Рабочая программа (средняя школа)
рабочая программа
Рабочая программа по ФГОС для средней школы (УМК "Enjoy English")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_srednyaya_shkola.docx | 94.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Г.П. Богомягкова
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/____________ | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ им. Г.П. Богомягкова ____________ В.Н.Малков |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
английский язык
2019 – 2020 учебный год (5 – 9 классы)
Программа разработана:
учителем английского языка
Шароглазовой Ю.О.
с. Богомягково, 2019
5 – 9 классы.
Рабочая программа по предмету «Английский язык» составлена на основе Федерального закона об образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом учебного плана образовательной организации, федерального перечня учебников (УМК М.З. Биболетова «Enjoy English»), авторской программы М.З. Биболетовой к УМК и основной образовательной программы начального общего образования.
- Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Английский язык».
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
- вести диалог (диалог этикетного характера, диалог–расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести диалог-обмен мнениями;
- брать и давать интервью;
- вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. Д.).
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
- строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
- описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
- давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
- передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
- описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
- комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
- кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
- кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. П.)
- кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
- воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
- читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
- читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/ интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
- читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
- выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
- восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
- заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. Д.);
- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес).
- писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. Д. (объемом 100–120 слов, включая адрес);
- писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
- писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул
- составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
- кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
- писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. П.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- правильно писать изученные слова;
- правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
- расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
- различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
- соблюдать правильное ударение в изученных словах;
- различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
- членить предложение на смысловые группы;
- адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том, числе соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
- выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
- различать британские и американские варианты английского языка в прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
- узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
- употреблять в устной и письменной речи в их основном изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
- соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
- распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
- распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
- глаголы при помощи аффиксов dis-, mis-, re-, -ze/-ise;
- имена существительные при помощи суффиксов –or/ -er, -ist , -sion/-tion, -nce/-ence, -ment, -ity , -ness, -ship, -ing;
- имена прилагательные при помощи аффиксов inter-; -y, -ly, -ful , -al , -ic, -ian/an, -ing; -ous, -able/ible, -less, -ive;
- наречия при помощи суффикса –ly;
- имена существительные, имена прилагательные, наречия при помощи отрицательных префиксов un-, im-/in-;
- числительные при помощи суффиксов –teen, -ty; -th.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
- знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
- распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
- распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
- распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for me, finally, at last, etc.);
- использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам.
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
- оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
- распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
- распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
- распознавать и употреблять в речи предложения с начальным It;
- распознавать и употреблять в речи предложения с начальным There+tobe;
- распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or;
- распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами because, if,that, who, which,what, when, where, how,why;
- использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем и прошедшем времени;
- распознавать и употреблять в речи условные предложения реального характера (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would start learning French);
- распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
- распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/ нулевым артиклем;
- распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные и их производные, относительные, вопросительные;
- распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, и исключения;
- распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество (many/much, few/a few, little/a little); наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;
- распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
- распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect;
- распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
- распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may,can,could,be able to,must,have to, should);
- распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного залога: Present Simple Passive, Past Simple Passive;
- распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзом since; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that;
- распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever;
- распознавать и употреблять в речи предложения с конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor;
- распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией I wish;
- распознавать и употреблять в речи конструкции с глаголами на –ing: to love/hate doing something; Stop talking;
- распознавать и употреблять в речи конструкции It takes me …to do something; to look / feel / be happy;
- распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в правильном порядке их следования;
- распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного залога: Past Perfect, Past Perfect Continuous, Future-in-the-Past;
- распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога Future Simple Passive, Present Perfect Passive;
- распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would;
- распознавать по формальным признакам и понимать значение неличных форм глагола (инфинитива, герундия, причастия Iи II, отглагольного существительного) без различения их функций и употреблять их в речи;
- распознавать и употреблять в речи словосочетания «Причастие I+существительное (a playing child) и «Причастие II+ существительное (a written poem)».
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
- употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
- представлять родную страну и культуру на английском языке;
- понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
- находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
- выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
А) Как, каким образом предмет «Английский язык» обеспечивает достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов?
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.
На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Каждый предмет в зависимости от предметного содержания и ролевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).
«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:
- общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
- развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;
- развитию письменной речи;
- формированию ориентации на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнера; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме.
Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создает необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Вклад предмета «Иностранный язык» в достижение личностных результатов в процессе обучения в начальной школе по курсу «Enjoy English» может выразиться в следующем:
- в формировании представлений об английском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, в познании нового, как средстве адаптации в иноязычном окружении;
- в формировании уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов;
- в формировании дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в англоязычных странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;
- в развитии самостоятельности, целеустремленности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета, что проявляется в соответствующем поведении в моделируемых ситуациях общения через обширный речевой репертуар, включенный в УМК;
- в принятии новой для школьника социальной роли обучающегося, в формировании устойчивой мотивации к овладению иностранным языком;
- в развитии навыков сотрудничества с учителем, другими взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности, в том числе проектной;
- в формировании установки на безопасный, здоровый образ жизни, что достигается через отбор содержания обучения английскому языку (темы, ситуации общения, речевой и языковой материал) и задания, направленные на овладение этим содержанием.
Обучение английскому языку по курсу «Enjoy English» способствует достижению следующих метапредметных умений:
- принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, в том числе творческого характера, осуществлять поиск средств решения задачи, например, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения на английском языке;
- планировать, выполнять и оценивать свои учебные/ коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, что свидетельствует об освоении начальных форм познавательной и личной рефлексии;
- понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило/ алгоритм с целью достижения успеха, например при достижении взаимопонимания в процессе диалогического общения;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, например в процессе грамматического моделирования;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (в частности, мультимедийных приложений к курсу и обучающих компьютерных программ) для расширения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска информации (например, в словаре и других справочных материалах учебника, в «подсказке» к мультимедийному приложению) в соответствии с решаемой коммуникативной/познавательной задачей;
- анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова, предложения, например, группировать лексические единицы по тематическому признаку, по частям речи, сравнивать способы чтения гласных в открытом и закрытом слоге, анализировать структуру предложения в английском и русском языках и т.д.;
- владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения (время, число, лицо, принадлежность и др.);
- передавать, фиксировать информацию в таблице, например при прослушивании текстов на английском языке;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения/восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- владеть умениями смыслового чтения текстов разных стилей и жанров в соответствии с целями и коммуникативными задачами (с пониманием основного содержания, с полным пониманием);
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме;
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности, например проектной;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- работать в материальной и информационной среде: комплексно использовать разные компоненты УМК (учебник, рабочую тетрадь, аудиоприложение), обучающую компьютерную программу.
Б) Какие формы организации познавательной деятельности являются ведущими?
При проектировании современного урока важным этапом является использование таких форм познавательной деятельности, которые бы способствовали взаимодействию педагога и обучающихся в достижении запланированных целей и задач урока. Форма — это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности, выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.. Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способом его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения.
В теории и практике известны четыре основные формы организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, как различные способы обучения, обладающие своими специфическими особенностями. В рамках урока использование различных форм организации деятельности обучающихся способствует достижению поставленных учителем целей и задач, влияет на взаимоотношения не только обучающихся и педагога, но и на взаимоотношения между самими обучающимися. Применение системы разных средств вовлечения учащихся в активную деятельность способствует результативности обучения.
К сожалению, не каждый учитель готов к выбору и переходу на новый уровень деятельности. Учителю самому необходимо из транслятора знаний в готовом виде стать организатором, режиссером, соучастником, и в целом профессиональным управленцем процесса обучения, помочь ученику стать управленцем собственной деятельности и научить его планировать свою работу на уроке, организовывать ее, реализовывать, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Фронтальная форма организации познавательной деятельности на уроках иностранного языка.
Фронтальная работа предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя. Фронтальная форма организации деятельности учащихся содержит как компоненты коллективной (рядом, но не вместе), так и индивидуальной (каждый индивидуально воспринимает объяснение учителя, индивидуально делает все то, что делает каждый ученик в классе, индивидуально подходит к цели). Но, работая индивидуально, ученик на уроке может убедиться в правильности своего решения, если учителем организована проверка, или наоборот, понять причину ошибки, сравнить ход своих мыслей с прозвучавшими ответами других учеников оцененными учителем. При фронтальной работе учителем организуется познавательная деятельность всех учащихся класса одновременно для достижения поставленных целей и задач урока. При данной форме организации урока учитель объясняет, рассказывает, читает, задает вопросы, учащиеся же слушают, отвечают, пишут. Выполняют все, что требует учитель. Использование данной формы организации познавательной деятельности учеников на уроке исключает возможность их взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, не способствует созданию положительных эмоций в обучении. Что же касается учителя, то он, применяя фронтальную форму организации работы учащихся на уроке, получает возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы учащихся на уроке. Вот почему в условиях массового обучения эта форма организации учебной работы учащихся является незаменимой и наиболее распространенной в работе современной школы. Примеры фронтальной работы на уроках иностранного языка: беседа, обсуждение, рассказ, диктант.
