Использование английской песни для развития социокультурной компетенции у старшеклассников
статья на тему

Папкович Ирина Павловна

В докладе автор представил теоретические и практические материалы для работы с песней на уроках английского языка, акцентируя внимание на культуроведческой информации. Описание алгоритма работы с песней поможет учителю сохранить методическую ценность песни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование английской песни для развития социокультурной компетенции у старшеклассников

Автор: Папкович Ирина Павловна

Песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных навыков, произносительных навыков, грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Но для того, чтобы песня сыграла свою положительную роль, нужно придерживаться определенного алгоритма ее использования. Начинать нужно с тщательного отбора песни. Здесь следует придерживаться некоторых принципов, а именно: песня должна быть аутентичной, она должна соответствовать возрасту и интересам учащихся (в идеальном варианте - выбрана самими учениками). Также необходимо соответствие песни уровню языка учащихся, методическая ценность песни и некоторая корреляция с учебными программами. Если выбор песни соответствует данным принципам, то потенциально она может быть очень полезной. Далее учитель разрабатывает систему упражнений по данной песне.

После прослушивания, которому должен предшествовать подготовительный этап, так как прослушивание песни представляет собой аудирование достаточно сложного уровня, учитель проводит какие-либо задания, в зависимости от цели, им поставленной. Если перед преподавателем стоит цель формирования социокультурной компетенции, то и система упражнений будет направлена на то, чтобы сосредоточить внимание учащихся на тех элементах культуроведческой информации, которые содержатся в тексте.

При соблюдении данного алгоритма, эффективность использования песни будет высокой. Необходимо также помнить, что не только текст песни представляет для нас интерес, но и сама музыка, которая может создать благоприятную креативную атмосферу в классе, стимулировать воображение учащихся.

Для развития социокультурной компетенции важно наличие в тексте следующих сведений: география и история страны изучаемого языка, факты политической и социальной жизни, факты повседневной жизни, наличие этнокультурной информации, различного рода символики, наличие информации о поведенческой культуре, включающей особенности поведения в различных ситуациях, разговорные формулы, нормы и ценности общества.

В большинстве своем все эти факты в той или иной степени нашли свое отражение в текстах песен. Так, например, существует множество песен, отражающих проблемы общества. В песне “Taxman”( “Beatles”), выражается точка зрения на налоговую политику Великобритании (1960-е года XX-го века). Это ироническая песня, в ней встречаются такие слова: “Вы водите машину - я обложу налогом дороги, Вы пытаетесь присесть - я обложу налогом сиденье. Вы замерзли - обложу налогом тепло. Хотите прогуляться - я обложу налогом ваши ноги”. В тексте встречаются такие слова, как: пять процентов (имеется в виду налоговая ставка), пенни - денежная единица Великобритании.

Некоторые особенности обстановки, собственности также отражены в песнях. Бытовая культура России в силу некоторых причин отличается от таковой в Великобритании и США, поэтому некоторые реалии в окружении американцев и британцев могут быть незнакомы русскому человеку. Так, например, в одной из песен встречается упоминание о каминной полке. Учащиеся должны узнать, что камин и каминная полка, на которой тикают часы, - часть обстановки дома любого британца, и что повествование в песне ведется об обычном жителе Англии.

В песне “Англичанин в Нью-Йорке” вырисован традиционный образ английского джентльмена, неспешно прогуливающегося с тростью в руках по улицам Нью-Йорка. Здесь, британский джентльмен, верный своим традиционным взглядам, встречается с непониманием американского общества. С помощью этой песни можно отследить становление британского менталитета: какие факторы могли повлиять на него, какой идеал поведения возник у британцев в историческом развитии (образ джентльмена и леди), наконец исчезло ли это явление, или же просто джентльмены изменили манеру одеваться.

Таким образом, очевидно, что песенный материал действительно богат информацией, необходимой для развития социокультурной компетенции, с помощью песни действительно можно поднять ее уровень.

Однако следует заметить, что не все песни несут одинаковую культуроведческую нагрузку. Некоторые песни можно использовать для изучения какой-либо темы, другие содержат в себе лишь отдельные факты, которые могут повлиять на развитие социокультурной компетенции и это представляет собой проблему, ведь в таком случае нам просто не хватит времени, чтобы прослушать большое количество песен с целью усвоения некоторых заключенных в них фактов. В условиях жестких временных рамок учебного плана одной из задач учителя становится эффективное использование учебного времени таким образом, чтобы в максимальной степени выполнять учебные задачи. Таким образом, перед нами встает проблема: как можно максимально эффективно использовать учебное время, используя интересные, мотивирующие виды работы, в данном случае аутентичный музыкальный материал.

