Типология заданий по формированию познавательных УУД на начальном этапе обучения 2 ИЯ
методическая разработка

Анисимова Татьяна Петровна1

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

·самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

·поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

·структурирование знаний;

·осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

·моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково–символическая);

·преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

·анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·выбор оснований и критериев для сравнения. сериации, классификации объектов;

·подведение под понятия, выведение следствий;

·установление причинно-следственных связей;

·построение логической цепи рассуждений;

·доказательство;

·выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем:

·формирование проблемы;

·самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

При анализе содержания учебно-методического комплекса испанского языка можно заметить, что внутренняя структура каждого параграфа учебника включает в себя такие элементы, которые в той или иной степени направлены на формирование всех групп универсальных учебных действий. Но задания и упражнения, способствующие эффективному развитию учебной деятельности и логических приёмов мышления наиболее частотны. Так же в процессе обучения используются и дополнительные источники: контрольно-измерительные материалы, итоговые диагностические работы по ФГОС, тетради творческих работ, тетради комплексных работ. Но, конечно, есть много заданий, которые подбираются самостоятельно учителем и предлагаются ученикам. Данные задания и приёмы позволят: сделать процесс обучения творческим, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей, контролировать дисциплину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения и задания для формирования общеучебных универсальных действий:

Составь слово”. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

Инструкция учителя:

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Pierna 2. Lápiz 3. Первая буква испанского алфавита. 4. Nadar -первая буква. 5. Первая буква артикля мужского рода. 6 Суффикс для множественного числа…

Ответ: Planes.

Четвёртое лишнее”.

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

1. La tortilla, el pure, la sopa, el agua

2. La camisa, las botas, la chaqueta, la falda.

3. descansar, pasear, jugar, estudiar

4. El platano, la pera, la manzana, la patata.

Аналогичного типа упражнения представлены в анализируемом нами учебно-методическом комплексе:

Упражнения и задания для формирования логических универсальных действий

“Развиваем логику” О ком идет речь?:

Lleva una camas blanca;

Lleva un jersey amarillo;

Tiene zapatos negros.

Tiene vaqueros.

Закодированное слово” или «Зашифрованное слово»

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 ALPIZUMTNO

Какие слова кроются под номерами:21345 3251 9081

Этот вид работы можно использовать на уроках испанского языка при введении новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.

Какография”

Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутанная последовательность действий и т. д.

Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.

Найди соответствие”.

1. Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: manzana – roja, dorada, dulce.

Platano –

Tomate –

Fresa –

Aguacate –

2. Вставьте в текст прилагательные bueno, sabroso, rico, malo в превосходной степени:

En el restaurante:

Mabel: El bistec es…La ensalada de tomate es… El helado de chocolate es…

Rafael: No, me parece, el bistec es…Y sí, el helado es…

«Восстановление деформированного предложения».

Из данных слов составь предложение, запиши его.

Hacer que forma hay estar para deporte en.

Si tómate la aspirina te una cabeza duele.

Coma chocolate duele mucho el cuando estómago me

Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов: el ordenador, trabajar, escuchar, el proyecto

«Напиши как можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы».

V…………… a……….. l………… p……………. p…………d………...

Van a la playa para descansar.

L……………. a……………… e………………. c…………. .

М……………. g………………. h……………….. d……………. ch…….

Письмо на тему “Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме”

Кто быстрее”

Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.

1. Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: el rico, rico, sal, salado, sabroso, frio, freir, sonrisa…

2. Составьте как можно больше слов по конструкции: согласный-----гласный, согласный-----согласный (duele, dolor)

3. Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: f—a, b---a, p---o, z---s( falda, blusa, paňuelo, zapatos).

Подобного типа упражнения также представлены в анализируемом учебно-методическом комплексе:

Упражнения и задания для формирования познавательных универсальных действий на постановку и решение проблемы

Постановка и решение проблемы как неотъемлемая часть познавательного блока УУД включают формулирование проблемы, а также самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. «Проблемным» оно называется потому, что соотносится с главной категорией проблемного обучения – проблемной ситуацией. В процессе решения такого задания учащиеся самостоятельно приходят к новым знаниям или способам их получения, то есть поиск способа решения или само решение возлагается на учащихся. Как показывает опыт, необходима не случайная совокупность проблемных заданий, а их система. Задания должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, иметь разную степень сложности. Структура содержания задания необязательно должна отвечать принципу дидактики «от легкого к трудному».

