Использование здоровьесберегающих технологий как способ формирования адаптивной среды на уроках английского языка
статья на тему

Статья содержит информацию об использовании здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.doklad.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий как способ формирования адаптивной среды на уроках английского языка

"Человек — высший продукт земной природы. Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным."
И. П. Павлов

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

.Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е  иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервой деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.

 Стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков один из самых травматичных факторов для здоровья школьников. При этом снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.

 Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке.

Основные направления деятельности:

  • Реализация здоровьесберегающих технологий через оптимизацию содержания и целенаправленную организацию урока английского языка.

На уроках я использую:

  • методы позитивной психологической поддержки, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка;
  • учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями;
  • принцип двигательной активности на уроке

1. Урок – зона психологического комфорта.

Я использую для этого элементы  аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка – это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психологическими функциями, укрепляет силу воли, улучшить внимание, регулировать частоту сокращения сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутогенной   тренировки является регуляция собственных эмоций.

В средних и старших классах аутогенная  тренировка обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности.

Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо уменьшить освещенность классной комнаты, включить тихую, спокойную музыку. После этого учащимся следует психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться.

Примеры комплексной релаксации.

Sit comfortably. Close your eyes.

Breathe in. Breathe out.

Let,s pretend it`s summer. You are lying on a sandy beach. The sun is shining. The sky is blue. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quit. Your brain relaxes. There is calm in your body. You are relaxing. Your troubles flout away. You love your relatives and friends. They love you too. You are sure of  yourself, that you have much energy.

You are in good spirits.  

Open your eyes. How do you feel?



2. Индивидуальный и дифференцированный подход

На уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания.

Например, для выполнения определенных заданий на уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы.

Разделение учащихся на 3 типа синтетический, аналитический, и кинестетический – позволяет индивидуализировать стиль и предпочтительные методы работы на уроке.

В старших классах практикую на своих уроках элементы уровневого обучения.

Учащимся предоставляется самостоятельный выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме. Каждый ученик планирует свою учебную деятельность,  определяет свой потенциал при выполнении различных видов работ. Учащиеся ознакомятся с требованиями к уровню владения языком, с результатами тестирования, проводится коррекционная работа с учащимися, каждому учащемуся даются педагогические рекомендаци, направленные на устранение изъянов и пробелов в работе. Совместно с учащимися определяется план дальнейших действий.

3. Двигательная активность учеников

Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку.

Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.

Вот примеры такой зарядки:

Clap, clap, clap your hands,

Clap  your hands together.

Stamp, stamp, stamp your feet,

Stamp your feet together.

Turn, turn, turn around,

Turn around together.

Clap, clap, clap your hands,

Clap  your hands together.

Touch your shoulders,

Touch your nose,

Touch your ears

Touch your toes.

Raise your hands

High up in the air,

To the sides

On your hair.

Одной из важнейших форм релаксации являются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции.

К таким играм относятся игры пантомимы. Вот примеры таких игр.

При изучении темы «My Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями.

При изучении темы «My Day» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

4. Развитие мотивации на уроках английского языка.

Средством повышения мотивации на уроках английского языка выступает инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Обучение через увлечение при помощи новых методов и технологий – цель учителя английского языка.

Я использую игровую методику, особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.

С целью повышения интереса к английскому языку я провожу занимательные уроки или ввожу занимательные элементы в уроки.

Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.

В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно-ориентированные. Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

Хочу сказать, что ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес учащихся можно вызвать ознакомлением с новыми английскими иллюстрированными журналами и газетами, рассказом о каком-нибудь англоязычном городе, новой информацией о праздниках и обычаях.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Наличие факторов на уроке

1. Санитарно-гигиенические условия урока:

  • воздушно-тепловой режим;
  • освещенность;
  • соответствие мебели росту учеников;
  • чистота и эстетика кабинета;
  • цветовая гамма кабинета.

Соответствует нормам СанПина

2. Плотность урока

  • Не менее 60% и не более 75-80%

3. Количество видов учебной деятельности

  • 2-4

4. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

  • Не более 10 мин.

5. Частота чередований различных видов учебной деятельности

  • Смена не позже, чем через 10 мин.

6. Количество видов преподавания

  • Не менее 3

7. Наличие физкультминуток

  • На каждые 20-мин. урока по 1 мин.

8. Психологический климат

  • Преобладание положительных эмоций

9. Наступление утомления учащихся

  • Не ранее 40 мин.

На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока:

  1. организационный момент,
  2. мотивация и постановка цели,
  3. опрос,
  4. актуализация знаний,
  5. изучение нового,
  6. закрепление,
  7. контроль/коррекция,
  8. итоги,
  9. домашнее задание,
  10. постановка новых целей.

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Брызгалова Т. Система, сберегающая здоровье школьников. // Директор школы, 2003 г., № 4
  2. Гвоздева А. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков. // Иностранные языки в школе, 1999 г, № 5.
  3. Науменко Ю. Концепция образования, формирующего здоровье школьников. // Директор школы, 2004 г., № 5.
  4. Полат Е. Разноуровневое обучение. // Иностранные языки в школе, 2000 г., № 6; 2001 г., № 1.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
  6. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

«  ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОУ ЦО «Школа здоровья» №2000   115522, г. Москва, ул. Кантемировская, д.22, корп.6...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация ...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий.

"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…"В....

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий» Публикация - статья...

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Программа учителz английского языкаБелоклоковой Т.А. по здоровьесбережению в процессе обучения ИЯ....

«Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий»

Программа учителя английского языкаБелоклоковой Т.А.по здоровьесбережению в процессе обучения ИЯ....