Сюжетно-ролевые игры в изучении диалогической речи
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Гранкина Светлана Павловна

Одним из методов достижения личностно-ориентированного обучения, согласно новым образовательным стандартам второго поколения. являются игровые виды работ. В статье рассматривается роль сюжетно-ролевых игр в обучении.

В методической литературе ролевая игра определяется как "спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевые игры в обучении диалогической речи

Согласно новым образовательным стандартам второго поколения наиболее важным при обучении иностранным языкам является личностно-ориентированное обучение. Одним из методов достижения этого является использование игровых видов работ. Игровые виды работ выполняют не развлекательную функцию, а служат практическим целям. Учебная игра может принимать различные формы. Рассмотрим сюжетно-ролевые игры и их роль в диалогической речи.

Сюжетно-ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость её решения служат развитию критического мышления. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поисков правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

Основные правила

-  Учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

-  Учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя,  а в других взять на себя воображаемую роль;

-  Участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни;

-  Участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении.

Выделяют пять категорий ролей:

  1. Врожденные, т. е. определяющие пол и возраст участников игры;
  2. Приписанные, т. е. национальность или принадлежность к той или иной социальной группе;
  3. Приобретенные, т. е. конкретизирующие профессию;
  4. Действенные, т. е. предлагающие круг действий в данной ситуации (например, визит к врачу);
  5. Функциональные, т. е. определяющие функции общения (например, предложение помощи). Здесь следует отрабатывать на подготовительном этапе речевые клише, выражающие радость, огорчение.

Три этапа ролевой игры:

  1. Подготовительный;
  2. Собственно, игра;
  3. Заключительный.

Начинаем со вступительной беседы учителя о ролевой игре, знакомство с лексикой. Затем проводим игру. Заключительный этап предусматривает выполнение определенных заданий: письмо другу, статья в газете, и т. д.

В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся сюжетно-ролевые игры проводят в парах, в подгруппах и в целой группе.

Работа в парах – самый простой вид (анкетирование).

В подгруппах по-разному:

  1. Одновременно, а преподаватель контролирует их работу;
  2. Подгруппы играют по очереди: одна играет, а остальные слушают и оценивают, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении;
  3. Более высокий уровень – все участники разыгрывают дискуссии, круглые столы, используем «ролевые карты».

У участников карточки, одна её сторона одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме, которую надо решить. Другая сторона содержит информацию о данном действующем лице, указывая возможную линию поведения. Подготовка к этой игре:

  1. Ввод лексики и речевых клише;
  2. Ситуация, проблема;
  3. Использовать ролевые карты. Здесь преподаватель выступает на второстепенных ролях.

Такой учебный прием позволяет учащимся спонтанно и свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Это улучшает мотивированность высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры для развития диалогической речи

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание соци...

Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими.

Сюжетно ролевые творческие игры -   это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются  знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой иг...

Сюжетно-ролевая ретроспективная игра "Путешествие в мир средневековых арабов"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11867997","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]]...

методические рекомендации по развитию особенностей диалогической речи взаимодействия дошкольников с ОНР средствами сюжетно-ролевых игр.

Проектной деятельности при работе с детьми с ОНР является актуальным и эффективным, так как он направлен на всестороннее развитие ребенка, дает возможность экспериментировать, получать и систематизиро...

Развитие диалогической речи у младших дошкольников с нарушением слуха в сюжетно-ролевой игре

Консультация для родителей и педагогов, обобщает опыт воспитателя группы компенсирующей направленности (нарушение слуха) по развитию речи слабослышащих детей в сюжетно-ролевой игре...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

Аннотация. В статье раскрывается особенности развития диалогической речи, посредством сюжетно-ролевой игры на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе.Ключевые слова. ...