Для того чтобы подобрать или самостоятельно разработать систему проблемных заданий, учителю необходимо руководствоваться программой действий, в основе которой лежат следующие принципы:

1. Учебный материал следует излагать так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства понятия или явления, подлежащие дальнейшему изучению.

2. Практические умения и навыки необходимо развивать на базе соответствующих теоретических сведений.

3. Создаваемая система проблемных заданий должна содержать не только фактический материал, но и описание действий самих детейучеников по его усвоению.

4. В разрабатываемую систему следует включать задания, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию учениками уже готовых моделей для открытия новых свойств.

Пример.

Дается цепочка слов:

El coche, el avión, María, Peque, e lpalo, Moscú, Nena.

1. Можно ли эти слова объединить в две группы?

2. Если можно, то по какому принципу?

3. Одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы

а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных?

4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются?

Систематическая деятельность учителя по созданию проблемных ситуаций в процессе решения проблемных заданий на уроках испанского языка приводит к тому, что ученики имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, постепенно овладевая познавательными универсальными учебными действиями.

Познавательные УУД формируются постепенно с первого класса. К моменту изучения второго иностранного языка у учащихся сформированы познавательные УУД на родном и первом иностранном языках, поэтому основной трудностью в использовании познавательных УУД является испанский язык как основа коммуникативных действий. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся на начальном этапе обучения второму иностранному должны научиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты. Использовать знаково-символические средства, в том числе овладеть действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. В качестве диагностики выявления уровня сформированности познавательных УУД используются в практической работе учителя комплексные диагностические работы (входная, промежуточная, итоговая). Таким образом, формируя познавательные УУД, осуществляется развитие компетентностей личности школьников, проводится подготовка их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Для диагностики и формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве. Коммуникативные игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка». Приведем примеры языковых игр: «Украшаем слова»

Цель: игра развивает память и мышление детей.

Участники игры сидят в кругу.

Условия игры: ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участников игры по очереди называет по одному прилагательному к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать прилагательное, выбывает из игры. Повторяться нельзя.

Побеждает тот, кто остается последним.

«Ищем сокровище»

В игре может принимать участие неограниченное число участников, среди которых выбирается ведущий. Он предлагает игрокам найти среди окружающих предметов «сокровище» и задаёт с помощью прилагательных его признаки, например: «Моё сокровище – маленькое, синее, шёлковое, нарядное» (бант на голове одной из участниц игры) и т.д. Игрок, отгадавший сокровище» по признакам, сам становится ведущим.

Применение заданий и упражнений по формированию познавательных УУД в контексте учебного занятия проиллюстрируем планом-конспектом открытого урока. (Приложение 1)

Познавательные универсальные учебные действия требуют особого внимания, так как в данном возрасте словесно- логическое мышление продолжает формироваться. Поэтому грамматический материал, усвоение которого требует логика, также следует изучать с помощью наглядности. Для этого, например, вместе с учениками можно посетить Структурный дом, жителями которого являются «веселые человечки», которых мы видим на схеме в виде геометрических фигур.         Подлежащее – треугольник (в сказке - девочка (принцесса), смысловое сказуемое – квадрат (в сказке – мальчик, охранник), вспомогательный глагол - заштрихованный квадрат (в сказке – второй охранник), именное сказуемое – круг (в сказке – круглый человечек) и т. д. При помощи этой сказки поддерживается интерес, а при помощи геометрических фигур формируется моделирование, а значит и логическое мышление.

Поиск путей совершенствования процесса обучения испанскому языку приводит к разработке авторской методики поэтапного формирования познавательных УУД средствами грамматики.

Причем, важно отметить, что для наиболее эффективного обучения иностранному языку и формирования заявленных УУД необходимо рациональное сочетание базовых и современных принципов обучения. Современные принципы диктуют использование положений компетентностного подхода, что мы взяли за основу при разработке типологии заданий по формированию познавательных УУД на уроках второго иностранного языка (испанского).

Современные методы обучения располагают арсеналом средств для поэтапного формирования у учеников познавательных УУД, а именно его грамматической составляющей.

Текст как исходный пункт.

А-В-С-упражнения. D – коммуникативные задания.

А: упражнения на развитие понимания и подготовку к высказыванию.

В: упражнения на формирования речевых способностей репродуктивного характера с концентрацией на языковую форму.

С: упражнения на развитие речевых способностей.

D: упражнения на свободное оформление высказывания.

