Как формировать и развивать речевые компетенции на уроках английского языка
статья на тему
Основной целью предмета «иностранный язык»является формирование коммуникативной компетенции, что в свою очередь невозможно без овладения речевыми компетенциями. В данной статье рассматривается вопрос формирования и развития речевых компетенций на уроках английского языка. Предлагаются разработки заданий по формированию диалогичесокй речи на уроках английского языка, метод проектов и форомирование такой речевой компетенции, как обучение аудированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_razvite_rk_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие речевых компетенций
на уроках английского языка
Основная цель предмета «иностранный язык» - формирование коммуникативной компетенции, что в свою очередь невозможно без овладения речевыми компетенциями. Учащимся приходится овладевать речевыми компетенциями в различных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.
В последнее время приоритетным стало развитие диалогической речи. Кроме того, с введением ЕГЭ и ГИА диалогическая речь стала объектом итогового контроля.
Для развития навыков и умений диалогической речи я пользуюсь элементами технологии коммуникативного обучения, которая предполагает развитие речи через речевые ситуации, максимально приближённых к реальным, так как, оказавшись в нестандартных ситуациях, дети теряются, не всегда понимают речь своего собеседника.
Работу над диалогом провожу через ролевую игру. Основные умения, проверяемые при выполнении этого задания следующие: задать вопросы с целью получения фактической информации, выразить согласие или несогласие, принять решение. В ходе ролевой игры происходит обмен фактической информацией. На выполнение задания отводится не более 2 минут. Здесь же необходимо научить запоминать и выполнять задание в определённое время и озвучить своё решение в ролевой игре. Также в данном упражнении предоставляется возможность отрабатывать порядок слов в прямых и косвенных вопросах через коммуникативные задания.
Предлагаю вам один из вариантов ролевой игры.
"At a Reception" (Student Card)
You are in a hotel in a foreign country. You want to stay in it for 5 days. You need a spare single room. Ask the receptionist the following questions:
- If a room is available;
- If it’s comfortable;
- If there is a telephone;
- About the price.
(The teacher will be the receptionist & will begin the conversation.)
"At a Reception" (Interlocutor Card)
You are a receptionist & will begin the conversation.
Interlocutor | Student |
- Hello! What can I do for you? - Let me see. Yes, we’ve got some rooms. - Yes, there is one. - It is. There is an air conditioning & a TV set there. - Sure. -It’s $30 a day. How long are you going to stay? - Will you take it? - Fill in the form, please. - You are welcome. | - I’d like to stay in your hotel. Are there any spare rooms? - I need a single room. Have you got any? - Great! Could you tell me if it’s comfortable? - Wonderful. Is there a telephone in the room? - And how much is the room? - For 5 days. - Yes, I will. - Here you are. Thank you. |
Более высокого уровня сложности - комбинированный диалог. В него входят: стимул (проблемная ситуация), который погружает ученика в задание и мотивирует на его выполнение; задачная формулировка (инструкция), которая содержит указания учащемуся по выполнению задания; инструмент проверки (карточка для учителя с предполагаемым ответом ученика).
"Нiking" (Student Card)
You are hiking. Your friend Alex is behind the group.
- Come up to him & ask what's wrong;
- Make sure if his backpack isn't too heavy;
- Offer your help if necessary.
(The teacher will play the role of your friend. You'll begin the dialogue.)
"Hiking" (Interlocutor Card)
Student | Interlocutor |
- Hi, Alex. You're legging back. What's wrong? - It's a pity. Do you need a hand? - Here you are. What about your backpack? Is it very heavy? - No problem. I'll help you. - You're welcome. | - I'm very tired. Besides, my leg hurts badly. - Yes, have you a plaster? - Yes, it is. I can't carry it myself. - Thank you very much. |
Такие диалоги носят большую коммуникативную направленность и заставляют ученика решать задачи, максимально приближённые к жизненным.
Главные принципы технологии коммуникативного обучения позволяет реализовать и проектная методика. Учащиеся учатся мыслить в коллективе, оценивать себя и участников процесса обучения, высказывать собственное мнение, строить доказательства, делать выводы.
На уроках английского языка мы с ребятами учимся создавать проекты, т.к. именно упражнения, способствующие созданию проекта, имеют интерактивный характер, направлены на взаимодействие учащихся; кроме того, именно проект позволяет учащимся самостоятельно спланировать и реализовать задуманную работу.
