Семинар-практикум для учителей "Развитие универсальных учебных действий"
методическая разработка на тему
Семинар-практикум включает как теоретическое повторение, так и внедрение на практике (отработка) подборки упражнений для развития УУД. Предполагается работа в творческих группах, наличие учебников по предмету (для анализа упражнений из УМК).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие УУД (семинар) | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Развитие универсальных учебных действий»
Слайковская Елена Викторовна,
Учитель английского языка
Цель: обобщение и систематизация теоретических и практических навыков развития универсальных учебных действий обучающихся.
Задачи:
– систематизировать теоретические знания о УУД;
– проанализировать и определить влияние применения УМК на развитие УУД;
– обменяться имеющимся опытом работы по развитию УУД
Оборудование:
– визитки, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.
План проведения семинара
- 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
2. Упражнение “Представление”
- Вступительная часть
- Теоретическая часть
- Практическая часть
1. Деловая игра
- Рефлексия
- Итог семинара
I.
1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
2. Упражнение “Представление”
Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.
Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.
Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.
II. Вступительная часть
1. Эпиграф семинара.
Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед
Френсис Бэкон
Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”
Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.
Ли Цзи
III. Теоретическая часть
Современный мир и современные реалии диктуют нам свои правила, как в жизни, так, соответственно, и в сфере образования. Много говорится о внедрении ФГОС в образовательную деятельность и педагогов и учащихся. Одним из важнейших приоритетов является развитие УУД учащихся. Сегодня именно этому вопросу посвятим наш семинар. Особую значимость приобретает готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
Под УУД в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»
«…умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»
В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случае основан на подборе необходимой для изучения информации и развитию психических процессов, и в меньшей степени – обучению эффективным приемам (операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя их саморазвития.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для обучающихся к решению жизненных задач.
Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценносто-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению , а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УД включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.
Общеучебные навыки:
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
Логические навыки:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
- опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
- анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
- синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Сегодня мы будем тренироваться разграничивать УУД и подбирать упражнения по конкретным целям развития определенных УУД.
IV. Практическая часть
1. Деловая игра
Участники делятся на три группы : две группы «педагогов» и «эксперты»
Первый вопрос для обсуждения: Какие упражнения из учебника (учебник прилагается) направлены на развитие УУД и каких именно?
В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень упражнений и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.
Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.
Второй вопрос для обсуждения: можно ли развивать УУД вне учебника?
В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают возможность (невозможность) развития УУД вне УМК.
Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее приемлемых доводов, озвучивают их.
V. Рефлексия
1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).
По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”
2. Вопрос к участникам семинара:
– Возможно ли для нас создать условия для развития УУД даже если не во всех классах имеются УМК, соответствующие требованиям ФГОС?
VI.Итог семинара
Итак, сегодня мы плодотворно поработали, сделали вывод, что не только в условиях обеспеченности УМК можно развивать УУД, потренировались распределять упражнения по их направленности.
Игра “Аплодисменты по кругу”
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Эссе «Я – Учитель»
Слайковская Елена Викторовна
Становление человека как личности происходит с самого раннего детства, один ребенок будет гладить червячка, которого найдет на грядке, а другой ребенок просто пройдет мимо, или раздавит его. Решение ребенка, кем будет он работать, приходит не одномоментно, а в связи с полученным жизненным опытом.
С самого раннего детства я садила игрушки перед собой и учила их читать, сколько было исписано стен мелом, знает только мама. Разница в моем понимании «учителя» из детства и «учителя» каким я должна быть сейчас, очевидна. Во-первых, я получила педагогическое образование. В студенческие годы было интересно открывать для себя не только новые технологии и приемы обучения, но и различные подходы к обучению. Много интересного дали не только теоретические знания, но и практическое посещение школ и уроков английского языка.
Когда после окончания учебного заведения я пришла работать в школу, изменились требования к образовательному процессу. Теперь необходимо снова учиться – проходить курсы, семинары, практикумы. Говоря современным языком, необходимо учиться учить.
Учитель такая профессия, которая предполагает постоянное движение, постоянное обучение, необходимость расти вместе со своими детьми. Мне кажется, далеко не каждый сможет всю жизнь посвятить постоянному росту и становлению себя, как учителя. Именно поэтому в сфере образования, как нигде больше, работает «естественный отбор» - если человек пришел в школу работать не по призванию, то достаточно скоро он это осознает, и будет реализовывать себя в других профессиях. Учителя, как солдаты, будут стойко стоять на защите образования, и не сломятся ни под какими проблемами, а их, проблем, тоже достаточно. И пусть бесконечен будет путь обучения и мой, как учителя, и моих учеников, и, наверное, встретятся еще проблемы на моем профессиональном пути, я горда сейчас и буду горда всегда тем, что Я – УЧИТЕЛЬ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Проблемы иммиграции во Франции. Цель: формирование универсальных учебных действий. Задачи: Формирование универсальных учебных знаний:
урок в 10 классе " Проблемы иммиграции во Франции"...
Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».
«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...
Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений
Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока изобразительного искусства, реализующего цели формирования универсальных учебных действий»
Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока изобразительного искусства, реализующего цели формирования универсальных учебных действий»...
Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....