Активные методы обучения на уроках иностранного языка
статья
Активные методы обучения на уроках иностранного языка, различные определения и классификации активных методов обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения на уроках иностранного языка
Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности учащихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; стимулирование самостоятельной деятельности; развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления; эффективное усвоение большого объема учебной информации; развитие творческих способностей и нестандартности мышления; развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося; раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития; развитие навыков самостоятельного умственного труда; развитие универсальных навыков.
Сегодня существуют различные определения и классификации активных методов обучения (АМО). Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, интерактивные формы организации обучения, такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. В других случаях авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи. Но все они сходятся в одном - АМО строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания. Требуется достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия). Также, происходит самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Принимая во внимание практическую цель обучения английскому языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципам следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках английского языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.
Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным принципам: по количеству учащихся, по характеру учебно-познавательной деятельности и другие. Активные методы подразделяют на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые методы применимы одновременно к некоторому числу учеников (группе), индивидуальные – к конкретному ученику. По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения А.М. Смолкин предлагает делить на имитационные и не имитационные. К не имитационным (где отсутствует модель изучаемого процесса или деятельности и активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемым) относятся проблемное обучение, проблемная ситуация, дискуссия с мозговым штурмом или без него, лабораторная работа, практическое занятие, эвристическая лекция, тематическая дискуссия, программированное обучение, научно-практическая конференция, круглый стол. К имитационным (где есть наличие модели изучаемого процесса/имитация индивидуальной или колллективной профессиональной деятельности) относят неигровые (анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор документации, инцидент) и игровые (деловая игра, разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловая игра, имитационное упражнение, тренинг).
В своей практике мною широко используются различные методы активного и интерактивного обучения. Преимущества подобной работы очевидны: в процессе обмена мнениями и совместной работы с материалом идет процесс активизации знаний, интенсивное взаимодействие с материалом и с партнером, с группой, и, соответственно, развитие коммуникативных УУД.
«Метод Кейсов» - групповое решение проблем, которые иллюстрируют практическое действие подходов и концепций. Группе предлагается информация, основанная на реальных или вымышленных фактах. Группа должна ее детально проанализировать и выработать решение.
«Лабиринт» - практическая групповая работа для развития или углубления знаний об отношениях между людьми и норм поведения с применением на практике своих умений. Учащимся раздаются листы с описанием какой-то ситуации (управленческой, технической, личностной, межличностной). Прочитав, учащийся должен выбрать подходящее решение. «Мозговой штурм» - творческая (креативная) дискуссия, проводящаяся для того, чтобы получить как можно больше идей решения какой-то проблемы.
«Жужжащие группы» - комфортная обстановка для высказывания своего мнения и налаживания обратной связи с группой. Учащиеся работают группами от двух до шести человек, обсуждая тему за короткое время.
«Синдикат» - используется, когда желательно получить различные мнения или методы. Метод удобен для наблюдения за поведением в малых группах (отношения, лидерство, принятие решений). Полная группа разбивается на подгруппы, в которых проходят обсуждения и решение проблемы, выполнение задания. Затем полная группа вновь собирается и выслушивает мнения подгрупп.
Для придания процессу обучения новизны и изменения его ритма, для целей самообучения группы или на индивидуальной основе в групповое обучение включается использование компьютерных программ, помимо других мероприятий. Использование технических средств возможно не только во время занятия, но и для последующей самостоятельной работы, самообучения.
В процесс работы достаточно часто включаются различные видео – длительное или фрагментарное, в работе с которым также используются АМО. При показе длительного видео делаются остановки для проведения дискуссии. Данный метод используется в дополнение к другим методикам для того, чтобы сменить обстановку, дать выход эмоциям и для того, чтобы наглядно представить ситуацию. Показ фрагмента видео является хорошей основой для завязывания дискуссии, вовлечения в нее всех участников, высказывания своих взглядов, оценок, идей, а также на этапе закрепления изученного материала.
Для активизации учебной деятельности учащихся начального и среднего звена также возможно использование АМО при изучении грамматического и лексического материала, при обучении фонетике и орфографии, письму.
При изучении грамматики , АМО ставят задачу научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить творческую активность и самостоятельность учащихся. При введении и отработке лексического материала, АМО помогают тренировать употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетанием слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.
При обучении орфографии мы используем АМО для тренировки написания английских слов, при обучении фонетике - для практики и развития произносительных навыков. Таким образом, мы тренируем не только памяти учащихся, но и их аналитические способности в выявлении закономерностей в правописании английских слов и их произношения. Задача творческих АМО – научить понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развивать слуховую память. Все это способствует формированию и развитию у учащихся навыков говорения, аудирования.
При обучении письму и письменной речи можно использовать так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны для обучающихся. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся веселые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. Интерес вызывают и такие задания, как: восстановите начало и конец истории; восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам; измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание); ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.
В зависимости от использования на разных этапах урока, АМО выполняют различные задачи. АМО начала образовательного мероприятия помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе ( «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена»). АМО выяснение целей, ожиданий и опасений позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения («Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы»). АМО презентации учебного материала помогают сообщить новый материал обучающимся, сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом («Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм»). АМО организации самостоятельной работы над темой подходят для работы над темой урока и для проведения дискуссии и принятия решений («Экспертиза», «Карта группового сознания», «Приоритеты», «На линии огня»). Для самостоятельной работы обучающихся могут использоваться Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Для релаксации и просто паузы для смены видов деятельности также подойдут АМО релаксации («Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест»). АМ подведения итогов подойдут для завершающей стадии урока ("Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты»).
Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока английского языка перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективного метода для изучения конкретной темы, а также есть возможность сочетать несколько методов для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала.
Чаще всего, применяя АМО на практике, преподаватель сталкивается со следующими проблемами: проведение мероприятий требует много времени, необходима интенсивная подготовка преподавателя; часто возникают проблемы, связанные с заторможенностью участников; большие издержки, ограниченное/слишком большое число участников.
Кроме того, даже активные методы обучения иногда не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения. Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт. Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов -- только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
С другой стороны, если преподавателя не страшит необходимая дополнительная подготовка и выход из традиционных рамок проведения урока, преимущества всех рассмотренных методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Место учителя на уроках английского языка с использованием АМО сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока, так как костяком активных подходов являются активные и интерактивные задания и упражнения, которые выполняются учащимися.
Таким образом, активное обучение иностранному языку нацелено на доминирование активности учащихся в учебном процессе. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. Сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.
Литература
- Апетян М. К. Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка // Молодой ученый.
- Баграмова Н.В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения овладения иностранным языком// Материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. – Вып 18.
- Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе – 2000 - №5.
- Сидорова Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. — Уфа: Лето, 2012.
- Learning and teaching modern languages for communication. – Strasbourg: Council of Europe Press, 1988
- http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11 Российское Образование. Федеральный портал. Глоссарий.
- http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.
- http://www.eidos.ru/journal/2005/1212, Хуторской А.В., Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос", 2005.
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100 Проект ФГОС среднего (полного) общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/20/picture-25845.jpg)
Активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе
Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. В ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-469379-1568808348.jpg)
Активные методы обучения на уроках иностранного языка
Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/02/picture-758024-1498976880.jpg)
Активные методы обучения на уроках иностранного языка
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/06/picture-466018-1407353845.png)
Презентация к выступлению на педсовете "Активные методы обучения на уроках иностранного языка"
Активные методы обучения позволяют в несколько раз повысить эффективность уроков и внеклассной деятельности....
Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов
Активные методы обучения английскому языку для получения метапредметных результатов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/01/picture-731033-1451676408.jpg)
Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка
Выступление «Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-43894-1535650997.jpg)
Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнени...