Статья "Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка" июль 2018 г., г. Таганрог
статья по теме
Статья для участия в XXIX Международной научно-практической конференции (31 июля 2018 г.). Опубликована в сборнике г. Москва 2018
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дибижева Р.В.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №1 г. Минеральные Воды
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Воспитательный аспект является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.
Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение иностранному языку преследует две основные цели:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
- развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка.
Для выполнения вышеуказанных задач в последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий при изучении иностранных языков. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя.
Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранного языка. Положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей.
Все больше и больше учителей обращаются в процессе обучения иностранному языку к проектной методике как к одному из современных продуктивных творческих подходов, успешно реализующих основные цели обучения иностранному языку в формировании у обучающихся необходимых коммуникативных и речевых навыков и умений, позволяющих им общаться на иностранном языке.
Мне хотелось бы подробнее остановиться на методе проектов. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Работая над проектом, дети понимают, для чего они изучают новые слова и грамматические явления, где и как они могут эти знания применить. Задача учителя - организовать самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика в ходе работы над проектом.
В качестве примера приведем проект на тему "Проблемы окружающей среды” Результатом работы является создание агитационного плаката «Helfen wir unseren Planeten Erde!». После введения новой лексики ученики разбивают ее по подтемам и озаглавливают каждую. Например, «Загрязнение воды», «Загрязнение атмосферы», «Климатические изменения», «Деятельность человека, губительная для окружающей среды».
Все эти проблемы взаимосвязаны. Готовя проект по одной из этих тем, ученики изучают все аспекты проблемы. На каждом уроке формирование тех или иных речевых навыков (говорения, аудирования, чтения, письма) связывается с соответствующими аспектами проекта, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту. Во время работы над проектом ребята используют не только ту информацию, которая предоставлена в учебнике, но и добывают новые знания из курса географии, биологии.
При таком пересечении предметных областей у учащихся формируется целостное видение проблемы. Они просматривают газеты и журналы, слушают новости в поисках примеров последствий экологических проблем. При этом они осваивают такие навыки, как работа с программой Microsoft Power Point, умение находить интересные материалы, иллюстрации. Затем, они обмениваются полученной информацией. С самого начала дети должны быть ориентированы на то, что итоговая оценка будет зависеть от усилий каждого. Таким образом, чтение достаточно скучных текстов по экологии вдруг превращается в интересный творческий процесс.
Чаще всего, после завершения одного проекта учащиеся хотят работать над следующим. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов стала неотъемлемой частью учебного процесса.
Как показала практика, метод проектов дает хорошие результаты, дает возможность вовлечь всех до одного в образовательную деятельность, развивает сотрудничество, взаимопомощь. Работа над проектом не требует специальных учебников – практически весь материал учащиеся приносят сами.
В ходе работы над проектами возможно возникновение некоторых трудностей. К основным трудностям можно отнести:
- нехватку времени для подбора материала;
- лексические (грамматические) затруднения у обучаемых;
- нехватку материала.
Все трудности решаемы. О выборе проекта следует подумать заблаговременно, до начала изучения темы, чтобы всё тщательно разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся по предложенной учителем ситуации должны сформулировать проблему, то учитель сам должен прогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами , созданием определённых ситуаций и т.п. Желательно спланировать заранее всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.
Я думаю, что проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.
Литература
1.Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М.: 1988.
2.Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании. М.: 1995.
3.Е.С. Полат. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе-2002 №1. С.22-27.
4.Условия повышения качества иноязычного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Казань, 5-6 декабря 2007 г.)
5. ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя английского языка Базаровой Ольги Леонидовны на педсовете 30 августа 2011г. Тема: Проектная технология в преподавании иностранных языков (из опыта работы кафедры).
В статье предложен отчет о работе кафедры иностранных языков МАОУ "Гимназии им. Н.В. Пушкова" г. Троицка по применению проектной технологии в образовательной деятельности по предмету "Иностранный язык...
Особенности использования современных образовательных технологий в преподавании технологии
Применение образовательных технологий в преподавании предмета технологии...
Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка
В статье представлены современные педагогические технологии, которые используются для формирования коммуникативной иноязычной компетенции школьника....
«Использование инновационных технологий в преподавании иностранного языка»
выступление на РМО учителей иностранного языка...
«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»
Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...
Использование современных образовательных технологий в преподавании физической культуры. Преподавание теоретических знаний на уроках физической культуры.
В данной статье говорится об использовании современных технологий в преподавании физкультуры....
Доклад на ЦМК Дистанционные образовательные технологии в преподавании иностранного языка в медколледже
Доклад на ЦМК Дистанционные образовательные технологии в преподавании иностранного языка в медколледже...