Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку
статья на тему

Дерябин Пётр Александрович

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку

         

Введение ФГОС нового поколения в современной школе обуславливает принятие за  методологическую  основу   системно-деятельностного  подхода, направленного на формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Актуализация системно-деятельностного подхода при разработке концепции стандартов второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания, а особенно в изучении иностранного языка. 

Системно-деятельностный подход предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
  • признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;
  • разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития обучающегося.

При изучении иностранного языка термин системно-деятельностный подход дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения.

Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его задача заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе   систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.

Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому  целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.

Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.

Параметры коммуникативного общения реализуются в коммуникативном поведении учителя, активном поведении ученика, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевых средств.Очень важно, чтобы учащиеся могли “пропустить ситуацию через себя”, придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к. наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным приёмом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры.

В общении, основой которого является обсуждаемая проблема, наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная, поэтому коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи.

На современном уроке иностранного языка  знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит в создании ситуации, которая мотивирует ученика к  исследованию, поиску решений творческих вопросов, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  • деятельности
  • непрерывности 
  • целостности 
  • минимакса 
  • психологической комфортности 
  • вариативности 
  • творчества 

Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…” отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:

1. Использование метода Ривина А.Г.(педагог-новатор, автор коллективной формы обучения). Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.

2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.

Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

3. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.

4. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

 В последние годы на уроках иностранного языка широко применяется проектная деятельность – она является неотъемлемой  составляющей многих УМК, например,  "New Millennium"  (Гроза О.Л. и др),    "Enjoy English" (Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н. Д.) предлагают темы для проектной деятельности обучающихся, соответствующие их возрасту и интересам ("Enjoy English-10":  «Идеальный распорядок дня», «Гаджеты будущего»).   Широкие возможности для проектной деятельности создаёт  применение ИКТ, использование Интернет-ресурсов, что требует предварительной организационной работы со стороны учителя.

Наряду с проектной деятельностью эффективны и другие формы активной групповой работы на уроках иностранного языка:  например, метод «учимся вместе», когда учащиеся работают над единой учебной темой. Другой прием групповой работы -  метод  «разрезанной информации», когда учащимся предоставляется частичная информация единой темы и далее в ходе взаимообмена  идет процесс  «научившись сам, обучаю другого».

Важным аспектом, на который необходимо обратить внимание при организации групповой работы, являются новые подходы к оцениванию результатов выполнения задания. Необходимо разграничивать оценку уровня знаний и оценку его работы в составе творческой  группы. Его активное участие в работе группы должно быть поддержано и оценено другим образом.Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание уделяется  системе поощрения (сертификаты, грамоты, значки, жетоны, похвала, как в устной, так и в письменной форме), а также заполнению  таблиц достижений групп.  

 Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока в рамках системно-деятельностного подхода:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Приоритетной целью учителя иностранного языка в условиях модернизации образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. А так же формирование у учащихся способности к деятельности, включающей следующие аспекты: готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию, готовность к рефлексии.

На практике необходимо рассматривать речевую деятельность в качестве системы как неотъемлемую и составную часть общей деятельности. Систематизируя речевую деятельность, следует отметить, что для обучения иноязычному общению значимым является как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письменной речи. Использование теории речевой деятельности позволяет сформировать мотивы иноязычного речевого общения в процессе обучения. Систематизация языкового материала в целях обучения иноязычному общению предполагает использование системного описания фонетического, лексического и грамматического аспектов языка.

При систематизации умений можно выделить как минимум несколько направлений:

  • предметные умения,
  • общеучебные умения,
  • интеллектуальные умения,
  • коммуникативные умения,
  • умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.

В настоящее время, когда перед учащимися встаёт необходимость сдачи ГИА и ЕГЭ по иностранному языку, обучение письму и письменной речи приобретает особое значение. Оно ориентировано на обучение целенаправленной и осмысленной коммуникативной деятельности в письменной форме. При создании письменного высказывания от ученика требуется использование знаний и умений в области грамматики, стилистики, правил построения и использования тех или иных фраз, средств связи, структуры высказывания, и все это должно опираться на понимание требований языковой культуры носителей языка, творческое начало ученика, и т.д.  Письменной речи нужно учить, она не приходит к ребенку естественно.

Одним из условий реализации  системно-деятельностного подхода является направление обучения на понимание учебного материала, а уже потом на его запоминание, т.е. методики, применяемые педагогами,  должны быть направлены на усвоение знаний на основе понимания, а не запоминания.

Это важно для любого предмета. Пример: знание правил грамматики, названия падежей, совсем не означает грамотности того, кто знает эти правила наизусть. Или геометрия, физика – ребенок без запинки протараторит вам правило, но не сможет применить его в решении задачи.