Как решение данной проблемы можно предложить несколько видов работы с песней, обладающей интересующей нас информацией.

Первый вид - работа с целой песней. Для того чтобы использовать в классе данный вид работы, необходимо иметь в наличии англоязычную песню, действительно насыщенную социокультурной информацией. Однако довольно сложно найти такую песню, которая отвечала бы сразу нескольким требованиям: была бы интересной учащимся, и обладала бы методической ценностью.

Другим видом работы может стать использование коротких отрывков песни в течение небольшого количества времени на уроке. Такой вид работы целесообразно использовать в качестве иллюстрации того или иного явления, которому посвящен урок. Отрывок из песни можно использовать, например, в качестве предисловия к какой-либо теме.

Однако наиболее методически обоснованным можно считать такой вид работы, как использование попурри. Попурри - это “нарезка” фрагментов различных песен, которые содержат какие-либо факты жизни страны изучаемого языка, объединенные одной тематикой. Это может быть, к примеру, религия страны изучаемого языка, политическая система, культура, досуг и тому подобное. С помощью попурри будет легче представить информацию, собрать ее воедино. Прежде всего, следует определить общую идею, объединяющую фрагменты из песен. Это может быть тема урока или текста для чтения. Следующим шагом является подборка фрагментов различных песен под выбранную идею. Можно перед этим опросить учащихся и узнать, музыка каких стилей и направлений им нравится, чтобы иметь возможность выбрать фрагменты из песен различного толка.

Следующим шагом является разработка системы упражнений и подготовка к аудированию. После чего проводится собственно прослушивание и этап работы после прослушивания.

Важно связать полученную учащимися информацию из попурри с тем, что они проходили до этого. На этапе после прослушивания можно обсудить полученную информацию, сравнить с опытом и знаниями учащихся, с тем, что они получили на уроках. Для этого можно использовать такие виды работы, как обсуждение, написание коротких эссе, заданием найти дополнительную информацию на тему и так далее.

Можно предложить следующие темы для попурри: традиции страны изучаемого языка, культура общения, привычки (в еде, одежде и так далее), история (отдельные факты), география и так далее. Для иллюстрации предлагается один из возможных вариантов, посвященный религии страны изучаемого языка. Это попурри составленное из отрывков из песен различного направления:

1.

When I find myself in times of troubles
Mother Mary comes to me
Speaking words of wisdom: “Let it be”
(“The Beatles”)

2.

I’m blessed, I know.
Heaven sent and Heaven stole
You smiled at me like Jesus to a child
(George Micheal)

3.

Your own personal Jesus
Someone to hear your prayers
Someone who cares
(“Depeche Mode”)

4.

And the three men I admire the most
The Father, Son, and the Holy Ghost
(Madonna)

5.

If God had a face
What would it look like and would you want see it
If seeing him meant that you have to believe in things like Heaven
And in Jesus, and the saints, and all the prophets.
(Joan Osborn)

На основе данного попурри учащиеся могут ознакомиться с религиозной жизнь страны изучаемого языка. На основе лексики, используемой в попурри, учащиеся могут сделать вывод о том, какой религии придерживаются англоязычные страны. Но если сразу становится понятным, что это Христианство, то можно поставить вопрос о различных конфессиях, например, как задание найти дополнительную информацию. Можно обсудить вопрос, почему, в песнях используется религиозная лексика, какой смысл несет для представителя страны изучаемого языка то или иное слово, какой смысл закладывается в них автором. Почему улыбка девушки сравнивается с улыбкой Христа к ребенку, как можно понять словосочетание “личный Иисус” и так далее. Нам представляется, что член такого общества, как наше, которое было лишено религии в обычном ее понимании многие годы, может не совсем полно осознавать послание автора, выраженное с помощью подобной лексики. Если вспомнить, что социокультурная компетенция подразумевает способность извлекать из иноязычного сообщения ту же информацию, что и носитель языка, то можно сделать вывод, что представитель русского общества не сможет в полной мере этого сделать. Работа же над подобным попурри может заставить осознать русскоговорящего учащегося значение религии для представителей английского и американского обществ, а значит, и повысить уровень социокультурной компетенции.