Создание проекта приурочивается, в основном, к концу изучения темы, когда учащиеся уже владеют необходимым количеством лексических единиц и грамматических структур для выражения своих мыслей и идей. Класс делится на пары или группы по 3 – 4 человека по интересам. Стараюсь отслеживать, чтобы в группах были и «сильные» и «слабые» ученики. Учитель выполняет роль консультанта. В ходе создания проекта ученик активен, проявляет творчество. Даже самый слабый в языковом отношении ученик имеет возможность проявить свою фантазию и креативность. Проектная работа позволяет учащимся задуматься не столько над языковой формой высказывания, сколько над его содержанием. В своей практике использую мини – проекты, на 1-2 урока и большие проекты, требующие для их выполнения достаточно длительного времени (1-2 месяца, четверть). В любом случае, важным для проекта является его конечный продукт, который может быть предъявлен в виде рисунка, коллажа, текста. Конечный продукт должен быть представлен другим и конечно же должна пройти защита проекта с последующим оцениванием.
При работе над проектами соблюдаем следующие этапы:
- Целеполагание. Выявление проблемы. Выбор групп.
- Планирование. Сбор информации.
- Обсуждение первых результатов. Поиск новой информации.
- Оформление проекта.
- Защита.
Важное направление в формировании речевых компетенций - обучение аудированию. При формировании и развитии умений слухового восприятия иноязычной речи использую предтекстовые, текстовые, послетекстовые упражнения.
На предтекстовом этапе мы с учащимися определяем тип текста для прослушивания (повествование, реклама, интервью и т.д.); снимаем фонетические и лексические трудности; предлагаются фотографии или рисунки, иллюстрирующие содержание текста; обсуждаются задания к тексту.
На текстовом этапе хотелось бы выделить следующие упражнения:
определите жанр аудиотекста; соотнесите текст с картинкой; соотнесите высказывания с именами говорящих; ответьте на вопросы; выберите верный из множества предлагаемых ответов; заполните пропуски; закончите реплику; определите коммуникативное намерение говорящего и подтвердите своё мнение, опираясь на текст.
На послетекстовом этапе я предлагаю согласиться или не согласиться с мнением автора; придумать вопросы; продолжить текст; описать личность действующего лица; описать возможные в продолжении текста события.
В последнее время при работе над аудированием практикую выполнение компетентностно-ориентированных заданий. Предлагаю один из вариантов такого задания.
Imagine that you & your mom are tourists in GB. In one of the supermarkets you hear a radio advertisement of a device. Help your mom to understand it.
Listen to the advert & answer the questions:
- What is advertised?
- Of what firm?
- The advantages.
Бланк
Name | |
Device | |
Firm | |
Advantages | |
Mark |
За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов - 6. Criteria: 6 - Excellent, 5 - Good,3 - 4 - Satisfactory,2 - Bad.
Часть упражнений на аудирование использую и при работе с текстом, т. к. они способствуют не только извлечению информации, но и осмыслению ее, умению сделать вывод. В работе над текстом уделяю внимание и развитию аналитических умений, которые формируются при выполнении различных проблемных заданий: задания обобщающего характера (найдите фразы, факты); задания сравнительного характера (сравните; обоснуйте свой ответ); задания абстрагирующего характера (как вы понимаете фразу? прокомментируйте её); задания по высказыванию самостоятельного суждения с аргументацией (выберите ...; аргументируйте свой выбор); задания на умения делать умозаключение (что нужно сделать, чтобы ...?).
Разнообразие современных педагогических технологий ставит педагога перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию на практике. Подойти к выбору технологии необходимо с точки зрения её продуктивности и «оснащённости» средствами достижения поставленных образовательных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через создание ситуаций речевого общения
В современной массовой школе существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми новыми стандартами к решению проблем развития коммуникативной компетенции учащихс...
Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.
Развитие речевой компетенции на уроках английского языка.Кожухарь Т.А. (МБОУ СОШ №5 пос. Октябрьский Красноармейский район Краснодарский край) В последние годы в работе учителей английского языка...
Формирование речевых компетенций в изучении английского языка по УМК Spotlight 9
Аннотация В данной методической разработке рассмотрены вопросы обучения говорению, как средства формирования речевой компетенции учащихся средней школы; представлена технология работы по говорени...
Развитие речевой компетенции на уроках английского языка
How to make students speak fluent English...
Развитие речевых компетенций на уроке английского языка
В данной статье представленны речевые задания для уроков английского языка, которые развивают речевые компетенции учащихся. Задания взяты с англоязычных сайтов и привносят в школьную рутину атмосферу ...
Развитие речевой компетенции при обучении английскому языку посредством драматизации.
В методической разработке содержится анализ научно-методической литературы по данной проблеме, рекомендации по развитию речевой компетенции обучающихся посредством драматизации в урочной и внеурочной ...
Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке
Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...