорошую возможность развивать коммуникативную компетенцию ученика. Одаренные дети быстрее учатся селективному поиску иноязычной информации и учат этому других членов группы, помогают остальным представить эту информацию на иностранном языке, и сами выступают на высоком уровне, демонстрируя свои языковые и коммуникативные способности. Это стимулирует их к дальнейшему совершенствованию, повышению качества владения ими иностранным языком. 

Работа над проектом ― процесс творческий.  Учащийся самостоятельно или под руководством  учителя занимается поиском решений какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными  и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

В среднем и старшем звене стараюсь вовлекать своих учеников в выступление на сцене.  Дети этого возраста с удовольствием принимают участие в  маленьких театральных постановках, в инсценировках сцен или песен. Обычно это происходит во время предметной декады, когда мы показываем открытые уроки. Или например, участие в конкурсе «Песня без границ», проходящего на базе СОШ №1, где мои ученики не однократно были призёрами. Это выпускница гимназии Екатерина Чекалдина и Олег Ташкинов. Мною замечено, чем чаще ребенок принимает участие, тем больше у него появляется интереса к предмету, к самому языку.

Начиная с 5 класса, готовимся к олимпиадам. По изучаемым темам даю тестовые задания. Работаем с дополнительной литературой по подготовке к олимпиадам. Важно помочь в этом возрасте преодолеть страх участия в олимпиадах, страх получения, может быть, не столь высокой оценки, какой хотелось бы.

В 9-11 классах  я чаще всего использую «Технологию тестирования», которая используется для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям всех международных экзаменов по иностранному языку. Кроме того, данная технология позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.

Хочу отметить, выпускников  гимназии 2021 года как, Денис Балашкин, Даниил Бабин, Алина Кулагина и Денис Булдыгин, которые были ежегодными победителями и призёрами всероссийской олимпиады школьников как на районном, так и на региональном уровне. Не могу не остановится и не рассказать вам о достижениях Дениса Балашкина, который в прошлом учебном году стал победителем ВОШ сначала на муниципальном уровне, а потом и на региональном. Что за время моей педагогической деятельности произошло впервые. Это действительно одарённый человек, чьё призвание именно изучение языков. Естественно, что при сдаче государственного экзамена Денис выбрал английский язык и сдал его с результатом в 93 балла и как результат поступил в Саранск на факультет  иностранных языков на бюджет. Другая наша выпускницы этого года Евгения Меринова набрала 76 баллов на ЕГЭ.


 Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему [1, с. 92].

Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Считается, что одарённые дети являются «золотым фондом» школы. И нам, педагогам, нужно поддерживать и развивать ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо значимая задача обучения одарённых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие и контроль коммуникативных умений на уроке иностранного языка»

«Развитие и контроль коммуникативных умений на уроке иностранного языка»...

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"

Данный материал относится к внеклассным мероприятиям на английском языке. Цель данного мероприятия больше воспитательная - развитие такой нравственной категории, как уважение и любовь к ближнем...

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"

В продолжении данной темы "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"  еще один урок по воспитанию чувства уважения и любви к ближнему своему....

Внеклассное мероприятие по английскому языку "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"

В продолжении данной темы "Основы нравственности детям через урок иностранного языка"  еще один урок по воспитанию чувства уважения и любви к ближнему своему....

Развитие творческой активности детей на уроках иностранного языка

Английский язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящий сборник составлен по материалам регионального семинара «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности», состоявшегося в апре...