Коллективная форма организации познавательной деятельности на уроках иностранного языка.
Коллективная деятельность – одновременная, но распределенная между членами коллектива работа и направленная на достижение общего результата.
Групповую работу можно рассматривать как разновидность коллективной. Работа в группе и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. При организации подобного взаимодействия учитель выступает как профессиональный управленец, а ученик – как партнер учителя, помощник, консультант, как учащийся, т.е. учащий себя сам под умелым руководством учителя.
Коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке предполагает одновременное выполнение задания коллективом сообща, т.е. при распределении между собой участков работы на основе взаимопомощи, при осуществлении взаимоконтроля в коллективе, направленное на достижение общей цели. В результате, когда один учит многих, и многие учат одного, происходит общение учеников друг с другом по очереди. Именно в группе каждый приобщается к делу как к общему, учится совместно действовать для достижения поставленной цели. Групповая работа привлекает учащихся своей деловой направленностью, общением. Групповая работа может быть организована на определенной части урока, может продолжаться весь урок или охватывать несколько уроков. Для учителя это требует большой подготовки, соответствующих условий в кабинете, а его роль на уроке менее заметна, так как дети выполняют задания в группе, учитель в данном случае выступает как куратор, советчик, контролер.
Но так же, групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенных являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке – фронтальной и индивидуальной – групповая форма организации работы учащихся приносит положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимального варианта этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.
Индивидуальная форма организации познавательной деятельности на уроках ИЯ.
Индивидуальная форма организации познавательной деятельности на уроке предполагает выполнение учащимися индивидуальных заданий на уровне их учебных возможностей и способностей, своим темпом. В ходе такой работы исключается сотрудничество с другими учениками класса, сравнение себя с другими, но предполагает, болеет активное взаимодействие с учителем. Для учителя использование индивидуальной формы работы, как и групповой, требует больших усилий и расходов времени, усложняет подготовку учителя к уроку. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским опытом и т.д. Конечно, проще всего использовать эту форму организации учебной работы школьников при закреплении, повторении, организации различных упражнений. Однако она не менее эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Примеры индивидуальной формы организации познавательной деятельности: работа по карточке, работа у доски, заполнение таблицы, написание доклада, работа с учебником.
На уроках иностранного языка не рекомендуется использовать формы организации познавательной деятельности по отдельности. Они определяются в зависимости от целей и задач занятия, а также в зависимости от возраста обучающихся. Все формы должны быть подобраны учителем в зависимости от интересов учащихся, уровня их подготовленности, а так же от способностей учащихся. Только сочетание всех этих форм приносит положительные ожидаемые результаты. Фронтальная работа с классом более удобна для учителя, но менее интересна для учащихся. Успех работы в группах зависит от умения учителя комплектовать группы, организовывать работу в них, распределять свое внимание так, чтобы каждая группа и каждый ее участник чувствовали заинтересованность педагога в их успехе, в нормальных и плодотворных межличностных взаимоотношениях.
В) Каким образом в процессе изучения предмета «Английский язык» организуется проектная и исследовательская деятельность?
1. В современном представлении понятие «качество образования» не сводится только к набору знаний и навыков, полученных обучающимися, оно связано с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «самореализация», «компетентность», «самодостаточность», «защищённость и уверенность в будущем», «здоровье» и другие. Поэтому сфера ответственности участников учебно-воспитательного процесса в системе образования не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении. Она предполагает решать задачи успешной социальной адаптации, развития инициативы, творческого потенциала и конструктивного мышления, как педагогов, так и обучающихся.
Развитие и воспитание школьников, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение суммой знаний, но формирование современного самостоятельного мышления, их познавательных и созидательных способностей, потребностей в самообразовании и соответствующих умений – вот главные цели современного образования. В достижении таких целей важную роль играет научно-методическая деятельность педагогов и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которую можно осуществлять в рамках одного предмета, предметной области, на межпредметном уровне.
Определенному этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Новые повороты в развитии общества влекут за собой новые идеи, новые школьные реформы.
Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы. Современные психологи заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразовании и самоконтроле.
Для развития творческих способностей учащихся и расширения кругозора, на своих уроках в начальных классах лучше частично использовать элементы проектного метода.
Проектирование – это процесс взаимовыгодных действий, которые происходят в течение установленного времени и направленные на достижение неповторимого, и в тоже время определенного результата. Следует отметить, что проектирование – это особый вид деятельности, обеспечивающий всегда исключительно позитивный результат. Использование элементов проектного метода позволяет создавать для учащихся ситуации, в которых они смогут показать свой жизненный опыт, проявлять заинтересованность в выборе тем проектов, а также планировании результатов своей деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность в школе может осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент и решение нестандартных задач, которые позволяют отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление.
В зависимости от заинтересованности учащихся в выбираемой теме проекта, от ступени обучения им предлагаются следующие типы: социальные, экологические, научно-технические, технологические, экономические, космические, оборонные, строительные, образовательные. Таким образом, каждый ученик или группа должны найти ресурсы для выполнения задания, анализа действий, для получения результата («надо представить тему на основе моего опыта и общеизвестных знаний, и я это могу»). В результате ученик проявляется как личность, его действия зависят, в первую очередь, от его мотивов, способностей.
Учителя нередко задают вопрос: «Зачем все это нужно? Для чего необходимо затрачивать столько времени для темы, которая занимает 1-2 урока?» На этот вопрос можно дать несколько ответов.
У каждого учителя в данный момент в данном классе своя цель и свои задачи: образовательные, воспитательные, развивающие, и, значит, свои приоритеты. И каждый учитель имеет право решать, что, как и зачем ему делать на своих уроках. Цель – развитие личности ученика. Учебные проектно – исследовательские работы учат грамотно ставить цели, решать проблемы, неважно, по теме урока они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность.
2. В разном возрасте у обучающихся доминирующий вид деятельности – игра, учебная деятельность, общение. Главная проблема – мотивационная. А групповая работа в проектно-исследовательском режиме удовлетворяет потребность учеников в игре, учебе и общении. Ученик испытывает эмоциональный подъем, происходит «обмен желаниями». Все это обеспечивает мотивацию учебной деятельности.
3. Эта форма работы – возможный путь вхождения ребенка в пространство культуры, в котором он: присваивает нормы и ценности мира взрослых; формирует свою внутреннюю позицию по отношению к миру в процессе развития самосознания, ведь в работе нельзя обойтись без самооценки и взаимооценки.
4. Для обучающихся также важным является этап представления проекта, то есть демонстрация не только учебных знаний, но и культурных ценностей учащихся. Проекты могут быть представлены в разных видах, выбранных учащимися: словесного описания, графического изображения, изложения расчетов, комбинированный вариант и т.д.
5. Классические ЗУН на таких уроках отрабатываются нисколько не хуже, чем на обычных. В работе оказываются востребованными все те знания, умения и навыки, что были получены обучающимися в процессе изучения темы, а также важнейшие общеучебные умения.
Но помимо обычных ЗУН и развития важных общеучебных умений ученик получает и нечто большее. На тех уроках, где обучающиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью, формируются предметные и общие компетенции. Если сформированы навыки учебной исследовательской работы, то можно использовать более сложные формы организации деятельности учащихся.
Приступая к работе над проектом или используя элемент проекта, учащимися выявляется ряд вопросов, по которым будет вестись работа над проектом, а именно: предметная область - что нужно сделать? Объект проектирования - кого касается проект? Идея проекта – как сделать проект? Активные участники – кто будет делать проект? Мотивация – плюсы, минусы, риски.
Учащиеся обсуждают тему, распределяют обязанности, рассчитывают время для выполнения отдельных заданий и всего в целом и планируют конечный результат. Выбор темы проекта всегда определяется его актуальностью.
Актуальность – начальный и обязательный этап любой проектно-исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным. Недопустима формальная констатация актуальности, что часто встречается в проектно-исследовательских работах учащихся. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение.
Определив тему и сформулировав тему проекта, учащиеся обсуждают ряд организационных вопросов, связанных с работой над проектом. И это еще один важный этап работы, так как учащиеся берут на себя ответственность за тот вид работы, который они должны выполнить.
Учащиеся объединяются в группы и распределяют обязанности, а также объем выполняемой работы. Спланировать график, по которому каждая группа будет представлять свои результаты о проделанной работе.
После каждая группа обсуждает основные задачи по проблеме, учитывая личный опыт каждого участника группы.
Для развития ответственности и самостоятельности при выполнении проекта в каждой группе есть один ученик, который отслеживает график представления материалов.
В процессе работы над проектами, учащиеся вместе с учителем обсуждают трудности, которые могут возникнуть при создании проекта и пути их преодоления.
Следующим этапом работы над проектом является определение критериев оценивания его. Определяются критерии и ожидаемые результаты. Необходимо разработать систему оценивания каждого этапа проекта.
Следующим этапом работы является сама работа над проектом, над его презентацией. Учащиеся определяют, когда и какие ресурсы необходимы для представления их проекта или проработанного элемента проекта. С графиком работы над проектом учащиеся знакомятся заранее и могут спланировать весь свой процесс работы над проектом.
Очень важно, чтобы учащиеся всех групп на презентации принимали активное участие в обсуждении проектов и задавали вопросы.
Таким образом, разработку индивидуальных программ проектно-исследовательской деятельности школьников можно разбить на следующие этапы:
1. вхождение в поисковую исследовательскую деятельность;
2. приобретения учениками поискового опыта исследовательской деятельности;
3. собственно исследовательская деятельность;
4. презентация результатов исследовательской деятельности.
При выполнении работы, которая продолжается не один месяц, а иногда и год, учащиеся получают неформальные и очень глубокие знания в соответствующей области языка, развивают свои творческие способности, навыки проектно-исследовательской работы, воплощают свои знания и способности в реальном исследовательском проекте, что способствует развитию необходимых в их дальнейшей деятельности компетенций.
Познавательная компетентность. Выбор темы исследования, творческой работы, доклада. Ученик сам выбирает тему, ставит цель работы. Главное – научить делать это осознанно и самостоятельно. Учитель на этом этапе, как и на остальных, выполняет роль консультанта, помогая ставить задачи, планировать шаги к достижению цели.
Информационная компетентность. Подготовка теоретической основы работы. Темы, выбираемые для проекта, не новы. Но они подаются уже с современного ракурса и жизненного опыта обучающихся.
Коммуникативно–социальная компетентность. Обучающиеся могут разрабатывать выбранные темы в группе или объединяться в группы по близким темам. Они вырабатывают общий план работы. Но, в то же время каждый показывает свое видение проблемы и ее решение. Указания к выполнению задания учитель может дать учащимся по их просьбе при возникновении затруднения в процессе самостоятельной работы. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Работая в группе, обучающиеся приобретают опыт оказания помощи, слушания других, принятие помощи. Развивают коммуникативную компетентность.
Продуктивная компетентность. Индивидуальная доработка темы. На данном этапе ученики пишут и выступают с докладом, учатся защищать свою точку зрения, совершенствуя при этом ораторское искусство.
Ключевым моментом является то, что на каждой ступени работы проводится рефлексия. Она помогает понять сильные и слабые стороны выполненной работы, координирует движение вперед к достижению поставленной цели. Очень важно на каждом этапе создавать ситуацию успеха. Даже когда результаты более чем скромные, они должны быть отмечены хотя бы победами в номинациях. Это поможет воспитать уверенность к себе, а, следовательно, следующий шаг в науку будет более уверенный, а успех более значительный. Работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между учениками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, благодаря совместной работе, складывается временный творческий коллектив.
Проектно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.
Проектно-исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития дивергентного мышления, интуиции, воображения; способствует формированию положительной «Я-концепции»; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности.
Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы, как инновационного учебного заведения нового типа.
Согласно тематическому планированию и авторской программе М.З. Биболетовой по УМК «Enjoy English», в каждом классе основной школы должны быть выполнены проекты (2-3 проекта в год).
Не стоит забывать о том, что в течение учебного года каждый учащийся может выбрать любой школьный предмет, по которому он будет выполнять свой итоговый индивидуальный проект. Для этого учитель-предметник должен создать список тем проектов, а обучающийся сам выбрать тему (или предложить свою), которая и актуальна, и интересна ему. Учитель – консультант по проекту. По результатам проведенной работы проводится защита индивидуального итогового проекта и выставляется итоговая оценка.
Г) Как изучение предмета «Английский язык» способствует духовно-нравственному развитию учащихся?
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка:
- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
- Содержание учебного предмета «Английский язык».
Предметное содержание речи.
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
6. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
8. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения.
Говорение
Диалогическая речь
Дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении: умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированные диалоги. Объем диалога – от 3 реплик (5-7 классы) до 4-5 реплик (8-9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 2,5 – 3 минуты (9 класс).
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию. Объем монологического высказывания – от 8-10 фраз (5-7 классы) до 10-12 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога – 1,5 – 2 минуты (9 класс).
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объем текстов для чтения – 600 – 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Объем текста для чтения – около 500 слов.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30-40 слов, включая адрес);
- заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, гражданство, адрес);
- писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо). Объем личного письма – около 100-110 слов, включая адрес;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковые знания и навыки.
Орфография
Знание правил чтения и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, в то числе наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия.
Грамматическая сторона речи
Знание признаков нераспространенных и распространенных простых предложений, безличных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, использования прямого и обратного порядка слов. Навыки распознавания и употребления в речи перечисленных грамматических явлений.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов, существительных в различных падежах, артиклей, относительных, неопределенных/неопределенно-личных местоимений, прилагательных и наречий, предлогов, количественных и порядковых числительных.