Наиболее значимое достоинство данного вида работы - информативная ценность попурри. Во-вторых, попурри позволяет сэкономить время. В-третьих, такой вид работы позволит использовать молодежные песни, а применение именно молодежных песен будет наиболее эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. В-четвертых, использование песен различных направлений позволит добиться того, что самые различные музыкальные пристрастия могут быть удовлетворены, а это поможет добиться более высокого процента личностной индивидуализации, что также приведет к повышению мотивации к обучению.

Иными словами, применение попурри поможет нам повысить мотивацию к изучению иностранного языка, а также станет эффективным средством накопления социокультурных знаний, а значит и развития социокультурной компетенции.

Мы живём в эпоху глобализации и межкультурной коммуникации, и новое время требует от нас новых современных методов и приёмов обучения, нестандартных решений. Настало время сочетать различные технологии: старые и новые, традиционные и новаторские.

Мне очень хотелось бы поделиться опытом работы с песнями на уроках английского языка в старших классах..  Мы работаем по учебникам "Rainbow" Афанасьевой Михеевой.

В 10 классе использовала песню "Friendship"("The Queen") в начале урока. Ставится задача:  слушаем песню и пытаемся понять,  о чем она, уловить общую идею. Общая идея соответствует теме урока. С первых минут урока учащиеся мотивированы, эмоционально заинтересованы, увлечены работой. Далее я раздаю каждому листочки со словами этой песни, в каждой из которой пропущены  слова. Прослушивая песню во второй раз, учащиеся вставляют необходимые слова: Trust. Care. Attention.

Дети очень любят данный вид работы. Во- первых, все подростки обожают современную музыку. Во – вторых, тексты песен обычно затрагивают злободневные проблемы, которые учащиеся старших классов любят обсуждать. И наконец, это веселый способ изучения фонетики английского языка.

Вот подборка песен под изучаемые темы в старших классах..

Biography:

Песня: Beatles “Let it be”. Это классика современной музыки и посвящена взаимоотношениям в семье и матери Джона Леннона.

Who are you?

Песня: Britney Spears “I’m not a girl”. Песня очень мелодичная и совсем простая, кроме того у Бритни Спирс хорошее произношение, поэтому она подойдёт даже для слабой группы.

Песня: Sting “Englishman in New York”. Отличная песня про англичан, спетая самим англичанином. Кроме того, слова песни дают много тем для обсуждения английского характера.

Тема: Letter

Песня: Leona Lewes “Love Letter” .  Песня, конечно, не расскажет, как писать личные письма, но поможет создать нужный настрой на уроке. Девочкам очень понравится романтический текст.

Тема: Past Simple

Песня: Britney Spears “Baby one more time” Подобрать песню по грамматике довольно трудно и может быть совсем и не нужно, но её тоже можно использовать в качестве разминки или фонетической зарядки. В песне много разных грамматических конструкций.

Тема: What’s Funny

Песня: Pitbull “Have some fun”. Очень подростковая песня, написанная живым разговорным языком и исполняет её очень популярный сейчас певец.

Тема: Street Art

Песня: Chris Brown “Graffiti”. Дети обожают эту тему. А так как граффити обычно ассоциируется с хип-хопом и r’n’b, то Крис Браун, кажется, как будто специально писал свою песню под эту тему.

Тема: Body Language

Песня: INXS “Body Language”.  Тема посвящена тому, как и почему подростки выражают своё собственное «я» с помощью пирсинга, тату. Песню исполняет бунтарская группа, лидер которой покончил жизнь самоубийством ещё в 90е, но его, как и Курта Кобейна до сих пор помнят и любят подростки из разных стран. В рамках этой темы можно обсудить вопрос о том, как можно выразить свою индивидуальность другими способами, чтобы это не привело к таким последствиям, как у Майкла Хадченсона и Курта Кобейна.

Песня: Fergie “Glamorous”. Тема про моду, стиль и известные бренды. В песне затрагивается вопрос о том, что не всё в этой жизни меряется деньгами и брендами.

Тема: Сочинение – описание «Мой дом»

Песня: Tony Cary “Room with a view”. Хорошо создаст нужный настрой на сочинение.

Тема: Passive Voice

Песня: Tony Cary “Room with a view” В песне много конструкций страдательного залога. На примере этой песни хорошо показать, насколько часто используется в обычной речи страдательный залог.

Тема: Music.

Песня: Madonna “Music”. Название говорит само за себя, песня очень современная и заводная.