Понимание:

  • установление содержательных связей между отдельными компонентами знания.
  • установление значимости каждого структурного компонента связей, мысленное перемещение акцентов с одного отрезка знания на другой.
  • построение целого – целостное знание – концепт – создание общего смысла.

Выбор текста должен определяться тем, что текст рассматривается как систематизированный образец функционирования языка в рамках темы, ситуации, проблемы, сферы и жанра общения, выражением социальной, профессиональной, личностной позиции.

Упражнения: разнообразие упражнений по работе с текстом призвано научить ребенка рационально работать с источниками, а кроме того, понять логику построения текста того или иного вида.

Это такие  упражнения как:

  • определение ключевых слов, словосочетаний, основных идей, ответы на вопросы по тексту;
  • упражнения на правильное расположение абзацев в предложенном тексте, на выбор правильного вводного слова в абзаце, клише, подходящему к данному случаю;
  • задания на установление соответствия (картинок, изображений и др. коротким текстам и диалогам, упорядочение в нужной последовательности в соответствии с содержанием текста разрозненных картинок);
  • задания на выполнение инструкций, например, заполнить бланк, таблицу, схему, выполнить запись с помощью ключевых слов, отметить основные пункты для обсуждения;
  • отметить, как говорящий выражает мнения, чувства и т. д.;
  • перефразировать высказывание и др.

В этом блоке упражнений выделяется слово «план», потому что письменная речь должна быть структурирована по правилам, и работа с составлением плана важна для овладения принципами построения письменного высказывания.

Такой набор приемов, заданий, упражнений способствует развитию навыков поискового чтения, умения выделять главное и аргументировать свой выбор, логически связывать и грамотно оформлять свои мысли. Только после накапливания понимания учебного материала можно переходить к собственно письменному высказыванию.

Что для этого нужно в нашем примере обучения письму? Во-первых, сама учебная задача должна быть поставлена правильно, с должной мотивацией, требованиями.

Например, недостаточно дать задание: Напишите о своем любимом киноактере. Это совершенно недопустимо в начальной школе, да и в среднем звене задание должно выглядеть примерно так: Школьный журнал объявляет конкурс среди своих читателей на лучшее сочинение о любимом киноактере. Напиши свое сочинение на конкурс. Не забудь написать, чем знаменит этот актер, описать его внешность и черты характера.  

Во-вторых, при получении  задания необходимо учить ребенка внимательно изучить его и понять:

  • что я собираюсь писать (статью, отчет, письмо и т.д.) – это определяет структуру письма.
  • кому я это пишу (учителю, читателю журнала, работодателю, другу) – это определяет стиль.
  • зачем я это пишу (проинформировать, развлечь, поделиться, предостеречь, пожаловаться) – это определяет логику, лексику, выбор фактического материала.

Умение изучить задание, которому мы начинаем учить детей в начальной школе, снимает большую долю сложности и затруднения при его выполнении.

Следующим принципом или условием для реализации системно-деятельного подхода становится организация диалогового или коллективного общения на уроке, что, как выяснили психологи, тоже способствует запуску механизма процесса понимания.

В нашем случае обучения письменной речи, это использование таких приемов как коллективное обсуждение, а затем составление письма или эссе, когда идеи для написания подает весь класс, это может быть обмен письмами, или так называемое «ролевое письмо», когда текст составляется к определенной ситуации от имени какого-либо персонажа. Это может быть «издание» собственного журнала или альманаха. При организации такого рода общения на уроке, ученик учится коммуникации: соучастию в гипотезе партнера, обсуждение его точки зрения, выработка совместного решения и т.д.

Все это помогает пониманию материала, и когда принципы построения письменного высказывания усвоены, тогда ребенок будет не бояться писать на любые темы, и это очень важно для воспитания личности, потому что в письменной речи четко  прослеживается тенденция к самовыражению и сотрудничеству. 

Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку"

Доклад на научно-практической конференции " Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы,  перспективы"...

Доклад"Системно-деятельностные подход в обучении иностранным языкам в начальной школе"

Доклад подготовлен в рамках методической недели, представляет собой информацию о данном методическом подходе и рекомендации по работе на различных этапах обучения....

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока фра...

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в условиях реализации ФГОС

В ДАННОЙ работе представлены теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам, дидактические принципы организации урока, типы уроков, технологическая карта урока фра...

Статья по теме КОММУНИКАТИВНЫЙ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Коммуникативный системно-деятельный подход представляет собой реализацию та­кого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоот­несенное обучение иностран...

Системно -деятельностный подход в обучении иностранному языку

Краткое освещение основных принципов системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС...