Алгоритм как основа эффективного усвоения знаний на уроках английского языка.
статья на тему

Карамзин Денис Александрович

Алгоритм как основа эффективного усвоения знаний на уроках английского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Алгоритм как основа эффективного усвоения знаний на уроках английского языка.»

              В современном мире урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса. Основная цель современного урока это обеспечение максимальной эффективности каждого из них.  Ученик вместе с учителем всегда должны работать на результат. Результат должен быть виден в конце каждого урока, каждого пройденного модуля, четверти, года и нескольких лет. Как же добиться максимальной эффективности урока?

             Среди психологических исследований, направленных на совершенствование учебного процесса, важное место принадлежит разработке способов алгоритмизации обучения. Всякий мыслительный процесс состоит из ряда умственных операций. Психологи подчеркивают, что для эффективного обучения эти операции надо выявить и специально им обучать. Это не менее необходимо, чем обучение самим правилам. Без овладения операционной стороной мышления знание правил сплошь и рядом оказывается бесполезным, ибо ученик не в состоянии их применить. В данном случае выполнение умственных действий аналогично выполнению действий трудовых. В самом деле, выполнить ту или иную трудовую задачу, например, сделать деталь, невозможно, не производя тех или иных трудовых операций. Точно так же нельзя решить грамматическую, математическую, физическую, вообще любую интеллектуальную задачу, не совершив ряда интеллектуальных операций.[6 c.37]

                 Согласно теории В.П.Беспалько, "основными свойствами алгоритма являются:

1. Определенность (простота и однозначность операций).

2. Массовость (приложимость к целому классу задач).

3. Результативность (обязательное подведение к ответу).

4. Дискретность (членение на элементарные шаги)"[2,c.15]. [1,с.110-115]

                Алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельностью учащихся при овладении языковыми категориями, но и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения.

                Задумывались ли вы, почему сейчас, читая данную статью, вы начали читать сверху вниз? Почему вы читаете слева на право? Что будет если читать снизу вверх и справа налево? Не было ли бы удобней сделать это по-другому? Скажем снизу вверх или справа налево? Скорее всего, вы не станете этого делать и  это нормально. Наше образование и жизненный опыт позволяют нам избегать этого и действовать быстро эффективно и без ошибок ведь когда то при обучении чтению мы уже четко усвоили алгоритм действий.

                 Под алгоритмом обычно понимают совокупность действий и правил для решения данной задачи. Относительно преподавания языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику, может ею пользоваться. Знание и умение применять то или иное правило - не одно и то же. По существу, алгоритм - это способ действий для получения определенного результата. Без овладения им какие-то звенья в применении правила обычно ускользают от ученика. Отсюда грамматические ошибки.[5, с.63]

              Исследование показывает, что учащиеся, которые хорошо помнят все правила, делают ошибки именно потому, что не знают, как эти правила применять, не знают соответствующих методов действий и рассуждений. Психологи отмечают большую разнородность приемов решения одной и той же задачи разными учащимися. Часто ошибки возникают оттого, что учащиеся знают и применяют лишь часть операций, необходимых для распознавания того или иного грамматического явления, или пользуются ими не в той последовательности, в которой необходимо.[4, c.34].

          Современные дети, на мой взгляд, не до конца понимают преемственности, не видят связей, для них нет очевидной логики во всем происходящем. Вещи происходят сами по себе, а если что то удается, то это происходит без системно. Но что самое главное им этого никто не объясняет. На своих уроках я всегда начинаю обучение с вопроса, откуда вы знаете свой родной язык. Практически всегда ответ сводится к тому, что они всегда его знали. После чего я предлагаю вспомнить  как ведут себя, к примеру, их братья и сестры. Часто ли они повторяют одно и то же? Объясняя что человек подобен механизму который не может сразу все знать и функционировать сразу идеально. Для овладения тем или иным навыком или умением прилагается множество усилий и совершается множество ошибок.  Узнав впервые слово «красный» ребенок задает сотни вопросов, является ли красным машина, светофор, куртка на прохожем, дом или телефон и лишь убедившись, что он понял, и он знает и может употреблять это слово на практике, движется дальше за новыми знаниями.  Подобно тому, как легко и естественно в свое время мы научились говорить на своем родном языке мы должны вспомнить, что у этого действия есть свой алгоритм и научится им пользоваться заново с той же легкостью, как и раньше.

             Характерной̆ чертою̆ традиционной̆ модели школьного обучения является ориентация обучения на запоминание информации. Традиционное обучение — информационно-сообщающее, оно направлено на осознание самого предмета освоения — знания, а не на способы их получения. В традиционном обучении нет управления процессом усвоения, оно неуправляемое. Построено обучение по дисциплинарно - предметному принципу [3,с.295] Алгоритм дает возможность “собрать” в единое целое изученный материал, дать его в обобщенном виде и в то же время конкретизировать каждое орфографическое и пунктуационное правило.