Песня: Paul Weller “Science”. C этой песней хорошо вводить лексику по данной теме.

Песня: Sting “Fields of Gold”. Песня хорошо подойдет для повторения конструкций будущего времени.

 Тема: Artificial Intelligence

Песня: Lara Fabian “For always”. Это саундтрек к фильму «Искусственный разум».  Изучая тему «искусственный разум» нельзя не остановиться на одноимённом фильме, а говоря о данном фильме нельзя не вспомнить про данный саундтрек. Кроме того, голос Лары Фабиан никого не оставляет равнодушным.

 Песня: Brian Adams “Everything I do”. Тема «Золотой век» подразумевает красивый саундтрек к красивому фильму «Робин Гуд»

Песня:  Abba “Money” Может это банально, но эта песня больше всего подходит по теме «Деньги, покупки»

.

.

Песня: Michael Jackson “They don’t care about us” Песня подойдёт даже для слабой группы

Песня: Lady Gaga “Telephone”Можно использовать в качестве разминки, подросткам очень нравится эта песня.

Конечно, мы не слушаем  песни каждый урок и не уделяем этому виду работы более 15 минут от урока. Но данный вид работы делает урок интереснее, повышает мотивацию и помогает лучше понять мир подростка, понять, чем он живёт и делает нас ближе друг к другу.

Использованные материалы:

  1.  Агафонова Е. В. Роль музыки и песен в изучении английского языка.— http://avpu.pomorsu.ru/proect/sbornik2004/255.htm
  2.  Александрова Г. П. Использование английской песни для развития социокультурной компетенции у старшеклассников.— http://festival.1september.ru/articles/310137/
  3.  Бубнова Г. И., Тарасова А. Н. Песня на уроке английского языка // Иностранные языки в школе.— 2002.— № 1.— С. 50-53.
  4.  Гебель С. Ф. Использование песни на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.— 2009.— № 5.— С. 28-31.
  5.  Глазунова Н. Г., Ларионова Е. Л. Использование песен для повышения эффективности восприятия лексики и грамматики английского языка.— http://festival.1september.ru/articles/415378/
  6.  Дербаремдикер А. И. Песни на уроках английского языка и упражнения к ним.— http://festival.1september.ru/articles/310075/
  7. Комарова Ю. А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов // Иностранные языки в школе. — 2008.— № 4.— С. 41-46.
  8. Кузнецова А. В. Использование музыки и песен для создания творческой, рабочей атмосферы на уроке и помощи в обучении английскому языку. — www.eltarea.ru/pic/fck/file/Shmidt
  9. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000.— 511 с.

  1.  Маковеева Ю. А. В мире английской песни. — Архангельск: Поморский университет, 2007.—62 с.
  2.  Мощенко Л. В. Песня на уроке английского языка. — http://festival.1september.ru/articles/415918/
  3.  Насибулина Т. В. Использование музыки и песен как учебного материала на начальном этапе обучения английскому языку. — http://festival.1september.ru/articles/508723/
  4.  Никитенко З. Н. Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе // Иностранные языки в школе. — 1996.— № 4.— С. 14-17.
  5.  Павлова Е. А. Игровые упражнения с песнями и стихами на уроках английского языка. — М.: Чистые пруды, 2007.— 29 с.
  1.  Петрова Л. Г. Методические рекомендации по разучиванию песен. —  http://www.openclass.ru/wiki-pages/45206
  2.  Романовская О. Е. Методика работы с музыкально-поэтическим фольклором в курсе обучения английскому языку в школе // Иностранные языки в школе. — 2008.— № 8.— С.16-22.
  3.  Рыбина О. В. Обучение аудированию на уроках иностранного языка // Образование в современной школе. — 2001.— № 5-6.
  4.  Самарина Н. В. Использование аутентичных аудитивных материалов при обучении иностранному языку на старшем этапе (на материале английского языка). — http://festival.1september.ru/articles/512078/
  5. Сатарова Ф. Ф. Роль песенного жанра в формировании коммуникативных навыков учащихся на уроке иностранного языка.— http://www.openclass.ru/wiki-pages/82356
  6.  Синицына И. А. Методика использования на уроках английского языка современного песенного материала. — http://sc320.narod.ru/sin.html
  7.  Тарасова Л. В. Французская песня как прием обучения языку на начальном этапе // Теория языка и практика преподавания. — Архангельск: Поморский университет. 2001.— С. 269-272.
  8.  Фишман Е. Г. Использование аутентичных материалов на уроках английского языка. — http://festival.1september.ru/articles/502939/
  9. Шевченко Е. И. Использование музыкального материала на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2010.— № 2.— С. 27-29.

