Рефлексия на уроках английского языка
статья
Согласно требованиям ФГОС рефлексия является обязательным этапом любого урока. В статье привожу несколько примеров организации рефлексии на своих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексия на уроках английского языка
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Что же такое рефлексия?
- «Рефлексия» (лат. «reflexio») – обращение назад.
- Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
- Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
- В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Классификация:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- Рефлексия деятельности;
- Рефлексия содержания учебного материала;
Первый тип рефлексии целесообразно использовать в начале и конце урока с целью установить эмоциональное состояние учащихся, увидеть, как меняется их настроение на уроке. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы. Приведу ещё несколько примеров организации данного вида рефлексии.
1.Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц (смайлики): веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: «Choose the drawing that reflects your spirits”.
2.Прием «Букет настроения». В начале урока учащиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: « If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.
3. Для создания комфортной обстановки использую такой прием: учащиеся вместе с учителем в начале урока встают в круг и говорят друг другу комплименты. Комплимент-похвалу можно использовать и в конце урока, когда учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят учителя и друг друга за проведенный урок.
4. На средней и старшей ступени обучения можно предложить учащимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах.
What emotions do you feel?
I feel
Positive emotions Negative emotions
happiness irritation
satisfaction dissatisfaction
joy boredom
success sadness
admiration anxiety
Why?
Because I …
Was not bored, worked hard. didn’t relax, answered properly, was active, was emotional, fulfilled the task, received a reward (a good mark).
Рефлексию деятельности удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Она помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Я часто использую такие приёмы как:
- Самооценка активности на каждом этапе урока
- «Лесенка успеха» Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
- «Дерево успеха» Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.
- «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.
Например, Say what you have just done and how you’ve done it
I (ve) have just: practised phonetics; read the text «.........”;
practised the words; retold the text”……”;
practised grammar; asked and answered the questions; etc…
Рефлексия содержания учебного материала используется, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание изученного. В конце урока важно подводить итоги, привлекая учащихся к самоанализу, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Вначале анализ проводится в парах, затем один из учащихся анализирует результаты урока перед всей группой (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик) .
В своей практике я использую следующие приемы:
1. Cинквейн
Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Правила написания синквейна:
1.первая строка – тема, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально – образном – обобщенном уровне, повторяющее суть темы.
2. Finish the sentences
Now I know how to speak about …
say my opinion on …
can understand the information …
explain the problem …
express my attitude to …
find necessary information …
give arguments …
During today’s lesson I have got acquainted …
found out…
learnt …
remembered …
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке английского языка может побудить учащихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение иностранному языку более эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексия на уроках английского языка
Статья может быть использована для любого учебного курса...
рефлексия на уроках английского языка
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели...
Способы организации рефлексии на уроках английского языка
Даются примеры организации рефлексивной деятельности...
Приемы рефлексии на уроках английского языка в начальной школе
Статья содержит информацию о назначении рефлексии на уроках английского язфка, классификации рефлексии и примеры употребления....
презентация "Рефлексия на уроке английского языка"
В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Анализ...
Рефлексия на уроках английского языка.
Приемы рефлексии можно использовать для подготовкик урокам английского языка....
Рефлексия на уроках английского языка в рамках ФГОС
Рефлексия на уроках английского языка в рамках ФГОС...