Как известно, современная методика преподавания иностранных языков основана на принципах коммуникативного обучения. Ядром коммуникативного обучения являются упражнения и задания, с помощью которых обучающиеся учатся соотносить цель деятельности с речевым высказыванием.

Исходя из современных требований к овладению грамматикой, мы рассматриваем задания, способствующие развитию продуктивных навыков при письме и развитию рецептивных грамматических навыков при чтении.  

Учитывая механизм порождения речи: мотив → интенция → выбор инициирующих языковых средств → речь → конечная цель [18],мы определяем успешность коммуникации и достижение коммуникативной цели за счёт адекватного выбора языковых средств с учётом всех остальных этапов порождения речи. Главная задача – научить обучающихся участвовать в речевой деятельности, т.е. научить их решать поставленные цели речевыми средствами» [3, с.25].

Подбор упражнений по формированию познавательных УУУ является, на сегодняшний день, важной методической проблемой, так как в современных условиях практически отсутствуют подобного рода пособия или сборники такого рода упражнений.

Имеет смысл использовать именно такие задания, которые бы максимально приближали учащихся к ситуации реального общения и имели целью формирование реалистичной коммуникации.

Этот выбор обусловлен тем, что, во-первых, упражнения разработаны на основе требований программы, соответствующей концепции образования в Российской Федерации и приведённой в соответствие с общеевропейской системой уровней владения иностранными языками, реализованной в «Европейском языковом портфеле».

Во-вторых, в современном обществе происходит быстрый и оперативный обмен информацией, которая включает в себя мнения, факты, рассуждения, комментарии и т.д. Кроме того, реалии сегодняшнего дня требуют от учащихся умений создания подобного рода высказываний на практике.

Опираясь на методику обучения Н.Н. Елухиной, которая, состоит из трёх этапов (ознакомление обучаемых с новым типом высказываний; тренировка в восприятии и порождении изучаемого типа высказывания; практика в общении), мы предлагаем свою типологию заданий по формированию познавательных  УУД на начальном этапе изучения второго иностранного языка.

В период подготовительного этапа к обучению порождения/восприятия высказывания необходимо ознакомить учеников с отбором узуальных языковых средств, необходимых для данного типа высказывания. Далее идёт поэтапное обучение восприятию/продуцированию дискурса:

I этап: Ознакомление обучающихся с новым типом высказывания.

Этап начинается с представления модели. Учащимся предлагается определить его тему. Далее проводится лингвосемантический и грамматический анализ данного типа высказывания.

II этап: Тренировка восприятия и порождение данного типа высказывания.

Выполняются упражнения для закрепления навыков использования коммуникативной модели в разных ситуациях.

Следующим действием учеников является продуцирование (письменно) собственных высказываний. Этап завершается обсуждением коммуникативных ситуаций.

III этап: Практика в общении.

Обучаемым предлагается коммуникативная ситуация. Они должны создать высказывания по аналогии с изученными и с использованием необходимых языковых средств.

На совершенствование данных навыков направлены собственно-коммуникативные упражнения, характеризующиеся наличием связи с речевой ситуацией и обеспечивающие смысловую и коммуникативную целостность текста. Задания именно такого характера наиболее эффективны в формировании познавательных УУД, потому что:

  • задания, представленные в типологии, существенно отличаются от традиционных в данной области и способствуют формированию познавательных УУД;
  • данные задания представлены в 3-х логично следующих друг за другом этапах, что способствует постепенному и целенаправленному погружению в инокультуру;
  • задания реализуют базовые дидактические принципы обучения иностранному языку в рамках компетентностного подхода.

Взяв за основу уровни сформированности коммуникативной компетенции, описанные Е.Ю. Стратийчук, согласно разработанной нами методике по формированию познавательных УУД, учащиеся должны овладеть навыками интерпретации и продуцирования соответствующих типов высказываний:

Таблица № 2

Формирование познавательных УУД на базовом уровне

Описание

Виды деятельности

Умения, навыки и способности

Общеучебные универсальные действия

ГОВОРЕНИЕ

ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ

АУДИРОВАНИЕ

Я умею самостоятельно выделять и формировать познавательную цель высказывания в письменной и устной форме;

Я умею осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Я могу самостоятельно выделять и формировать познавательную цель в устном и письменном высказывании

Я умею искать и выделять необходимую информацию;

Я умею применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Логические универсальные действия

ГОВОРЕНИЕ

ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ

АУДИРОВАНИЕ

Я умею осуществлять синтез – составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать высказывание с восполнением недостающих компонентов в письменной и устной форме;

·Я умею строить логическую цепь рассуждений в письменной и устной форме;

Я умею анализировать объект с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Я умею ·выбирать основания и критериев для сравнения. сериации, классификации объектов.

