ВЕНЕЦИАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
статья
В статье рассматриваются изменения в венецианской живописи в связи с новой эстетикой Ренессанса, открытием законов прямой перспективы и новым пониманием роли и места человека в мире. Также речь идет об основных сюжетах и мотивах в творчестве венецианских художников, особенностях изображения евангельских событий В. Карпаччо и П. Веронезе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
venetsianskaya_zhivopis_epohi_vozrozhdeniya.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЕНЕЦИАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
VENETIAN RENAISSANSE PAINTING
Ключевые слова: Венеция, живопись, Возрождение, прямая перспектива, итальянское искусство, В. Карпаччо. П. Веронезе, венецианский текст.
Key words: Venice, painting, direct perspective, Italian art, V. Carpaccio, P. Veronese, Venetian text.
В статье рассматриваются изменения в венецианской живописи в связи с новой эстетикой Ренессанса, открытием законов прямой перспективы и новым пониманием роли и места человека в мире. Также речь идет об основных сюжетах и мотивах в творчестве венецианских художников, особенностях изображения евангельских событий В. Карпаччо и П. Веронезе.
The article deals with the changes in Venetian painting in connection with new Renaissanse aesthetics, discovery of laws of direct perspective and new understanding of the role and place of man in the world. It is also about major plots and motives in works of Venetian painters, features of representation of gospel scences by V. Carpaccio and P. Veronese.
На период эпохи Возрождения (1400-1600) приходится становление и расцвет венецианской школы живописи (Scuola di San Rocco, Scuola di San Giorgio della Schiavoni), представленной на полотнах Джованни Беллини, Джорджоне, Витторе Карпаччо, Тициана, Тинторетто, Паоло Веронезе. Венецианская живопись воспевала красоту, роскошь и величие свободной республики (Serenissima), морской державы и средневекового центра культуры и искусства.
В начале 15 века еще большое влияние оказыает на венецианскую живопись Византия, готический стиль, который постепенно, благодаря торговым и культурным связям с Флоренцией и Римом, все больше начинает вытесняться идеями нового понимания искусства и роли человека в мире. Новое, что приносит Ренессанс в живопись, это открытие прямой перспективы архитектором Филиппо Брунеллески. Перспектива есть особый способ пресечения линий на картине, в определенной точке схода на уровне горизонта. Это пересечение образует пространственную глубину, двухмерную плоскость, придает дополнительный объем картине, усложняет ее композиционную струткру. Новая концепция пространства как раз и служит отражением нового эстетическоо восприятия мира и человека. «Тайная вечеря» (1495-1498), «Мона Лиза» (1503-1505) Леонардо да Винчи и «Афинская школа» (1509-1511) Рафаэля являются соверешенными образцами пространственных построений в живописи, соверешенной формой передачи нового ренессансного видения мира.
Новым является не только композиционное построение в живописи, но и появляются новые темы и сюжеты. Например, портретная живопись, в
частности, женский портрет «Две венецианки» (1490) В. Карпаччо, «Красавица» (1536) Тициан, «Портрет молодой женщины» (1550) П. Бордоне. Наряду с сокральными темами на евангельские сюжеты – Джорджоне «Поклонение волхвов» (1504), Тициан «Введение Марии во храм» (1534-1538), и изображением Мадонны с младенцем – картины Дж. Беллини, Джорджоне, А. Превитали, В. Ди Катена, Тициана, П. Бордоне, П. Веронезе, появляются темы, связанные с греческой и римской мифологией. Например, изображение Венеры встречается почти у всех венецианских художников эпохи Возрождения – Джорджоне «Спящая Венера» (1510), Пальма Старший «Венера» (1520), Тициан «Венера Урбинская» (1538), П. Бордоне «Спящая Венера» (1540), Тинторетто «Бахус, Ариадна и Венера» (1577), П. Веронезе «Венера и Адонис» (1580). Символом этого двоемирия служит картина Тицина «Любовь земная и Любовь небесная» (1514). В 16 веке эти две сферы гармонично соединены в человеке, нет разлада между ними. На картине Дж. Беллини «Праздник богов» (1514) боги пируют как обычные люди, небесное и земное находится в единстве.
Венецианской живописи этого периода свойственно создавать ряд картин на один сюжет. Так тема крещения реализуется в работах Дж. Беллини «Преображение» (1487), Дж. да Конельяно «Крещение» (1494), П. Веронезе «Крещение» (1580). Сюжет о святом Георгии и драконе также находит свое отражение в ряде картин П. Бордоне «Святой Георгий и дракон» (1530), В Карпаччо «Битва святого Георгия с драконом» (1502) и «Триумф святого Гоергия» (1502), Тинторетто «Святой Георгий и дракон» (1543-1544) и «Святой Георгий побеждает дракона» (15 0). Здесь можно оворить об установлении межтекстовых взаимодействий, которые напрямую связаны с памятью культуры, механизмом хранения и предачи информации.
