Статья "Как меняется теория учебника иностранного языка"
статья на тему

Учебник иностранного языка, в соответствии с современной педагогической концепцией, представляет собой основной комплекс материалов для достижения программных образовательных целей по учебной дисциплине, успешного решения учебно-воспитательных задач через активизацию учения средствами выбранного метода обучения, формирования предметной компетентности у учащихся, интерактивной организации учебного процесса, развития адекватной самооценки школьников,  их культурного и нравственного созревания, интеллектуального и личностного роста и, в целом, создания благоприятных возможностей для учебных достижений. 

   Теория учебника иностранного языка претерпевает изменения и продолжает динамично развиваться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kak_menyaetsya_teoriya_uchebnika_i.ya_.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

О.М. Муратова

Россия, г. Армавир, МОУ-СОШ №3

Как меняется теория учебника

иностранного языка

       Учебник иностранного языка, в соответствии с современной педагогической концепцией, представляет собой основной комплекс материалов для достижения программных образовательных целей по учебной дисциплине, успешного решения учебно-воспитательных задач через активизацию учения средствами выбранного метода обучения, формирования предметной компетентности у учащихся, интерактивной организации учебного процесса, развития адекватной самооценки школьников,  их культурного и нравственного созревания, интеллектуального и личностного роста и, в целом, создания благоприятных возможностей для учебных достижений.  

   Теория учебника иностранного языка претерпевает изменения и продолжает динамично развиваться. Это происходит в условиях инновационных процессов разного масштаба. Меняется политическая и экономическая ситуация. Появляются новые междисциплинарные знания. Россия становится полноправным членом международного образовательного пространства.  

  Не стоит на месте коммуникативная теория обучения языку. Большое количество публикаций свидетельствует о существенном пересмотре первоначальных положений «коммуникативной ориентации». Внедряются новые учебные технологии и методические идеи, активно реализуются идеи раннего обучения языку. Мультимедийная среда уверенно вторгается в сферу образования, существенно меняя форму и функции учебных материалов. Учебник становится менее «линейным» и, воплощая «гипертекста», не так жестко управляет действиями учителя и познавательной деятельностью ученика.  

 Вопросы проектирования учебника занимают особое место в педагогике, дидактике и методике обучения, издательском деле. Основы теории учебника заложены в работах отечественных исследователей В. Г. Бейлинсона, В. П. Беспалько, П. Г. Буги, Д. Д. Зуева, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, Н. И. Тупальского и др. Особое место в этом ряду занимает издание ежегодного научного сборника «Проблемы школьного учебника», осветившего на своих страницах наиболее значимые аспекты его создания. Фундаментальным исследованием в области учебника иностранного языка (УИЯ) стала работа И. Л. Бим «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника», в которой известный автор учебников немецкого языка выделяет дидактические и методические особенности УИЯ, формулирует основополагающие принципы построения учебника иностранного языка, ориентирующие на самые существенные аспекты: цели, содержание, структуру, методическое построение УИЯ [4; 270].

Наблюдается активная интеграция знаний в области теории преподавания иностранных языков. Эта интеграция характеризуется привлечением идей из все более широкого круга областей знаний,  среди которых доминирующее место начинает занимать культурная антропология и регионоведение, социология и социальная  педагогика, экономика и политология, история и искусствоведение, когнитивные науки и философия образования.  

Выделяется в отдельную область знаний «учебниковедение», включающее теорию и практику профессиональной подготовки авторского коллектива, разработку и осуществление проекта учебника, пилотирование учебных материалов, внедрю учебника в практику преподавания, маркетинговые исследования, поиск стратегических партнеров и заинтересован лиц, реклама и продвижение продукта на потребительском рынке, мониторинг  педагогического и экономического эффекта, критическая рефлексия и привнесение изменений в первоначальный замысел.

     Учебник иностранного языка относится к особому жанру учебных материалов, целенаправленно создающих учебные возможности для учащихся. Успех проекта зависит от множества факторов, например, глобализации информации, регионализации культуры, поляризации рынка, влияющих на закономерно возрастающий, но редко предсказуемый результат.

Анализируя и подводя итоги педагогических разработок и научно-педагогической и методической литературы, можно сформировать следующие выводы:

  1. Теория учебника – активно и стремительно  развивающийся самостоятельный раздел общей дидактики. Изменения в теории  учебника иностранного языка непосредственно связаны с всеобщими изменениями в системы образования, примером и образцом которой учебник и является.
  2.  Создание теории предметного учебника иностранного  языка- это уже не миф, а жизненная необходимость, исходящая из опыта. Она должна соответствовать основным положениям положения  теории учебника иностранного языка и формировать универсальные учебные навыки и умения.
  3. Образовательная система нашего государства склонна к достаточно медленному развитию и восприятию и внедрению новых стандартов и форм обучения, и многоуровневая реализации проекта написания и внедрения учебника внесение изменений в практику создания учебника происходит относительно медленно. Такой период может продлиться от 5 до 15 лет, вследствие данного факта авторы учебника должны предусмотреть возможности обновления его содержания и коррекции способов усвоения материала.  Таким образом, перед каждым учителем иностранного языка появится возможность оценивания объективных параметров анализа и оценки качества учебника, соответственно исходя из задач и условий обучения.

Библиографический список

1. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным   языкам: Хрестоматия. – М.: Русский язык, 1991. – 360 с.

2.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:    Пособие для учителя. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. –  192 с.

3.Мильруд Р.П. Учебник иностранного языка: синергетика жанра или энергетика автора? Статья в журнале ИЯШ. – М.: 2005. – 12 с.

  1. Б и м И . Л . Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Рус. яз., 1977. 270 с.
  2. Якушев М.В. Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Статья в журнале: Педагогические науки, Петрозаводск:2015.- 53с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика преподавания основному иностранному языку

Методика обучения аудированию в  процессе обучения иноязычной речевой деятельности.Традиционный взглядОсновная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ  ФГОС  «Смена образователь...

Содержание функций учебника иностранного языка на материале УМК "Spotlight" для 5 класса под ред В.Эванс, Дж.Дули

Статья знакомит с основными функциями учебника иностранного языка и раскрываются отличительные особенности УМК "Английский в фокусе"...

Статья "Метод проектов в обучении иностранному языку: теория и практика"

Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики - особая форм...

Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в контексте реализации ФГОС ООО и СОО» (Срок обучения: 19.11.2018 – 04.12.2018)

Условие профессиональной задачи. Перечень шагов-заданий, выполнение которых должно продемонстрировать эксперту процесс и результат решения задачи учителем. Фрагмент технологической карты урока....

Статья :Применение теории культуры в методологии изучения иностранного языка.

В статье рассмотрен вопрос применения теории культуры в методологии изучения иностранного языка. Данный  подход в преподавании иностранного языка создает условия, при которых идет не только погру...

ТЕОРИЯ УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

В книге представлен коммуникативно-индивидуализированный подход система закономерностей, правил, понятий, идей, рекомендаций для решения двух основополагающих проблем в теории учебника русского языка ...

Свидетельство Педуниверситет "1-ое сентября" Вебинар "Английский язык, которому нас не учили в школе. Что меняется в преподавании иностранных языков?" 09.06.2023г

Свидетельство Педуниверситет "1-ое сентября" Вебинар "Английский язык, которому нас не учили в школе. Что меняется в преподавании иностранных языков?...