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
- знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
- сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
- употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространенными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
- представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
- умением распознавать и употреблять в устной и письменной в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
- умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения.
Совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т.д.;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
- использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности.
Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
- работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
- самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения.
Формируются и совершенствуются умения:
- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
- семантизировать слова на основе языковой догадки;
- осуществлять словообразовательный анализ;
- выборочно использовать перевод;
- пользоваться двуязычным и толковым словарями;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Языковые средства.
Лексическая сторона речи
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц (включая 500, усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Основные способы словообразования:
1) Аффиксация:
- глаголов dis- (disagree), mis- (misunderstand), re- (rewrite): -ize/-ise (revise);
- существительных –sion/-tion (conclution/celebration), -ance/-ence (performance/influence), -ment (environment), -ity (possibility), -ness (kindness), -ship (friendship), -ist (optimist), -ing (meeting);
- прилагательных un- (unpleasant), im-/in- (impolite/independent), inter- (international), -y (busy), -ly (lovely), -ful (careful), -al (historical), -ic (scientific), -ian/-an (Russian), -ing (loving), -ous (dangerous), -able/-ible (enjoyable/responsible), -less (harmless), -ive (native);
- наречий –ly (usually);
- числительных –teen (fifteen), -ty (seventy), -th (sixth);
2) Словосложение:
- существительное + существительное (peacemaker);
- прилагательное + прилагательное (well-known);
- прилагательное + существительное (blackboard);
- местоимение + существительное (self-respect);
3) Конверсия:
- образование существительных от неопределенной формы глагола (to play – play);
- образование прилагательных от существительных (cold – cold winter).
Распознавание и использование интернациональных слов (doctor).
Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Дальнейшее расширение объема знаний грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Нераспространенные и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке (We moved to a new house last year); предложения с начальным «It» и с начальным «There + to be» (It is cold. It is five o’clock. It is interesting. It was winter. There are a lot of trees in the park.).
Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами and, but, or.
Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so.
Сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом so, that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that.
Сложноподчиненные предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever.
Условные предложения реального (Conditional I – If it doesn’t rain, they’ll go for a picnic) и нереального характера (Conditional II – If I were rich, I would help the endangered animals; Conditional III – If she asked me, I would have helped her).
Все типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple; Present Perfect, Present Continuous).
Побудительные предложения в утвердительной (Be careful) и отрицательной (Don’t worry) форме.
Предложения с конструкциями as … as, not so … as, either … or, neither … nor.
Конструкция to be going to (для выражения будущего действия).
Конструкции It takes me … to do something; to look/feel/be happy.
Конструкции be/get used to something; be/get used to doing something.
Конструкции с инфинитивом типа I saw Jim ride/riding his bike. I want you to meet me at the station tomorrow. She seems to be a good friend.
Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple; Present, Past Perfect; Present, Past, Future Continuous; Present Perfect Continuous; Future-in-the-Past).
Глаголы в видовременных формах страдательного залога (Present, Past, Future Simple Passive; Past Perfect Passive).
Модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/be able to, may/might, must/have to, shall/should, would, need).
Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем и прошедшем времени. Согласование времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого.
Причастия настоящего и прошедшего времени.
Неличные формы глагола (герундий, причастия настоящего и прошедшего времени) без различения их функций.
Фразовые глаголы, обслуживающие темы, отобранные для данного этапа обучения.
Определенный, неопределенный и нулевой артикли (в том числе, с географическими названиями).
Неисчисляемые и исчисляемые существительные (a pencil, water), существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени (a burning house, a written letter). Существительные в функции прилагательного (art gallery).
Степени сравнения прилагательных и наречий, в том числе, образованных не по правилу (little – less – least).
Личные местоимения в именительном (my) и объектном (me) падежах, а также в абсолютной форме (mine). Неопределенные местоимения (some, any). Возвратные местоимения, неопределенные местоимения и их производные (somebody, anything, nobody, everything, etc.).
Наречия, оканчивающиеся на –ly (early), а также совпадающие по форме с прилагательными (fast, high).
Устойчивые словоформы в функции наречия типа sometimes, at last, at least, etc.
Числительные для обозначения дат и больших чисел.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
5 класс
Тема / Тематическое планирование | Количество часов |
| 27 ч. |
16-17. Контрольная работа № 2 18. Викторина по теме «Мы собираемся путешествовать» 19. Проектная работа № 2 | 19 ч. |
27-28. Контрольная работа № 3
| 30 ч. |
19-20. Контрольная работа № 4 21-22. Проектная работа № 4 23. Зов джунглей 24. Цветик-семицветик (игра) 25-26. Резервные уроки | 26 ч. |
ИТОГО | 102 ч. |
6 класс
Тема / Тематическое планирование | Количество часов |
25 – 26. Контрольная работа № 1 27 – 28. Проектная работа № 1 | 28 ч. |
17 – 18. Контрольная работа № 2 19 – 20. Проектная работа № 2 | 20 ч. |
25 – 26. Контрольная работа № 3 27 – 28. Проектная работа № 3 | 28 ч. |
20 – 21. Контрольная работа № 4 22 – 23. Проектная работа № 4 24 – 25. Резервные уроки | 25 ч. |
ИТОГО | 102 ч. |
7 класс
Тема / Тематическое планирование | Количество часов |
26-27. Обобщающие уроки по теме | 27 ч. |
20-21. Обобщающие уроки по теме | 21 ч. |
31-33. Обобщающие уроки по теме | 33 ч. |
20-21. Обобщающие уроки по теме | 21 ч. |
ИТОГО | 102 ч. |
8 класс
Тема / Тематическое планирование | Количество часов |
1. My country at a glance 1.Britain is more than London 2.My image of Britain 3.What are the British like? 4.Discovering England (Reading Lesson) 5.What are your impressions? 6.Are you proud of your country? 7.What is your country like? 8.What is your hometown? 9. What is your hometown? 10.Consolidation Lesson 11.Consolidation Lesson 12.My country at a glance 13.My country at a glance 14.Reading Lesson 15.Резервный урок 16.Резервный урок | 16 ч. |
2. Is your country a land of traditions? 1.What do you know about British traditions? 2.Do you know Miss manners? 3.We don’t know much about Americans, do we? 4.How to keep the English happy? (Reading Lesson) 5.How long is the British year? 6.Are celebrations important? 7.Would you like to write a postcard? 8.Giving and receiving gifts 9.Consolidation Lesson 10.«When in Russia…» 11.«When in Russia…» 12.Test yourself 13.Test yourself 14.Reading Lesson 15.Резервный урок 16.Резервный урок | 16 ч. |
3. Do you like travelling? 1.What are your travel habits? 2.What to know before you go? 3.Are you an adventurous traveler? 4.How long does it take to travel round the world? 5.Have you ever travelled to London? 6.Do you feel like travelling? 7.Do you always understand what jther people say? 8.What is your favourite destination? 9.Consolidation Lesson 10.What makes a good travelling? 11.Test yourself 12.Test yourself 13.Reading Lesson 14.Резервный урок 15.Резервный урок 16.Резервный урок | 16 ч. |
4.Are you fond of sport? 1.Highlights of sport 2.I found myself in running 3.Sport history 4.The history of the Olympic Games (Reading Lesson) 5.Games for everyone 6.To watch or to take part? 7.How many PE lessons should there be at school? 8.School sports day 9. School sports day 10.Consolidation Lesson 11.Sport mosaic 12. Sport mosaic 13.Reading Lesson 14.Резервный урок 15.Резервный урок 16.Резервный урок 17.Резервный урок | 17 ч. |
5. A healthy living guide 1.Good and bad health habits 2.My tips for staying healthy 3.I haven’t been eating junk food for a long time 4.A day’s wait 5.Facts and myths about your health? 6.Do you care about your health? 7.Do you understand the instructions? 8.If you are unhealthy who is responsible for it? 9. If you are unhealthy who is responsible for it? 10.Consolidation Lesson 11.Do you like a healthy lifestyle? 12. Do you like a healthy lifestyle? 13.Test yourself 14. Test yourself 15.Reading Lesson 16.Резервный урок 17.Резервный урок | 17 ч. |
6. Changing times, changing styles 1.What was in fashion in the past? 2.What do you know about streetwear? 3.If I went to Britain… 4.I wish I could wear jeans to school! 5.«Nobody wears things like that!» 6.Fashion victims… Who are they? 7.Is fashion important for you? 8.«You look fine!»-«Thank you!» 9.Is shopping cool? Is uniform cool for school? 10.Consolidation Lesson 11.Do you care what you wear? 12.Do you care what you wear? 13.Test yourself 14.Test yourself 15.Reading lesson 16.Резервный урок 17.Резервный урок 18.Повторение и обобщение изученного материала. Тестовые задания. 19. Повторение и обобщение изученного материала. Тестовые задания. 20. Повторение и обобщение изученного материала. Тестовые задания. | 20 ч. |
ИТОГО | 102 ч. |
9 класс
Тема / Тематическое планирование | Количество часов |
