Нарративные методы обучения в современной школе
статья на тему

Щербакова Надежда Петровна

В статье раскрываются педагогические возможности нарратива в современной школе. Детально анализируется сущность понятия «нарратив», особенности его применения в педагогической практике. Подчёркивается важность использования такого активного метода обучения как нарративная игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narrativ.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Перед современной школой стоит сложная задача: не просто передать ребёнку совокупность знаний, но и сделать так, чтобы произошла актуализация соответствующего этим знаниям личного и социального опыта школьника, способствовать чувству познавательного контроля учащихся над материалом. На наш взгляд, наиболее полно соответствуют этим задачам нарративные методы обучения.

В широком смысле слова под нарративом понимается повествование как процесс порождения и анализа историй, рассказов, описаний. Важнейшим положением, на котором базируется нарративное обучение, является идея о том, что в основе учебно-воспитательного процесса лежат истории, которые школьники анализируют, примеряют на себя, тем самым актуализируя собственный витагенный опыт.

Истоки современного понимания нарратива можно увидеть в исследованиях американского психолога Дж. Брунера. В своей работе «Реальное сознание, возможные миры» он в дополнение к парагматическому логико-научному типу мышления выделяет нарратив, ориентированный на описание реалий и являющийся естественным способом человеческого понимания [1, с. 11].

Д. Полкингхорн рассматривает два основных варианта понимания нарратива в социально-гуманитарном познании: нарратив в широком смысле – любое письменное или устное повествование, и нарратив в узком смысле – схема организации опыта, включающая в себя определенные составляющие [3]. Чаще всего слово «нарратив» употребляется просто как синоним слова «история» или «рассказ».

В современной научной литературе исследователи всё чаще обращаются к изучению тех или иных сторон нарратива. Однако, в основном исследования строятся в русле философского и психологического анализа. Педагогическим же аспектам уделяется недостаточно внимания.

Анализ понятия «нарратив», помимо прочего, не только даёт новые аспекты в изучении процесса коммуникации, но и роли  субъекта самой коммуникации. Немаловажным также является выделение в нарративе акта высказывания, соответствующего, с одной стороны, выделению коммуникативного действия, с другой стороны, общения, с третьей – рефлексии. Этот пкт направлен не на передачу сообщения об истории, а на передачу отношения к передаваемой истории. Это акт наррации. Он предназначен для воздействия на эмоции, позицию принимающего. Если в сообщении, рассказе, истории есть информация, которая настраивает слушающего на определённую позицию, то он будет помимо помимо сообщения вырабатывать и отношение к этому сообщению. В этом случае рефлексия становится неотъемлемым атрибутом нарратива, дополняя коммуникативные формы обучения и воспитания.

В центре нарративного подхода лежит представление о том, что основная форма человеческого опыта существует в виде определённых ситуаций (историй), которые оказывают прямое влияние на проживаемую жизнь.  Как считают теоретики нарративного подхода, в основании форм человеческого познания лежат познавательные схемы, которые выполняют две функции: функцию репрезентации определенной сферы реальности и функцию преобразования данных, заключенных в ней. Как структура, репрезентирующая реальность, нарративная схема является драматургической моделью определенной сферы жизни. Нарративная схема моделирует:

  • героев истории, действующих в данной сфере, оказавшихся в определенной жизненной ситуации;
  • их ценности, позитивные и негативные. Кроме этого нарративная схема может прямо моделировать репертуары главных интенций героев и сопутствующие им планы реализации;
  • возможные следствия, ожидающие героев в момент реализации интенций и планов;
  • условия и шансы преодоления трудностей и реализации интенций [4, с. 23].

В специальных исследованиях [2; 4] показано, что нарративные схемы, являясь основной формой репрезентации людьми знаний о событиях и субъектах общественной жизни, оказывают влияние на способ запоминания, понимания и использования этого знания в поведении. При этом необходимо отметить, что когда важные для школьника вопросы подвергаются нарративной интерпретации, возникает скрытая тенденция приспособления намерений, планов, решений и даже чувств индивида к структуре развивающейся истории. То есть нарратив формирует поведение человека, вместо передачи знания как отделенного от субъекта описания, происходит актуализация соответствующего опыта, личного и социального, посредством обращения к соответствующим историям.

Важной характеристикой нарратива является его темпоральный характер. Посредством повествования возможна фиксация временных отношений событий, прояснение смыслов и последствий, которые одни события имели для других. Выстраивание единой временной последовательности событий в их смысловой взаимосвязанности задает возможности переинтрерпретаций, трансформаций смыслов и значений. Нарратив, как форма организации социально-психологических исследований, обладает мощным потенциалом. Анализ нарративов охватывает по сути все измерения социальной реальности: от индивидуального уровня упорядочивания и интерпретации жизненного опыта до уровня социальных взаимодействий (взаимодействия индивидуальных историй).

Одним из наиболее распространенных методов активного обучения является нарративная игра. Она представляет собой динамическую упрощённую модель действительности и основывается на жизненных ситуациях. Учащиеся попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Все они имеют разный опыт, мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того, чтобы организовать единую коллективную деятельность, необходимо выявить способы действий участников, направить их рефлексию и анализ на продуктивное взаимодействие. Нарративная игра позволяет школьникам на своем опыте пережить различные ситуации, в том числе реализации или нарушения прав. Дети получают определённый эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к проблеме. Нарративная игра мотивирует последующую работу. В игре под влиянием эмоций и чувств больше вероятность, что ребенок будет действовать так, как считает нужным, а не так, как ожидают от него взрослые, и не с целью заслужить похвалу.

Таким образом, нарративные методы обучения обладают значительным педагогическим потенциалом и представляются в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений организации учебно-воспитательной работы в современной школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bruner, J. Actual Minds, Possible Worlds. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986. – 201 p.

2. Klus-Stanska, D. Narracje w szkole // Narracja jako sposob rosumienia swiata / Pod red. J. Trzebinski. – Gdansk: Gdanskie Wydawnictwo Psycologiczne, 2002. – S. 189 – 244.

3. Polkinghorne D.R. Narrative knowing and the human sciences. Albany: State University of New York Press, 1988.

4. Trzebinski J. Narracyjne konstruovanie rzeczywistosci // Narracja jako sposob rosumienia swiata / Pod red. J. Trzebinski. – Gdansk: Gdanskie Wydawnictwo Psycologiczne, 2002. – S. 17 – 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования исследовательского метода обучения в современной школе

Статья содержит информацию, доказывающую необходимость использования исследовательского метода в обучении....

Метод проблемного обучения в современной школе.

В данной статье  рассматриваются группы проблемных ситуаций ,условия эффективности проблемного обучения ,приведены примеры уроков по данной теме....

" Применение современных методов обучения и современных технологий на уроках"

           В  профессиональной деятельности учителя  всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Современные  педа...

Метод проблемного обучения в современной школе на уроках математики

Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуации  под руководством учителя. Проблемное обучение- это система методов и средств обучения, ...

Интерактивные методы обучения в современной школе.

Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основ...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...