        Каждый учитель английского языка в современных реалиях, так или иначе, столкнется с выпускным экзаменом. По моему мнению, многие учителя из числа тех, у кого не было выпускников сдававших экзамены по английскому языку, зачастую не до конца понимают, чему они учат и какого результата они должны добиться. Это слепое следование учебнику и трата драгоценного времени порой там, где это совершенно не нужно. Во многом из-за этого такой низкий процент говорящих детей. Требования к ученикам, сдающим современный экзамен во многом сводится к тому, чтобы они умели выйти из любой стандартной ситуации победителями, а не смогли с безупречной грамматикой и  британским акцентом сказать, что они ничего не понимают. Современные носители английского языка это люди из стран Азии, Индии и Африки которые совершенно точно не знают где находится Трафальгарская площадь и даже столицу Великобритании назовут с трудом. На смену заучиванию готовых текстов (топики) которые в жизни никак вам помочь не смогут, поскольку вы можете воспроизвести их только целиком, но не можете поделить их на части и использовать, пришли фразы и речевые клише которые употребляются в определенной части беседы, в определенном порядке и в определенном контексте. Объем информации и способов ее применения возрос в разы. Вместе с тем никуда не делась грамматика чтение лексика. Для того чтобы структурировать всю информацию, а также подход к ее изучению и подаче и существует алгоритмизация образовательного процесса. Возможно, кто-то скажет, что это не ново и так было всегда, но как показывает опыт это не так. Действительно суть обучения лежит именно в этом, но вспомните, когда в последний раз вы объясняли это детям. Знают ли ученики когда им и где им пригодится простое прошедшее время, изученное за последние несколько уроков? Знают ли они зачем им нужно знать лексику по теме праздники? Зачем они сегодня отрабатывали звуки? Знают ли они, что в конце каждого модуля они должны выдать вам результат. Для того чтобы выдать результат, к примеру монолог, они должны изучить лексику, затем грамматику после чего научиться их правильно вместе использовать строить и оценивать монолог. На своих открытых уроках я стараюсь показывать, что алгоритм действий в использовании любых видов речевой деятельности самооценка и оценка стоят во главе угла при подготовке успешного ученика.

             Рассмотрим основные три проблемы при подготовке ученика к экзамену. Номер один это полное не знание того что конкретно требуется от ученика при сдаче экзамена по английскому языку и как это должно оцениваться. Номер два знание всего и ничего. Номер три индивидуальное видение учеником проблем. Вводя алгоритм действий на начальном этапе для каждого навыка вы даете умение решать тот или иной вид задачи на годы вперед одновременно давая критерии для оценки и самооценки того или иного задания.  Вместе с этим правильно выстроенный алгоритм сам отсеивает всю не нужную информацию, давая возможность ученику пользоваться только те знания, которые ему нужны в данный момент. Чем раньше вы даете алгоритм действий и главное критерии оценивания этих действий, тем меньше у вас будет проблем в дальнейшем с учениками, которые в силу возрастных,  психологических изменений в подростковом возрасте всегда стремятся сделать все по своему.

         Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени. Прежде всего не стоит торопиться. Нужен подготовительный период достаточной продолжительности, на котором дети выполняют различные типы упражнений, способствующих актуализации тех знаний, которые необходимы для изучения данного правила и составления алгоритма. Составление алгоритма производится в классе в процессе изучения и усвоения правила. Таким образом, научившись составлять алгоритмы, учащиеся не только становятся грамотнее на письме, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, правильно выражать свои мысли.

                   Рассмотрим данные утверждения на примере моего открытого урока в 6 классе  который был посвящен практике монологической речи по теме «Free time activities». Урок в модуле был завершающим и дети должны были показать результат. Тема разговорная и грамматическая идеально подходят для построения устного высказывания для проверки усвоения материала. Алгоритм действий для данного урока мы вместе с детьми составляли заранее. Естественно первым пунктом дети назвали выбор темы. Выбрать тему звучал их первый шаг. С моей помощью путем наводящих вопросов и моделированием различных ситуаций шаги стали меняться и первый из них стал звучать иначе. 1. Прочитать предложенные темы или  придумать тему самому.  Ведь прежде чем выбирать мы должны ознакомиться с тем из чего нам предстоит сделать выбор. Только после этого можно делать выбор. 2. Выбрать или придумать интересную, понятную тему, по которой есть что сказать. Для наглядности и демонстрации правильности данного утверждения мы вспоминали лексику по нескольким предложенным мною темам. Затем составив устные высказывания по ним. Разумеется лучше всего это получалось по одной из тем так как она была пройдена буквально на днях. Затем мы вспомнили какие времена могут нам понадобиться для данной темы. Записали активную лексику которая может быть универсальной для темы. Составили примерный шаблон высказывания и дописали остальные шаги. 3. Написать вступительную часть. 4. Написать основную часть. 5.Написать заключение. 6. Проверить на наличие лексических и грамматических ошибок, объему и наличию фраз. 7. Представить написанный монолог. Взяв для тренировки несколько тем мы начали сочинять, записывать и зачитывать их друг другу. Следующим шагом без которого алгоритм не сможет себя полностью раскрыть это оценка детьми друг друга и самооценка самих себя. Ученики объективно подмечали что человек не должен получать хорошую оценку если они не могут его понять, если все выступление заключается в паре предложений, если присутствуют множественные ошибки и так далее. Были созданы критерии оценивания для оценки и самооценки дополняющие алгоритм действий. Во первых есть вступление и заключение, далее достаточный объем, отсутствие большого количества грамматических и лексических ошибок, речь правильная, произношение не затрудняет понимание и наконец то что тема раскрыта полностью. На проведенном  уроке ученики прекрасно справились с поставленной задачей. Быстро и легко набросав в тетради заметки за несколько минут они один за одним выходили и рассказывали о том что они делают в свое свободное время. Никакой зрительной опоры у них не было, но построение монолога было теперь простой задачей для них, а оценки объективными. Построив по данному алгоритму несколько монологов у учеников остается четкий план действий которого очень не хватает в таком сложном виде речевой деятельности как монологическое высказывание и их уже трудно застать в врасплох как это обычно бывает. Оценивание становится легким и детям становится понятно что от них требуется. Каждый ученик получил лист оценки и оценивал по 5 критериям всех выступающих. Расхождения в листах самооценки практически отсутствовали. Ученик который выступил на «5» получил «5» тот кто выступил на «3» получил «3». Иногда бывают незначительные расхождения, но они обуславливаются особенностями восприятия речи и вниманием некоторых детей.  

                   Задания повышенной сложности всегда вызывают больше всего споров и проблем. В 9 классе это устная часть (задание номер 3). Монологическое высказывание. Проблема в том что выпускники сдающие экзамен строят свое высказывание так как они бы это сделали на своем родном языке. Это большие сложноподчиненные предложения, которые они не могут перевести на английский. В них нет никакой структуры. Далее сказав все, что они думают, они часто не довольны оценкой результата, ведь, по их мнению, они не молчали, а говорили и говорили много хоть и с паузами. Следовательно, оценка должна быть хорошей. На лицо полное не понимание как надо стоить высказывание, о чем говорить, что от них требуется и как это оценивается. Такая картина происходит каждый год. Значит мы не уделяли и не уделяем достаточного внимания этой стороне.  

                    Ученики,  обучающиеся у меня точно знают что, прежде всего, нужно выбрать тему, придумать ее самому, либо выстроить высказывание по заданной теме так, чтобы было, что по ней сказать даже если это не правда, использовав тот запас лексики, который они имеют. Обязательным для них являются, и наличие вступления, основной части и заключения. Завершающий этап, без которого они не могут обойтись это проверка на наличие лексических и грамматических ошибок. Точно зная еще на моменте создания алгоритма требования для данного вида речевой деятельности по наличию связующих фраз, а также грамматическому и лексическому наполнению.  Наряду с этим алгоритмом действий они точно знают, что оценка не будет хорошей, если нет вступления и заключения, нет достаточного объема высказывания, присутствуют грамматические или лексические ошибки в большом объеме, речь затрудняет понимание, либо тема раскрыта не полностью. На уроке оценка и самооценка проходит строго по критериям, нет размытых понятий, понравилось и не понравилось. Уж тем более речь не идет о дружбе или вражде при оценивании. Каждый ученик может и должен защитить выставленную оценку. Всем сразу видно, где и какая ошибка повлияла на конечный результат.

            В заключении хотелось бы сказать, что использование алгоритмов упорядочивает процесс обучения, упрощает его, дает возможность быстро изложить новый материал, тем самым, освободив время для закрепления. Это достигается благодаря четкому описанию «шагов» в применении правил в любых видах деятельности ученика. Если учитель знает что он должен делать и к чему стремиться это хорошо, но если  знает еще и ученик, то это гораздо лучше.

Использованная литература:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалько// - М., Педагогика - 1989. С 199

2. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии. / Д.Н.Богоявленский - М., 2006

3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей̆ педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

4. Мишина, Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии /Т.И.Мишина //Начальная школа. -2006. №9-С.34

5. Моисеев, А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. /А.И.Моисеев -М.: Просвещение. 2000.-326с.

6. Никитина, Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне слова /Л.А.Никитина //Начальная школа. -1997. -№5.-С.71


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы работы на уроках английского языка на начальной ступени обучения

   Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, ...

Эффективность использования ИКТ на уроках английского языка

Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного школьного образования. специфика образовательной области "Иностранный язык...

Эффективные формы работы на уроках английского языка на начальной ступени обучения

Создание ситуации успеха на уроке иностранного языка представляется важным аспектом деятельности учителя. Почему же так важно создание ситуации успеха? Отвечая успешно, соответственно получая хорошую ...

«Повышение эффективности образовательного процесса на уроках английского языка посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий....

Использование технологии полного усвоения знаний на уроках русского языка

В презентации представлен мой опыт работы по теме "Использование технологии полного усвоения знаний на уроках русского языка в основной школе"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка через применение игровых технологий

МОУ  «СОШ № 75»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НЕКОТОРЫЕ  ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ       ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ       на уроках англ...

Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»

Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....