Особенность письменной речи в обучение иностранному языку.
статья по теме
Данная статья поможет учителям иностранных языков осмыслить иную стратегию и методику развития умений письменной речи через чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_pismennoy_rechi.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Салабекова Тамара Кусембековна
Учитель французского языка ГБОУ №555
«Белогорье» г. Санкт-Петербург.
Тема: « Использование чтения для развития умений письменной речи »
Данная статья поможет учителям иностранных языков осмыслить иную стратегию и методику развития умений письменной речи через обучение чтению.
This article will help foreign language teachers to comprehend a different strategy and method of developing skills of writing through the teaching of reading.
Ключевые слова: письменная речь, репродуктивный этап, высказывание с элементами рассуждения, продуктивный этап.
В эпоху информационно-компьютерных технологий письменное общение стало более востребованным, так как является важным средством межкультурной коммуникации. Поэтому совершенно логичным является тот факт, что итоговая аттестация выпускников средних школ по иностранным языкам в форме ЕГЭ содержит задания на контроль знаний, умений и навыков письменной речи. Однако в практике обучения иностранному языку письму уделяется недостаточно внимания и времени. Этот факт я могу подтвердить на примере моих коллег, которые считают данный вид речевой деятельности вспомогательным средством обучения. Появление ЕГЭ по иностранному языку предопределило пересмотр содержания обучения в старших классах образовательных учреждений. Проанализировав разные статьи, публикаций и статистику, можно отметить, что трудность для учащихся составляют разделы «Грамматика и лексика» и «Письмо». Результаты прошлых лет показывают, что если «в написании личного письма наблюдаются положительные тенденции, то в создании развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения дело обстоит несколько хуже, как показывает статистика»[1] При написании личного письма выпускники допускают также разнообразные лексико-грамматические ошибки. Учащиеся делают грамматические ошибки в употреблении временных форм, что искажает смысл. Отсутствует логика в построении высказывания. Выражение противоположной точки зрения также вызывает затруднение. Следует обратить внимание учащихся на отработку алгоритма выражения своего мнения с подтверждающими его аргументами [2].Главное – найти веские аргументы и убедительно их изложить, иллюстрируя примерами. Резюмируя мнения авторов, можно выделить ряд причин, по которым в иноязычном образовательном процессе письму отводится второстепенная роль:
1.Отсутствие в течение длительного времени социального заказа на обучение письму как виду речевой деятельности.
2.Рассматривание письма в качестве технического умения.
3. Негласный статус письма как вспомогательного средства.
4. Трудности системного обучения письму как самостоятельному виду речевой деятельности[3].
Становится очевидной необходимость формирования продуктивных умений в письме на уроке. По мнению некоторых авторов, методика развития навыков письменной речи через обучение чтению может помочь в разрешении этой проблемы. Давайте рассмотрим преимущества чтения в пользу обучения письму.
Во-первых, чтение как вид речевой деятельности много и часто используется на занятиях, то есть, наработана методика обучения.
Во- вторых, учебные тексты представляют собой письменную форму высказывания с такими ее характеристиками как развернутость, последовательность и логичность.
В-третьих, в тексте присутствуют необходимые языковые средства для использования их в письменных сообщениях.
Далее перейдем непосредственно к практике обучения продуцированию письменных высказываний, содержащих рассуждения и аргументирование. Алгоритм развития продуктивных умений письменной речи представляет собой переход от репродуктивной работы с текстом к продуктивному письму. В репродуктивном этапе происходит обсуждение проблемы текста, работа с ЛЕ и РО, беседа по содержанию, пересказ. В продуктивном этапе проводится письменное высказывание по конкретной проблеме, затронутой в тексте.
Рассмотрим более подробно этапы обучения письменной речи в старших классах на основе темы «Я и они. Проблемы подростков» Репродуктивный уровень начинается с заголовка текста, дальше идет обсуждения проблемы текста: Как понимаешь заголовок? Почему Они? Какие проблемы у подростков? Второй этап, первичное чтение для общего понимания текста. После контроля общего понимания текста следует третий этап, вторичное чтение для работы с содержанием текста. Например, задания могут быть такими: 1.Прочти, найди в тексте главную идею. 2. Аргументируй свое мнение по этой проблеме. 2. Дай свой пример ответа. 4. Как можно решить проблему?[4] Третий этап можно завершить пересказом текста. Далее мы переходим к продуктивному уровню, то есть к использованию наработанного материала текста в написании письменного сообщения. Таким образом, во введении формулируется проблема. В основной части проблема находит свое развитие: автор высказывает свое мнение, чужое мнение, даются аргументы и контраргументы, а также рассуждения по теме. В заключении делаются выводы, где излагается мнение автора по проблеме. Работая в классе, при анализе и оценке письменных сообщений следует делать акцент на достижениях, а не на недостатках, обращая внимание на самостоятельную формулировку, отмечая ее оригинальность.
Литература
1.Вербицкая М.В, Махмурян К.С. Методические рекомендации по совершенствованию подготовки к ЕГЭ. ИЯ в школе.2015-№11 2. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендаций по ЕГЭ. М:ФИПИ,2008. 3.Григорьева Е.Я. Французский язык. 10-11 кл. М: Просвещение,2014. 4. Николаева В.В., Фоменко Т. М. Радел «Письмо» ЕГЭ по французскому языку: анализ типичных ошибок. ИЯ в школе. 2016-№6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место письменной речи при обучении иностранному языку на начальном этапе
Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или про...
Системно-деятельностный подход в обучении письменной речи на уроках иностранного языка
В статье рассмотрены условия реализации систесно-деятельностного подхода в обучении письму на уроках иностранного языка....
Обучение письменной речи на уроках иностранного языка
Обучение письму...
Обучение письменной речи при изучении иностранных языков
Методические рекомендации...
Место письменной речи при обучении иностранному языку на среднем этапе
В начале 90-х годов в рамках европейской академической традиции была сформулирована концепция языкового империализма, которая рассматривает доминирующую роль английского языка в современном мире. С вс...
Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам.
Компетентностный подход, продекларированный в современной системе образования на всех уровнях, предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкрет...
Виды языковых ошибок и методы их исправления в письменной речи при обучении иностранным языкам
Аннотация: В статье рассматривается влияние интерференции на появление ошибок в письменной речи. Приводятся виды ошибок, вызванные лингвистической интерференцией при обучении иностранным языкам. Обуче...