Статья "Обучение и контроль чтения"
статья по английскому языку по теме
В статье рассматриваются вопросы обучения и контроля чтения на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_i_kontrol_chteniya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение и контроль чтения
Чтение и аудирование относятся к рецептивным видам речевой деятельности. Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста.
Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:
-использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
- коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
- упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
В отечественной методике выделяют следующие виды чтения:
- аналитическое;
- изучающее;
- просмотровое;
- поисковое;
- ознакомительное и т.д.
Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать такие навыки:
- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;
- вычленять смысловую информацию;
- читать по ключевым словам;
- работать со словарем;
- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
- интерпретировать и трансформировать текст.
При работе с любым текстом можно выделить три основные этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Работая с текстами по теме «Британские писатели» по созданной мною презентации для учащихся 9 класса, я определила следующие цели и подготовила различные упражнения и задания:
- Предтекстовой этап.
Цели:
- определить речевую задачу для первого прочтения;
- создать необходимый уровень мотивации учащихся;
- по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания:
- работа с заголовком и картой Британии
- использовать ассоциации, связанные с именами авторов;
- попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текстов.
- Текстовой этап.
Цели:
- проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
- продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания:
- подтверждение правильности/ложности утверждений;
- выбери соответствия, найди правильное слово, заполни пропуски и выполни грамматическое упражнение по теме «Страдательный залог», затем проверь по ключам;
- ответь на вопросы
- Послетекстовый этап.
Цель:
- использовать ситуации текстов в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания:
- переведи на английский язык предложения;
- составь план рассказа о знаменитом писателе России и расскажи о нем.
В чтении объектом проверки должно выступать то, что является целью обучения этому виду речевой деятельности. А конечной целью является извлечение информации в определенном объеме и определенной ситуации. Объектом контроля может выступать что-то одно, а не комплекс умений. Соответственно, ведущую роль при овладении чтением на иностранном языке играет сформированность умения извлекать из текста максимум возможных опор для понимания - фактологических, логических, лингвистических, контекстуальных.
Умение пользоваться различными стратегиями чтения также является существенным объектом контроля.
Важным фактором успешности выполнения контрольного задания является и то, насколько близка, знакома для ученика проблематика в рамках изученной темы или проблемы, затрагиваемые в тексте отличны от изученных и являются для ученика новыми.
Одна из аксиом, лежащих в основе контроля обучения рецептивной деятельности, состоит в том, что не существует универсальных форм и способов контроля: Каждый конкретный тест обладает в этом отношении своими возможностями. Разные аспекты содержания текста выступают на первый план в зависимости от его жанра, содержания, его познавательных, коммуникативных, эстетических задач. Соответственно и задания должны составляться с учетом их функциональных особенностей.
Нельзя забывать и о языковой стороне текст - уровень сложности должен быть соответствующим, а количество незнакомого материала не должно превышать 3-5%.
Остро стоит проблема отбора текстового материала с позиции воспитательного, эмоционального воздействия на учащихся. Известно, что в состоянии стресса быстро и легко запоминается материал, который ученики слышали и читали. Поэтому на экзаменах следует подбирать такие тексты, которые представляли бы собой и воспитательную, и нравственную, и социокультурную ценность.
А пока мы, учителя английского языка, стараемся готовить наших учеников, используя весь свой накопленный опыт, наряду с новейшими технологиями и очень надеемся на то, что это даст хороший результат на экзаменах.
Н. С. Добровольская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы контроля чтения
В средней школе учащиеся овладевают основными умениями, необходимыми для всех видов чтения. В разработке приводятся образцы упраженений для каждого вида чтения.и для самоконтроля учащихся....
Контроль чтения по английскому языку для 10 класса.
Контроль чтения, проведенный в 10 классе Ученика_________________________________________________ ...
Контроль чтения 6-11 класс
Работы составлены с использованием синонимичных и антонимичных выражений, о значении которых учащиеся должны догадаться по контексту. Для контроля использованы художественные и публицистические ...
Контроль чтения. "Un nouveau passager"
Тест направлен на контроль понимания текста "Un nouveau passager" стр.103 рабочей тетради УМК "Твой друг французский язык" Кулигина А.С., Щепилова А.В....
Контроль чтения 7 класс
Тест предназначен для контроля понимания текста стр.186 к УМК Кулигиной А.С., Щепиловой А.В. "Твой друг французский язык"...
Контроль чтения по теме "Школа" 3 класс к УМК "Твой друг французский язык" Кулигина А.С.
Тест позволяет осуществить контроль навыков чтения по теме "Школа"...
Контроль чтения по теме "Семья" 4 класс к УМК "Твой друг французский язык" Кулигина А.С.
Тест позволяет осуществить контроль навыков чтения по теме "Семья"...