1. Reading…? Why not? 1.Поговорим о каникулах 2.Рассказ о каникулах 3.Литературная Британия 4.Известные британские писатели 5.Известные британские писатели 6.Известные британские писатели 7.Обзор книг 8.Важно ли чтение? 9.Моя любимая книга 10.Твой школьный ежегодник 11.Контрольная работа 12.Контрольная работа 13.Обобщающий урок 14-16.Резервные уроки | 16 ч. |
2. Let the Music Begin 1.Музыкальный тур по Британии 2.Музыка в нашей жизни 3.Музыка вокруг тебя 4.Музыка и музыканты 5.Разговор о музыке 6.Все на променад 7.Почему бы не пойти на концерт? 8.Кто создает хиты? 9.Приятная музыка 10.Как создать обложку для аудиокассеты? 11.Лондон - музыкальный центр 12.Театр или опера? 13.Что мы знаем о музыке? 14.Контрольная работа 15.Контрольная работа 16.Обобщающий урок | 16 ч. |
3. What’s the News? 1.Как мы проводим свободное время? 2.Телевидение: плюсы и минусы 3.Телевидение в Великобритании 4.Изучаем косвенную речь 5.Популярные телевизионные программы 6.Телевидение: плюсы и минусы 7.Телевидение в Великобритании 8.Радио в жизни людей 9.Газеты и журналы 10.Читаем газеты и журналы 11.Рекламные объявления 12.Реклама: достоинства и недостатки 13.Телевизионная программа 14.Что мы знаем о средствах массовой информации? 15.Контрольная работа по теме «What’s the News?» 16.Обобщающий урок по теме «Средства массовой информации» | 16 ч. |
4.Healthy Living Guide 1.Полезные и вредные привычки 2.Завтрак школьника 3.Диета: плюсы и минусы 4.Комические рисунки 5.Популярные продукты 6.Привычки в еде 7.Как избавиться от вредных привычек? 8.A Day’s Wait 9. Как выглядеть хорошо? 10.Настоящее совершенное длительное время 11.Забота подростков о своем здоровье 12. Путешествие на борту корабля 13.Меню на борту самолета 14.Учимся культуре общения 15.Учимся составлять инструкции 16.Здоровье: факты и мифы 17.Готовимся к контрольной работе 18.Контрольная работа по теме «Healthy Living Guide» 19.Обобщающий урок по теме «Здоровый образ жизни» | 19 ч. |
5. What Will You Be? 1.Образование в Великобритании 2.Традиции образования в разных странах 3.Мои планы на будущее 4.Образование в России 5.Учимся заполнять анкету 6.Официальное письмо 7.Поиск работы 8.Объявление «Ищу работу» 9. Выбор профессии 10.Выбор профессии 11.Рассказ о том, как я стал писателем 12.Приоритеты в выборе профессии 13.Интервью для приема на работу 14.Ролевая игра «Интервью» 15.Ступеньки карьерной лестницы 16.Компьютеры в современной жизни 17.Контрольная работа по теме «What Will You Be?» 18.Обобщающий урок по теме «What Will You Be?» | 18 ч. |
6. Britain in the World 1.Страны, национальности и языки мира 2.Значение английского языка в современном мире 3.Почему ты изучаешь английский язык? 4.Способы изучения иностранного языка 5.Великая страна или великие люди? 6.Известные люди Великобритании 7.Известные люди России 8.Европейское сообщество: факты и мифы 9.Роль Великобритании в современном мире 10.Сравниваем Великобританию и Россию 11.Достопримечательности Великобритании 12.День Красного Носа 13.Учимся работать с диаграммами 14.В какой стране ты живешь? 15.Контрольная работа по теме «Britain in the World» 16.Обобщающий урок по теме «Великобритания» 17.Обобщающий урок по теме «Великобритания» | 17 ч. |
ИТОГО | 102 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (профильный уровень)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов профильного уровня (физико-математического) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственно...
Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы" на 2015-2016 учебный год
В рабочей программе представлено тематическое планирование, перспективное планирование на учебный год, планирование по работе с родителями....
Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Когалыма
Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1...
Рабочая программа (средняя группа) по программе М. А. Вераксы в соответствии с ФГОС
Раочая программа (средняя группа) по программе М. А. Вераксы, в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования По Английскому языку Составлена на основе авторской программы Суворова Ж.А., Мильруд Р.П.: Английский язык. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. "Звездный английский".
Предлагаемый курс отвечает требованиям европейских стандартов (Common European Framework – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся ста...
КТП и Рабочая программа средней школы в соответствии с ФГОС
КТП ирабочая программа в соответствии с ФГОС...