Ссылки на музыкальные презентации:

  1. http://metodisty.ra/rn/files/view/-The_ABC
  2. http://metodisty.ra/rn/files/view/-Warm_Up_1
  3. http://metodisty.ra/rn/files/view/-Warm_Up_2
  4. http://metodisty.ra/rn/files/view/-Warm_Up_3
  5. http://metodisty.ru/m/files/view/pesnya_dlya_uchachihsya_nachanoi_shkoly
  6. http://metodisty.ra/rn/files/view/-It-s_a_dog
  7. http://metodisty.ra/rn/files/view/-I_bought
  8. http://metodisty.ra/rn/files/view/-What_do_you_do
  9. http://rusedu.ru/detail_2797.html
  10. http://metodisty.ru/m/files/view/-Colour_Songs.
  11. http://metodisty.ru/rn/files/view/-I_can-_Can_you_-too
  12. http://rusedu.ru/detail_2948.html
  13. http://rusedu.ru/detail_1699.html
  14. http://www.zavuch.info/component/mtree/inostrann/english/seasons.html
  15. http://metodisty.ru/rn/files/view/pesnya_-Happy_Easter.
  16. http://rusedu.ru/detail_2554.html
  17. http://metodisty.ra/rn/files/view/-The_Cat_Came_Back
  18. http://www.zavuch.info/component/mtree/inostrann/english/a-ballad-of-stonehendge.html
  19. http://rusedu.ru/detail_4825.html
  20. http://metodisty.ra/rn/files/view/-Let-s_go_to_the_park
  21. http://metodisty.ru/rn/files/view/-Manners
  22. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=14410&tmpl= Thread&BoardId=15211&ThreadId=173927
  23. http://rusedu.ru/detail_2100.html
  24. http://metodisty.ru/m/files/view/prezentaciya_-London_Bridge_is_falling_down
  25. http://rusedu.ru/detail_2285.html
  26. http://rusedu.ru/detail_2066.html
  27. http://rusedu.ru/detail_2101.html
  28. http://metodisty.ru/rn/files/view/-My_Computer
  29. http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=14410&tmpl=Thread&BoardId=15211&ThreadId=172189
  30. http://metodisty.ru/rn/files/view/-CelMoid        Heroes
  31. http://metodisty.ru/rn/files/view/-Yankee_Doodle
  32. http://metodisty.ru/m/files/view/razrabotka_uroka_dlya_uchachihsya_7_klassa_Desert_Island_Discs
  33. http://metodisty.ru/rn/files/view/-Camptown_Races
  34. http://metodisty.ra/rn/files/view/Barbra_Streisand-Woman_In_Love
  35. http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?s=&showtopic=962&view=findpost&p=20365
  36. http://metodisty.ru/m/files/view/Frank_Sinatra-Strangers_in_the_Night
  37. http://metodisty.ra/rn/files/view/Dancing_Queen-ABBA
  38. http://metodisty.ru/m/files/view/Love_Will_Show_You_Everything-2010-02-05
  39. http://metodisty.ra/rn/files/view/Mr-_President_-_Olympic_Dreams
  40. http://metodisty.ru/rn/files/view/-Red_Elvis_-_Dean_Reed
  41. http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?s=&showtopic=1339&view=findpost&p=22598
  42. http://metodisty.ru/rn/files/view/Musical_-Cats
  43. http://metodisty.ru/rn/files/view/Twist
  44. http://www.rusedu.ru/detail_7582.html
  45. http://www.rusedu.ru/detail_7581.html
  46. http://www.rusedu.ru/detail_8059.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

Конспект урока по развитию социокультурной компетенции учащихся с использованием ИКТ "Англоговорящие страны"

Конспект урока по развитию социокультурной компетенции учащихся с использованием ИКТ...

«Коммуникативная технология. Развитие социокультурной компетенции учащихся на основе использования аудиовизуального аутентичного документа»

XIII Научно-практическая гимназическая конференция педагогов России и ближнего зарубежья «Современное образование: наука и практика» 2-3 ноября 2016 г (мастер-класс)...

Использование английской песни для развития социокультурной компетенции у старшиклассников

Песня нв уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных и граматических навыков,пополнения словарного запаса....