Материал для XVI Международной научно-практической конференции 8 января 2014 Статья "Здоровьесберегающие технологии в обучении"г. Таганрог
методическая разработка по теме

Дибижева Рита Владимировна

Секция 17  Статья "Здоровьесберегающие технологии в обучении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc37.39 КБ
Microsoft Office document icon 11.doc14.67 КБ
Microsoft Office document icon 1.doc49.4 КБ
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_obuchenii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕНТР НАУЧНОЙ МЫСЛИ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Материалы XVI Международной научно-практической конференции

(8 января 2014 г.)

Сборник научных трудов

Под научной редакцией

доктора педагогических наук, профессора И.А. Рудаковой

Издание включено в РИНЦ

Москва 2014



Предварительный просмотр:

Гачечиладзе Л.Г. Методика обучения некоторым вопросам высшей
математики        338

Кудаева A.M., Харебов Е.Ю. Инновационная деятельность российских
предприятий        341

СЕКЦИЯ 14. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Тропина Т.Д. Формирование профессионально значимых качеств бу-
дущего специалиста в области права        347

СЕКЦИЯ 15. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ

ЗАВЕДЕНИЕМ

Эшанкулов Х.М. О единой системе управления деятельностью высших
учебных заведений        350

СЕКЦИЯ 16. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Богданова Т.В., Герфорт А.А. Особенности организации работы с ги-    354 перактивными дошкольниками

Евстигнеева Е.Г. Создание педагогических условий для обучения 358 детей-сирот в процессе профессиональной подготовки

Латыпова И.А. Обучение и воспитание детей с отклонением в разви- 361 тии

Старцева Т.Д., Панферова Т.А. Организационно-содержательные и    365 технологические компоненты профессиональной подготовки студен тов как средство социальной адаптации

СЕКЦИЯ 17. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Артемова М.В. Использование приемов здоровьесберегающих техно-
логий на логопедических занятиях        368
Глухова Е.П. Применение здоровьесберегающих технологий в обуче-
нии дошкольников        372
Дибижева Р.В. Здоровьесберегающие технологии в обучении        375
Дьяченко Л.А., Другова Н.Е. Возможности метапредметных связей в
образовательной области «Здоровье»                                             379
Кожухова В.К. Здоровьесберегающие технологии в образовании        382
Корчагина Э.В. Здоровьесберегающие технологии в обучении на уро-
ках музыки                                                                            385
Кочурова СВ., Морозова Е.В. Знание современных здоровьесберега-
ющих технологий для высшей и средней школы        389
Подплетнева Г.П. Здоровьесберегающие технологии в начальной шко-
ле        392
Ростовцева И.А. Здоровье - это возможность возможностей: использо-
вание здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и
литературы        395

8



Предварительный просмотр:

Проведенное исследование о воздействии применения здоровьесберега-ющих технологий на здоровье детей и уровень их физического развития позво лило автору сделать вывод, что, реализуя здоровьесберегающие технологии, можно повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на со хранение и укрепление здоровья.

Вывод: В рамках здоровьесберегающих технологий все чаще применя ются различные методики и приемы.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию ин тереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, са мое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Также следует отметить, что полученных результатов, возможно до биться, если у воспитателя будет в наличии система деятельности по исполь зованию современных образовательных технологий и методик, а также реали зация системного подхода к воспитательно-образовательному процессу у до школьников.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ Дибижева Р.В.

Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Минеральные Воды

Аннотация. В статье поднимается актуальная проблема здоровьесбереже-ния в обучении. Здоровьесберегающие технологии предполагают взаимосвязь психологического, педагогического и медицинского воздействия. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, педагогические техноло гии.

Быть учителем в современной школе - это непростая задача. Главное -это создать положительную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников, настроить их на правильное восприятие материала. Большую важность в этом приобретают здоровьесберегающие технологии.

Здоровье подрастающего поколения - это, прежде всего, процесс сохра нения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспо собности и социальной активности в школе и дома. Педагогические исследова ния последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого - низкий уровень активности учащихся на уроках.

В настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и ин тенсификации обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию

375



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в обучении.

Дибижева Р.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Минеральные Воды

Быть учителем в современной школе – это непростая задача. Главное – это создать положительную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников, настроить их на правильное восприятие материала. Большую важность в этом приобретают здоровьесберегающие технологии.

Здоровье подрастающего поколения – это, прежде всего, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого – низкий уровень активности учащихся на уроках.

В настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию усложняющаяся научная информация вступает в противоречие с недостаточно гибкими учебными планами, программами, учебниками, что приводит к хроническим перегрузкам школьников, падению заинтересованности к учению, и, следовательно, ухудшению их здоровья. Не случайно, в связи с этим одно из направлений деятельности школы современности является сохранение здоровья учащихся школ. Для данной цели используют здоровьесберегающие технологии, которые предполагают компиляцию психологического, педагогического и медицинского воздействия, направленного на обеспечение и защиту здоровья, а также формирование к нему ценного отношения.

 Цель образовательных здоровьесберегающих  технологий это, в первую очередь, обеспечение школьника возможностью за время обучения в школе сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, обучение использования полученных знаний в повседневности.

Успешность любых педагогических технологий зависит непосредственно от учителя и направленности его деятельности (педагогической психологической грамотности). Педагоги должны придерживаться следующих правил:

- эмоциональные разрядки на уроке;

- использовать физкультурные паузы на уроке;

- освобождать, а не сковывать;

- поддерживать, а не сдерживать.

Одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

На уроках иностранных языков, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:

1) соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки);

2) производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса);

3)  формируется здоровый образ жизни.

Учителями широко используются игровые моменты во время проведения урока. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Учителя неукоснительно им следуют. Строго ограничен объем домашних заданий.

Учителя используют разные методики введения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети хорошо освоили материал. Двигательная активность учеников на уроке немецкого языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению, поддержание интереса к изучению немецкого языка. Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Обучение через развлечение и игру – цель учителя иностранного языка.

На уроке должны быть эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы, небольшие стихотворения, музыкальные минутки. Я стараюсь правильно организовать урок. Частая смена деятельности – чтение, слушание, говорение, коллективное обсуждение домашних заданий – все это является неотъемлемой частью каждого урока. Каждый вид работы не должен превышать 10 минут, так как тогда выполнения задания приводит к утомлению, и более сильные ученики начинают эмоционально давить более слабых, а это недопустимо. Для позитивного настроя очень важен дифференцированный подход и создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Самым любимым видом деятельности является работа с песней. Пение активизирует функции дыхательного аппарата, повышает эмоциональный настрой. Я использую этот вид деятельности как дифференцированное домашнее задание, как проект, результатом которого является выступление на каком-либо мероприятии. Например, песня «He, Stoffel!» прекрасно прозвучала на концерте, посвященном празднику «Любителей иностранного языка», и в то же время исполняющие ее ученики проработали произношение, лексику, сделали перевод, а также, в психологическом плане, преодолели языковой барьер.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы можно использовать подвижные и пальчиковые игры. Они помогают созданию внутренней наглядности, необходимой для представления на занятии определенной ситуации, синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке. Как известно, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ. С помощью пальчиковой гимнастики можно улучшить произношение многих звуков. А это  очень важно, так как говорение, наряду с аудированием, является наиболее важным видом речевой деятельности на начальном этапе обучения иностранному языку.

         Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Упражнение проводится по команде учителя: «Atmen ein! Atmen aus!»

После продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение. В руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. В течение одной минуты по команде учителя (Seht (bitte) auf mich, (jetzt) – auf den Kugelschreiber) дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на удаленный. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения, очень благоприятно действуя на глаза при близорукости слабой степени. Можно также добавить другое упражнение для глаз. Дети выполняют следующие движения глазами: сначала вверх, вниз, затем направо, налево.  

Одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

Разнообразные уроки, частая смена деятельности, неснижаемый темп урока, дифференцированный, личностно-ориентированный подход, наличие эмоциональных разрядок способствует повышению трудоспособности, снижают уровень тревожности и укрепляют здоровье учащихся. Но самое важное, среди всех здоровьесберегающих технологий, это позитивный настрой и доброжелательный тон учителя. Ожидание нового и интересного от каждого урока, улыбки и хорошее настроение после, возможность проявить не только свои знания, но и творческие способности – все это положительно сказывается на психофизическом здоровье и учащихся и учителя. Самое важное достижение – это увидеть улыбающиеся, светящиеся глаза даже самого стеснительного ребенка и услышать, как дети пересказывают урок друг другу по дороге домой, вспоминая интересные моменты.

Использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения немецкому языку. И, хотя традиционно считается,  что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Литература

  1. Лешкова Т.А. Пальчиковые игры на занятиях английским языком // Методическая мозаика 2005г. №5  
  2. Первое сентября. Deutsch №17-21, 2005г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
  3. Пестова Г.И. Использование здоровьесберегающих технологий по методу В.Ф. Базарного на уроках английского языка // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Обновление содержания языкового образования: Иностранные языки // Москва-Абакан 2005
  4. festival.1september.ru/articles/412411/
  5. festival.1september.ru/articles/507335/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры.( Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2013г.

Одним из приоритетных направлений работы нашей школы №27 г.Дзержинска, Нижегородской области, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внекласс...

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

Духовное краеведение Святого Белогорья в системе дополнительного образования/Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2019, под ред. Т.А.Антопольской

Дополнительное образование – это одна из возможностей детей вхождения в социальную  деятельность через собственный выбор сфер  творчества. Оно направлено на развитие творческого ...

Обретение утраченных Святынь /Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 24 - 25 января 2018, под ред. Т.А.Антопольской

Интеграция духовного краеведения и английского языка позволяет знакомить детей с духовной историей Белгорода иностранных студентов БелГУ. Завязалась крепкая связь, обмен культурами. Проводятся совмест...