Навыки XXI века
статья
Почему бывает так сложно порой приобрести какой-либо навык? Потому что традиционное обучение направлено на получение и усвоение информации, и не делает практически ничего для формирования навыков. Что же такое навык? Авторы книги «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» дают определение этому понятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyki_xxi_veka.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Навыки XXI века
Почему бывает так сложно порой приобрести какой-либо навык? Потому что традиционное обучение направлено на получение и усвоение информации, и не делает практически ничего для формирования навыков.
Что же такое навык? Авторы книги «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» дают определение этому понятию.
Навык — это способность осуществлять определенную деятельность, сформированную путем повторения и доведения до автоматизма.
В дополнение к этому термину для описания способностей человека в русском языке используется понятие «компетенция».
Компетенция — это комплексная характеристика готовности человека применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности.
В английском языке термин skill означает способность выполнить задачу с предопределенным результатом. Это определение шире, чем привычное нам значение слова «навык», и в некоторых случаях приближается к значе-
нию слова «компетенция».
Ключевым элементом любой стратегии, которая обеспечивает переход современного общества в постиндустриальную фазу, должно быть образование. Именно оно ориентировано на развитие способности работать в новом сложном мире и подстраиваться под его требования. Поэтому необходимо пересмотреть существующий подход к обучению, в котором во главу угла ставятся прикладные навыки.
Человечество за всю историю развития освоило миллионы различных навыков. Наш мир постоянно развивается, а это будет сопровождаться дальнейшим ростом разнообразия существующих навыков и знаний.
Исходя из трендов, формирующих сложный мир будущего, всем работникам нужно будет получать:
1) различные навыки и знания, позволяющие работать с новыми технологиями;
2) навыки и общие знания, которые могут быть применимы в широком диапазоне профессиональных, социальных и персональных контекстов, в частности:
- навыки и знания, которые помогают справиться с неопределенностью и неоднозначностью будущего, включая сотрудничество, креативность, предпринимательские навыки. К этой категории также относятся навыки, которые увеличивают личную стойкость человека (например, навыки сохранения здоровья и способность справляться со стрессом) и осознания будущего (способность понимать и/или осуществлять ряд сценариев будущего и создавать релевантные индивидуальные и коллективные стратегии действия);
- навыки и знания, которые помогают справиться с растущей сложностью нашей цивилизации, включая системное и экосистемное мышление, дизайн и проектное мышление;
- знания и навыки, которые помогают жить в мире, богатом информационными и коммуникационными технологиями, включая базовые навыки программирования, поиска и обработки информации, аналитические навыки, информационная гигиена/медиаграмотность, и т.д. К этим навыкам также относится способность направлять и удерживать внимание, которая понадобится в связи с нарастающей информационной перегрузкой;
- навыки и знания, которые позволяют делать то, что не умеют делать машины — проявлять эмпатию/эмоциональный интеллект, целостную работу с телом, с живыми организмами и природой, а также развитие способности сотворчества и служения другим с искренностью и самоотдачей.
Согласно исследованию Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков, используемых специалистами на «сложном» рабочем месте, относится к уникальным узкоспециальным навыкам. Их используют один или несколько сотрудников на каждом предприятии или даже во всей отрасли.
При этом есть небольшое ядро распространенных навыков, которыми обладают все работающие люди, вне зависимости от сферы трудоустройства (например, умение читать, считать и писать).
В XX веке массовое образование ставило перед собой задачу научить людей читать, считать и писать. Затем специализированное образование, инженерные техникумы или специальные курсы давали работникам навыки, необходимые в конкретной профессии. Выполняемые задачи мало менялись с течением времени и большинство работников могли ограничиваться полученным образованием, день за днем оттачивая свои навыки работы на
одном и том же станке, шаг за шагом продвигаясь по карьерной лестнице от рядового сотрудника к бригадиру и начальнику цеха.
К началу XXI века подавляющее большинство населения планеты умеет читать, писать и считать, но этих навыков уже недостаточно для работы в новом сложном мире.
Образование должно быть направленно в будущее! И сейчас в образовательном сообществе набирает популярность новый список грамотностей, называемый «4К»: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа.
Во многих странах разворачивается публичная дискуссия о том, какие именно навыки должны войти в набор базовых грамотностей XXI века. В некоторых государствах уже проводятся полномасштабные реформы, ориентированные на создание полноценного образования для XXI века.
Авторы книги «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» хотят дополнить дискуссию о навыках, необходимых в XXI веке, рассмотрев изменения в структуре работы, которую предстоит выполнять выпускникам в новом сложном мире.
На первом этапе анализа они предлагают выделить список ключевых компетенций, базовых навыков, которые будут востребованы во всех видах человеческой деятельности в новом сложном мире.
И в этом мире образование должно быть ориентировано не только на передачу знаний и развитие навыков, но и на всестороннюю поддержку становления человека как полноценного автора своей жизни.
Базовые навыки XXI века
Концентрация и управление вниманием - необходимы, чтобы справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой.
Эмоциональная грамотность - аффективная область приобретает все большую значимость в работе. Понимание своих эмоций, эмпатия, сочувствие помогут сохранить себя и взаимодействовать с другими.
Цифровая грамотность - способность работать в цифровой среде будет столь же востребована, как способность писать и читать.
Творчество, креативность - при автоматизации рутинной деятельности на любой работе будет все больше необходимости мыслить нестандартно и создавать новое.
Экологическое мышление - понимать связность мира, воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, поддерживать эволюционные процессы.
Кросскультурность - в любом городе, в любой рабочей среде будут встречаться все более разные (суб)культуры, в том числе за счет разрыва поколений.
Способность к (само)обучению - в быстро меняющемся мире человеку придется продолжать обучение в течение всей жизни, иногда самостоятельно осваивая новые навыки.
Автор книги «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» Нил Рекхэм (Neil Rackham), доктор психологии, основатель исследовательской группы Huthwaite Inc., консультирующей ряд ведущих американских компаний, включая Honeywell, Kodak и Motorola.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Навыки 21 века
Доклад по теме "Навыки 21 века"...
Классный час по теме Навыки 21 века
Жизнь человека меняется с каждым днём. Постоянно создаются инновационные технологии, совершаются какие-то открытия, появляется новая информация. Одним словом, время идёт вперёд.Так какими же качествам...
Применение приемов развития у учеников навыков XXI века
В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Также, в основу методики заложены идеи известного русского ...
дипломы международной онлайн-олимпиады"Навыки 21 века"
Для аттестации.Дипломы международной онлайн-олимпиады"Навыки 21 века"...
для аттестации.дипломы международной онлайн-олимпиады"Навыки 21 века"
Для аттестации.Дипломы олимпиады "Навыки 21 века"...
Коленченко Е.М. Диагностика "Навыки 21 века"
Эта диагностика направлена на определение учащимися 9-11классов понимания главных компетенций 21в, способности выделить определяющие для них навыки, продиагностировать уровень важных для себя компетен...
Коленченко Е.М. Диагностика "Навыки 21 века"
Диагностика выявляет, какие навыки учащиеся считают самыми важными, дает возможность проанализировать уровень своих колмпетенций, позволяет разработать пути и способы их повышения. являются мотиваторо...