В эпоху Ренессанса евангельские события также получают новое осмысление и, соотвественно, изображение. Действие переносится в пространство современного художнику города, в Венецию. На картинах можно увидеть простых людей, слуг, ремесленников, торговцев, например,
«Пир в доме Левия» (1573) П. Веронезе. На полотнах В. Карпаччо, который один из первых начал писать на холсте, детальное изображение быта и соблюдение всех законов прямой перспективы реализовались в полном объеме на картине «Видение святого Авустина» (1502). Что объединяет еще этих двух венецианцев – так это созданный ими ряд работ на одинаковый сюжет – для Карпаччо это цикл картин из жизни святой Урсулы (Le storie di Sant Orsola), для Веронезе это цикл картин, посвященных совместной трапезе, пиру (Le cene).
На сюжет жития святой Урсулы В. Карпаччо создал 9 картин (1490 – 1495), в которых действия пренесены в Венецию, где мы модем видеть мосты и каналы города, гндолы и барки, дворцы и костюмы жителей того времени. Это был первый опыт художника писать масляной краской, до этого он писал темперой. Согласно преданию, Урсула была дочерью британскоо короля Маура. Английский король просил ее руки для своего сына, но отец Урсулы не захотел отдавать своюдочь за язычника. Сама же Урсула уговорила отца принять предложение, так как верила, что сможет обратить будущего мужа в христианство. Так и произошло. Урсула вместе с женихом и подругами посетила папу римского. Затем они заехали в Кельн, котрый в это время подвергся нападению гуннов. Здесь Урсула и ее подруги претерпели мученическую смерть за веру. Наиболее известны три картины из цикла – «Сон святой Урсулы», «Встреча святой Урсулы с папой Кириаком», «Молитва святой Урсулы».
Живописные полотна П. Веронезе поражают своим размером и богатством красок, в зале Большого совета Дворца дожей находится грандиозная композиция «Триумф Венеции» (1582). Цикл картин на сюжет пира насчитывает 8 полотен – Cena in casa di Simone (1556), Nozze di Canna (1562), Cena in casa di Simone (1567-1570), Cena in casa di Simone (1570), Cena di casa di Simone (1572), Cena di san Gregoriо Magno (1572), Cena a casa di Levi (1573), Ultima Cena (1585), среди которых наиболее известны две – «Брак в
Кане Галилейской» и «Пир в доме Левия». Как и на картинах В. Карпаччо, действие происходит в Венеции, декорации домов венецианские, персонажи одеты в богатые венецианские наряды (исключение состаляют главные герои), присутвуют музыканты, шуты, зрители. Повторяемость сюжета и системы мотивов дает возможность говорить о неком межтекстовом единстве, едином тексте, данном в своем развертывании. Полотна Веронезе приглашают зрителя к диалогу. Диалог осуществляется благодаря такому свойству культуры как память и наличию у культуры механизмов и способов хранения и передачи информации.
В одном из разделов «Поэтики композиции», «Рамки художественного текста», Б.А. Успенский пишет: «Актуальность проблемы «рамок», т.е. границ художественного произведения, представляется достаточно очевидной. <…> При этом чрезвычайную важность приобретает процесс перехода от мира реального к миру изображаемому, т.е. проблема специальной организации «рамок» художественного изображения. Эта проблема предстает как проблема чисто композиционная; <…> она непосредственным образом связана с определенным чередованием описания «извне» и описания «изнутри». – иначе говоря, переходом от «внешней» к «внутренней» точке зрения, и наоборот» [1, с. 224-225]. Текст нарушает свои границы, рамки, создавая вместе с другими живописными текстами, в которых события происходят в Венеции, единое пространство венецианскоо текста [2]. Текст о Венеции становится как бы новым метафизическим пространством города.
Список литературы
1. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 1995. 352 с.
2. Хольмстрем И.Н. Эстетика события: венецианский текст. СПб., 2015. 164с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Карло Кривелли - итальянский художник эпохи Возрождения".
Учебный фильм, который снял я сам, о малоизвестном у нас художнике 15 века. Мы в школе изучаем Возрождение на примере титанов - Рафаэля, Микеланджело, Леонардо. Но в силу своей гениальности они не сов...
Изобразительное искусство эпохи Возрождения
Особенности того времени.Биографии мастеров Возрождения....
Презентация. Изменение мировоззрения в эпоху Возрождения.
Презентация рассказывает об изменениях в общественном сознании при переходе от Средневековья к новому времени. Может быть использована на уроках философии, обществознания, истории....
"Сонет эпохи Возрождения" . Урок-спектакль
Урок- спектакль, погружающий в атмосферу сонета....
Презентация "Театр эпохи Возрождения"
Презентация содержит иллюстративный и описательный материал развития театрального направления в эпоху Возрождения....
Эпоха Возрождения
Данный урок может быть использован как в 11 классе на уроках МХК, так и в 7 классе на уроках всеобщей истории посвящённым данной теме....
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения
Исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) — составляет эпоху средних веков, когда в сфе...