Повышение мотивации в изучении иностранных языков
статья на тему
Какие формы работы, методы и приемы позволяют учителю отвлечь детей от личных проблем и переживаний и настроить их на урок, переключить их внимание с предыдущего урока, вернуть в рабочее состояние после перемены? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение мотивации в изучении иностранных языков»
С удовольствием хотела бы поделиться теми наработками, которые помогают мне формировать и повышать мотивацию в изучении немецкого языка учащимися нашей гимназии. В моей практике были случаи, когда, как мне казалось, методически правильно подготовленный урок не приносил ожидаемых результатов. Ну, посудите сами, какая разница, что подготовила сегодня Светлана Александровна (да еще с методической точки зрения) если моему другу купили новый велосипед, а у меня скоро день рождения, а родители намекают, что года 2-3 еще покатаюсь на старом. И уж совсем безразлично хвалит меня учитель или ругает, если вчера пропал мой любимый котенок, и т.п. Я давно искала такие формы работы, такие методы и приемы, которые позволяли бы мне отвлечь детей от личных проблем и переживаний и настроить их на урок, переключить их внимание с предыдущего урока, вернуть в рабочее состояние после перемены. А как обучать детей с аутентичным поведением? Очевидно, что современный учитель должен обладать знаниями не только в областях педагогики и методики, но и психологии и даже нейропсихологии.
Такие возможности у современного учителя есть, а особенно у нас в Санкт-Петербурге, а иные методики так только в СПб. Я имею в виду технологию построения и проведения Санкт-Петербургских педмастерских (на основе французских мастерских), где учитываются психологические возможности нашего организма и психофизические особеннности его развития, когда урок - мастерская выстраивается по той же цепочке, по которой совершает работу наш мозг, а за основу берется механизм восприятия. Единственный недостаток, на мой взгляд, невозможность частого проведения педмастерских в рамках нашего учебного процесса. Со временем я нашла прекрасное дополнение этой методике. Мое давнее хобби - театр! С каким удовольствием я сама играла в наших школьных постановках и с удовольствием разрешаю и даже провоцирую своих учеников заниматься театром, как на уроке, так и в свободное время. Я веду кружок «Театр на немецком и английском» . Занятие театром позволяет строить урок в более неформальной обстановке. Театральные приемы концентрируют внимание учащихся, развивают способность работать в группе, моментально переключаться с одного вида деятельности на другой. Вот часть таких упражнений и заданий:
*Палуба – можно под музыку, можно под хлопки двигаться как молекулы, равномерно заполняя пространство сцены. После сигнала замереть, если несколько человек скопилось в одном месте – корабль тонет. Развивает кроме чувства сцены, внимание, чувство локтя, ответственности за группу (можно проанализировать, кто и куда мог бы двигаться, чтобы спасти корабль).
*Любимое упражнение кружковцев – угадай ведущего. Выбрать ведущего следующим образом: встать в круг, закрыть глаза, ученик идет по внешнему кругу и касается кого-либо. По сигналу начинается бурное движение. Ведущий незаметно подмигивает всем по очереди, получивший сигнал мгновенно реагирует (падает, приседает и т.д.) Двигаемся быстро, реагируем мгновенно, если вы угадали, кто ведущий, игра останавливается, ведущий меняется.
*Стоя в кругу повторять друг за другом фразу с разным настроением, интонацией.
Мне сейчас хотелось бы обосновать мой выбор в пользу театра и педагогических мастерских т.к., по моему глубокому убеждению, они наиболее полно отвечают требованиям по созданию условий для овладения учащимися знаниями, умениями и навыками общения на иностранных языках и формированию мотивации обучения.
И еще несколько советов из моей копилки.
- Зная об особенности нашего мозга воспринимать информацию исключительно в утвердительных выражениях - без отрицательных частиц, я стараюсь формулировать задания положительными фразами.
Сказанное нами: не беги, не кричи, не шуми – воспринимается на подсознательном уровне любым человеком: Беги! Кричи! Шуми!
Можно продолжать обвинять детей в том, что они не воспитаны, не послушны, ведь мы то им 100 раз говорили не шуме, а можно начать думать и говорить по-другому. Сколько пользы принесем себе и детям. На мой взгляд, какими бы методами и приемами мы не пользовались, увлекая учащихся своим предметом, в первую очередь стоит обращать внимание на то, какую мы даем установку, как делаем замечание или выражаем просьбу. Так как от этого тоже зависит, усилим мы мотивацию или вынудим детей отвлекаться.
