Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ
материал по теме

Шагалиева Альфия Равиловна

Как же организовать учителю свою работу по подготовке учеников к ЕГЭ?
Во-первых, учителю необходимо самому знать сущностные вопросы содержания образования. Целесообразно организовать повторение по этим вопросам. Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме объяснения. Учителю сначала самому необходимо показать образец выполнения задания и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требовать этого от ученика. При повторении нужно добиваться от учеников осмысления каждого шага, требовать от них ссылок на соответствующие правила, законы, чтобы у учащихся формировались нужные ассоциации. Следует заострить внимание на формулировании более точного, четкого и краткого ответа. Стремление ученика не только правильно и полностью выполнить задания работы за 3 астрономических часа, но и аккуратно и корректно записать решения, порождает у него стрессовую ситуацию. В связи с этим необходимо психологически подготавливать учеников к предстоящему экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_ege.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ.

                                                                                               Шагалиева Альфия Равиловна

                                                   МБОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули

                                                                                                               Алькеевский МР РТ

Как же организовать учителю свою работу по подготовке учеников к ЕГЭ?
Во-первых,
учителю необходимо самому знать сущностные вопросы содержания образования. Целесообразно организовать повторение по этим вопросам. Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме объяснения. Учителю сначала самому необходимо показать образец выполнения задания и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требовать этого от ученика. При повторении нужно добиваться от учеников осмысления каждого шага, требовать от них ссылок на соответствующие правила, законы, чтобы у учащихся формировались нужные ассоциации. Следует заострить внимание на формулировании более точного, четкого и краткого ответа. Стремление ученика не только правильно и полностью выполнить задания работы за 3 астрономических часа, но и аккуратно и корректно записать решения, порождает у него стрессовую ситуацию. В связи с этим необходимо психологически подготавливать учеников к предстоящему экзамену.
            Когда учитель будет ценить не покорность и послушность, а начнет ценить характер, знания, способности ученика, которые могут дать высокие результаты на ЕГЭ, что в свою очередь создаст учителю высокий имидж.   Выполнение учителем-предметником этих условий поможет учащимся успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Сейчас очевидно, что дополнительная подготовка к ЕГЭ нужна. Остается только открытым вопрос о ее форме. Возможна организация подготовки к ЕГЭ на уроке. Но на сегодняшний день ситуация такова, что объем материала, изучаемого в школе, очень велик, и часто учителям не хватает времени на отработку основных навыков, не говоря уже о более сложных умениях. Учитывая, что любой экзамен – это стресс, и сдача единого государственного экзамена создает психологические проблемы для школьников,   необходимость помощи специалиста – психолога  возрастает. Психолого-педагогическое сопровождение может также носить индивидуальный характер. Принципы, по которым строится работа психолога с выпускниками:

-психолого-педагогическое сопровождение  (ППС) должно быть направлено на всех учащихся, заканчивающих среднюю школу;

-ППС спланировано на 10, 11 годы обучения, включая предпрофильную подготовку;

-ППС должно быть последовательным и гибким и ориентироваться на потребности выпускника;

-ППС является интегрированной частью общего образовательного процесса, который обеспечивает цели, содержание, технологии педагогического процесса;

-ППС охватывает весь школьный персонал, учеников и родителей.

           Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника является ознакомление близких к выпускнику взрослых со способами правильного общения с ним, оказание ему психологической поддержки, создание в семье и школе благоприятного психологического климата. Приведенные ниже  рекомендации показывают, как, в каком направлении, какими методами может осуществляться работа психолога с педагогами школы и родителями выпускников. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.


Психологическая поддержка – это процесс:

-в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

-который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;

-который помогает ребенку избежать ошибок;

-который поддерживает ребенка при неудачах.

         Для того, чтобы научится поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков  и поощрении того, что он делает. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.  Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:

-Завышенные требования родителей.

-Соперничество братьев и сестер (сиблингов ).

-Чрезмерные амбиции ребенка.

Подлинная поддержка взрослыми выпускника должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Например, если учащемуся не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь учащемуся понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

-забыть о прошлых неудачах ребенка;

-помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

-помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

-Опираться на сильные стороны ребенка.

-Избегать подчеркивания промахов ребенка.

-Уметь помочь ребенку разбить большие задания на долее мелкие, такие, с которыми он может справиться.

-Проводить больше времени с ребенком.

-Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

-Уметь взаимодействовать с ребенком.

-Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

-Принимать индивидуальность ребенка. Демонстрировать оптимизм.

Обсуждая вопрос о психологическом оснащении процесса сдачи экзаменов, следует выделить три основных этапа:

  1. подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом;
  2. поведение накануне экзамена;
  3. поведение собственно во время экзамена.

Итак, неплохо обучить юношей и девушек следующему.

Подготовка к экзамену.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Только делать это надо как можно конкретнее. Концентрируйте внимание на ключевых мыслях. Научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.

Накануне экзамена.

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. Не повторяйте материал по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзамене. Каждый раз, прежде чем рассказать материал, вспомните и запишите план ответа. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять.  По дороге на экзамен не вредно просто полистать учебник.

Во время экзамена. 

Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.

  1. После вскрытия пакета  с экзаменационными заданиями, внимательно и аккуратно заполните регистрационный бланк во избежании ошибок, которые существенно затруднят работу экспертов и операторов.
  2. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией по выполнению работы.
  3. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны, так как они расположены по нарастанию трудности.
  4. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему; вернетесь к нему, если после выполнения всей работы у вас останется время.
  5. Разумно используйте черновик.
  6. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов, так как за выполнение различных по сложности заданий дается 1 или более баллов.
  7. Все записи выполняйте аккуратно и разборчиво, соблюдайте требования к оформлению решения и записи ответа. 

         Новшества, которые входят в нашу жизнь (ЕГЭ, профильное обучение и др.) могут вызывать негативные эмоции, нести стресс только в том случае, если мы мало о них знаем. Только неопределенность ситуации является пугающим фактором, особенно для формирующейся неокрепшей личности. Данные материалы, являющиеся своеобразным обобщением имеющегося опыта по подготовке выпускников средних общеобразовательных школ, помогут будущим выпускникам, их педагогам и родителям достойно пройти итоговые экзаменационные испытания в новых условиях и успешно реализовать свои дальнейшие жизненные планы. И еще. В школьной жизни главное не 23 «пятерки» в школьном аттестате, а главное – найти себя за  эти годы; найти путь, по которому вы успешно можете идти по жизни дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"

В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк)

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагог...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...