Постановка и решение проблем

ГОВОРЕНИЕ

ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ

АУДИРОВАНИЕ

Я могу сформировать проблемы в форме устного и письменного высказывания;

Я умею ·самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Я умею определять проблемы в высказываниях устных и письменных;

Я умею ·самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Таблица № 3

Формирование познавательных УУД на среднем уровне

Описание

Виды

деятельности

Умения, навыки и способности

Общеучебные универсальные действия

ГОВОРЕНИЕ

ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ

АУДИРОВАНИЕ

Я умею самостоятельно выделять и формировать познавательную цель высказывания в письменной и устной форме;

Я умею осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Я умею создавать структуру знания;

Я умею выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Я могу самостоятельно выделять и формировать познавательную цель в устном и письменном высказывании

Я умею искать и выделять необходимую информацию;

Я умею применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Я умею читать, осмысливая цели чтения и выбирать вид чтения в зависимости от цели;

Я могу извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров

Я умею определять основную и второстепенную информацию

Логические универсальные действия

ГОВОРЕНИЕ

ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ

АУДИРОВАНИЕ

Я умею осуществлять синтез – составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать высказывание с восполнением недостающих компонентов в письменной и устной форме;

·Я умею строить логическую цепь рассуждений в письменной и устной форме;

Я умею анализировать объект с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Я умею ·выбирать основания и критериев для сравнения. сериации, классификации объектов

Постановка и решение проблем

ГОВОРЕНИЕ

ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ

АУДИРОВАНИЕ

Я могу сформировать проблемы в форме устного и письменного высказывания;

Я умею ·самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Я умею определять проблемы в высказываниях устных и письменных;

Я умею ·самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Таблица № 4

Формирование познавательных УУД на высоком уровне

Описание

Виды деятельности

Умения, навыки и способности

Общеучебные универсальные действия

ГОВОРЕНИЕ ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ АУДИРОВАНИЕ

Я умею самостоятельно выделять и формировать познавательную цель высказывания в письменной и устной форме;

Я умею осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Я умею создавать структуру знания;

Я умею выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

Я умею самостоятельно создавать алгоритмы при решении проблем творческого и поискового характера

Я могу самостоятельно выделять и формировать познавательную цель в устном и письменном высказывании

Я умею искать и выделять необходимую информацию;

Я умею применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Я умею читать, осмысливая цели чтения и выбирать вид чтения в зависимости от цели;

Я могу извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров

Я умею определять основную и второстепенную информацию

Я могу свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

Я умею понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации

Логические универсальные действия

ГОВОРЕНИЕ ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ

АУДИРОВАНИЕ

Я умею осуществлять синтез – составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать высказывание с восполнением недостающих компонентов в письменной и устной форме;

·Я умею строить логическую цепь рассуждений в письменной и устной форме;

Я умею доказывать свое мнение;

Я умею выдвигать гипотезу и обосновывать ее

Я умею анализировать объект с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Я умею ·выбирать основания и критериев для сравнения. сериации, классификации объектов

Я умею устанавливать причину и следствие события;

Я умею подводить под понятия, выводить следствия

Постановка и решение проблем

ГОВОРЕНИЕ

ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ

АУДИРОВАНИЕ

Я могу сформировать проблемы в форме устного и письменного высказывания;

Я умею ·самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Я умею определять проблемы в высказываниях устных и письменных;

Я умею ·самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыков чтения на начальном этапе обучения

Результат научно-практической работы по проблеме раннего обучения позволяет утверждать, что изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффе...

Формирование английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната VI вида

Формирование  английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната  VIвида...

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...

Сообщение на тему: «Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе».

  Одна их важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе её развития, заключается в том, чтобы воспитать у учащихся стремление к совершенствованию своих знаний, научить пополня...

Формирование лексического навыка на начальном этапе обучения английскому языку

Формирование лексического навыка на начальном этапе обучения английскому языку...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ФОРМУЛИРОВКАМИ ЗАДАНИЙ.

Основные виды функциональной граммотности на уроках иностранного языка, обучение детей работе с формулировками заданий для успешного достижения цели....

Статья "Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе"

При обучении учащихся методисты и учителя должны дать ответ на вопрос: как заинтересовать учащихся, как взять для начала материал, который «затронет» души учащихся, заденет ребёнка за живо...