- Следующий момент - психологи советуют избегать слова «новый». Например, фразы «новая тема, новые слова, новое правило» могут снизить работоспособность некоторых школьников на 25%, т.к. страх всего нового присущ большому количеству людей.
- Методисты советуют при постановке целей и задач на урок избегать выражений «научить учащихся…, развить…, закрепить…и т.д.» Правильнее, с их точки зрения, сформулировать задачу следующим образом: «Создать условия для развития/формирования у учащихся следующих знаний, умений и навыков…» И я с этим совершенно согласна. Я готова отвечать за качество созданных мною условий. И пусть каждый учащийся усвоит материал на данном уроке в меру своих возможностей и способностей, которые, кстати, тоже можно и нужно развивать.
- И еще один маленький совет. Давайте заменять приказ на призыв к совместному действию! Вместо читай(те) – Давай(те) читать! Если Вы спросите о разнице. Она колоссальна! И ответ можно найти в книге японского ученого Масару Ямото, который в течение 10 лет проводил исследования воды и доказал, что слово, написанное или сказанное лечит и помогает либо разрушает.
Всем вышеизложенным я хочу подчеркнуть, что мы можем использовать психофизические особенности человека для формирования и увеличения мотивации при обучении любому предмету, в том числе и иностранным языкам. Используя традиционную методику преподавания, знания психологии, идя в ногу со временем и, внося в процесс обучения новые изобретения и разработки специалистов разных областей, мы усиливаем эффект, на мой взгляд, любого метода формирования мотивации учащихся в учебном процессе. Надеюсь, мне удалось убедить Вас, уважаемые коллеги, в том, что однотипные уроки позволяют включить в учебный процесс далеко не всех учащихся, как и в том, что в наших руках исправить эту ситуацию абсолютно доступными каждому учителю методами и приемами, начиная с планирования.
Желаю всем нам творческих успехов, т.к. чем увлекательнее работаем мы, тем интереснее учиться детям.
Литература:
1. Курсовая работа и материалы годичных курсов «Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Педагогическая Мастерская», кафедра «Инновационные технологии» СПб УПМ 2002;
2. Материалы курсов «Театр в системе обучения иностранному языку» АППО 2006 ;
3. Материалы психологических курсов «Гармоничные отношения», «Гармоничный ребенок», «Воспитание с радостью» Психологический фонд «Имаго» 2007-2008г.;
4. Материалы курсов «Семейное и школьное воспитание. Педагогическое мастерство» АППО 2008;
5. Педагогические мастерские. Теория и практика. Н.И. Белова, И.А. Мухина СПб: 1998 ;
6. Шпаргалка для взрослых. Е.К. Лютова, «Сфера», М:2002 ;
7. Волшебная сила воды. Масару Ямото;
8. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская, СПб 2002 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность учителя, направленная на повышение мотивации в изучении иностранного языка
Здесь представлена теория, кот орая успешно была подтверждена на практике :-)...

Реализация международных проектов как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка.
В своей статье я хотела бы поделиться опытом организации межшкольного обмена с Независимой школой Бристоля, который продолжается уже 18 лет....

Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка
Как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и за...

Песня как средство обучения и повышения мотивации к изучению иностранного языка. Примерная программа кружка для изучающих английский или немецкий язык.
Музыка играет в жизни современного подростка гораздо более значительную роль, чем это можно представить себе на первый взгляд. То, какую музыку выбирает подросток, свидетельствует о его принадле...

Компетентностно-ориентированный подход как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка
Данная статья освещает актуальность и эффективность компетентностно- ориентированного подхода в преподавании иностранных языков....

Неделя иностранных языков- как способ повышения мотивации к изучению иностранных языков.
Неделя иностранных языков как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка в школе, для развития творческих способ...

Использование бумажных интерактивных книг на уроках английского языка, как игровой составляющей процесса обучения для повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников.
Современный социум, взрослые, подростки и даже дети отличается от предшествующих поколений восприятием окружающей действительности, которая также претерпела свои изменения в результате электронизации ...