Роль методического сопровождения участия педагога в профессиональных конкурсах
статья

Циреньщикова Наталия Ивановна

В статье рассматриваются основные этапы методического сопровождения учителя, принявшего решение участвовать в профессиональном конкурсе, роль такого сопровождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.

Я остановлюсь на методическом сопровождении педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах.

Роль методиста очень важна для оказания помощи, поддержки и методического сопровождения педагогу, решившему принять участие в профессиональном конкурсе. Она заключается в организации и проведении семинаров, консультаций, совещаний, мастер-классов, тренингов которые не только анализируют профессиональные затруднения работников образования, но и ведут к поиску путей их устранения.

Очень образно высказывание профессора Гарвардского университета, психолога Криса Аргириса:

«Невозможно усовершенствовать человека без его участия. Дверь к усовершенствованию заперта изнутри» (Крис Аргирис)

Итак, попробуем приоткрыть эту дверь изнутри…

Участник конкурса, а вместе с ним и наставник, проходят ряд этапов:

I этап. Этап вхождения педагога в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства. Для педагога этап вхождения в конкурс начинается с принятия решения об участии в нем. Нужно четко осознать – начинается новый этап  профессионального роста.   

II этап. Собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, подтверждение собственного профессионального уровня.

Роль наставника, методиста на данном этапе чрезвычайно важна. Он помогает:

▪ систематизировать материал о собственном педагогическом опыте конкурсанта;

▪ уточнить и конкретизировать данный опыт в логической последовательности (Что я делаю? Для чего я делаю это? Как я делаю это? Какой результат получаю, используя это?);

▪ отобрать практические материалы, наиболее полно раскрывающие систему работы конкурсанта;

▪ изложить материал доступно, кратко и вместе с тем интересно и в полном объеме;

▪ подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного урока, построенного в соответствии с требованиями положения о конкурсе, ФГОСа.

Важным этапом конкурса является урок. Урок по любому предмету имеет свою специфику. Урок иностранного языка, в первую очередь, отличается своей речевой, или коммуникативной, направленностью и комплексностью. 

Чтобы урок был коммуникативно направленным, необходимо:

  •  побуждать, мотивировать школьников к иноязычной речевой деятельности,
  •  создавать на уроке ситуации аутентичного общения, ситуации должны быть актуальными и личностно значимыми для школьников, вызывать у них интеллектуальный и эмоциональный отклик, отличаться новизной, затрагивать их эмоциональную сферу, апеллировать к их фантазии и воображению;
  •  широко использовать интересный, увлекательный материал,
  •  не бояться импровизаций на уроке, но импровизаций, обоснованных конкретной учебной ситуацией, настроением школьников, их эмоциями и потребности на данный момент времени,
  •  создавать на уроке непринужденную доброжелательную атмосферу, основанную на субъект-субъектных отношениях учителя и учащихся, снимающую психологические барьеры,
  •  предусматривать достаточно большой удельный вес так называемых социально ориентированных форм обучения, например, проектных технологий, заданий по творческой переработке информации на изучаемом языке, аргументации своей точки зрения и др.

Эту специфику надо учитывать при подготовке к конкурсному уроку.  Не стоит забывать, что речь идет об уроке, который учитель дает не на своих воспитанниках. Это усложняет задачу еще больше.

III этап.  Постконкурсный, на котором осуществляется

тщательный анализ плюсов, а может и упущенных возможностей;

глубокое осмысление профессиональных ценностей;

прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, необходимости роста профессиональной успешности. 

Этот этап очень важен для педагога.

Надо отметить, все без исключения, и победители, и лауреаты, и просто участники, утверждают, что они прошли такое повышение квалификации, которое сравнимо с хорошими курсами.

В заключении хочу сказать, что подготовка и участие в конкурсах становится настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности как для конкурсантов, так и для их наставников. Этот процесс является двусторонним, носит субъект-субъектный характер и является одной из форм педагогического взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ КАК РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Размыщления о конкурсах профессионального мастерства, что они дают педагогу в сфере его профессионального развития....

«Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс их профессионального развития и повышения престижа образовательного учреждения»

Выступление на республиканском семинаре - совещание "Стратегия развития образования РД. Педагогический поиск. Сотрудничество. Качество"...

Критерий 5.1.2. Участие педагога в профессиональных конкурсах (дополнение к отчету)

Здесь представлены результаты участия в муниципальных и региональных конкурсах методических разработок и педагогического мастерства...

Критерий 5.Участие педагога в профессиональных конкурсах, входящих в официальные перечни разных уровней.

Наличие подтверждающихдокументов (сертификаты участия в профессиональных конкурсах с указанием их статуса)....

Участие педагога в профессиональных конкурсах

Участие педагога в профессиональных конкурсах...