Проектная методика в преподавании английского языка
методическая разработка (10 класс) на тему

Давыдкина Светлана Владимировна

Применение на практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов

Давыдкина Светлана Владимировнаучитель английского языка

В данной статье мне бы хотелось поделиться опытом использования проектной методики при обучении английскому языку учащихся 10-11х классов. В учебнике “ English 10-11” (автор В.П.Кузовлев ) широко используется метод проектов. Он может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Основной формой обучения в школе по-прежнему остается урок. Но в своей школе параллельно с уроками я веду внеурочную проектную деятельность по предмету.

На внеурочных занятиях иначе организуется учебная деятельность. Из строго регламентируемой обстановки урока учащиеся попадают в зону активного развития, не сдерживаемого строгой оценкой, боязнью не соответствовать образовательным канонам. К тому же они самостоятельно выбирают тему для изучения, а учитель предлагает то, чем особенно интересуется учащийся, в чем особенно силен.

В данной статье хотелось бы обратить внимание на  проект  “ Проблемы подростков”. Тема представленного проекта выбрана не случайно. Считаю, что удачно выбранная тема может служить побудительным мотивом к изучению иностранного языка. Обычно подобные темы вызывают живой интерес и здоровый азарт у учащихся, при этом  возникает много идей.

Предполагаемый проект не содержит упражнений по владению и отработке лексических и грамматических явлений; предполагается, что эта работа уже была проведена. Ознакомимся с теоретическими основами разработки проекта.

Методический паспорт учебного проекта.

Тема проекта: “Problems of Youth.”

Тип проекта: исследовательский с элементами творчества, монопроект, с открытой координацией, внутренний, групповой, краткосрочный.

Цель проекта: проверить эффективность проектной методики как личностно-ориентированной технологии обучения ИЯ.

Возраст учащихся: 10-11 класс

Количество участников: 15 учащихся.

Продолжительность проведения: в течение трех – четырех недель (период прохождения темы и дополнительное время на подготовку презентации).

Режим работыурочный, внеурочный.

Место проведенияг. Апшеронск, МБОУСОШ  № 3.

Материально-техническая база и учебно-методическое оснащение: учебная, методическая литература, компьютер, фотоаппарат, камера, Интернет, мультимедийный проектор.

Дополнительно привлекаемые участники: учитель информатики, библиотекарь, учитель ИЗО , родители.

ЗУН и общеучебные навыки: умение работать с дополнительной литературой, умение вести поиск информации, умение анализировать имеющийся материал, умение определять цели и задачи работы, умение организовать и провести презентацию, владение письменной и устной речью.

Мотивация к познанию, работе: самореализация, самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся.

Содержание и реализация проекта.

В календарном планировании уроки по теме “ Problems of youth” проходят в разделе  “What is Hot with the Young generation?). Рассмотрим этапы подготовки проекта в урочное и внеурочное время:, как планировались уроки, какой учебный материал изучался, какие ставились задачи. Назовем каждое из занятий “Activity” (это не целый урок, а определенный этап на протяжении 3 недель во время изучения темы).

Activity I

Назовем этот этап “погружением в проект”. Учитель пробуждает интерес к теме; проводит анкетирование о том, какие проблемы волнуют подростков. После анкетирования выстроилась цепочка проблем. Было принято решение разработать проект. В результате определили цели и задачи проекта: поиск способов решения проблем подростков, конфликтных ситуаций; а также поставить задачу осмыслить семейные ценности; развивать умения вести диалог, принимать чужие точки зрения.

Итак, вопросы обсуждены. Класс делится на группы. Каждая группа получает задание обсудить, записать ключевыми фразами, почему их волнует определенная проблема подростков. Время ограничено. Произошло “погружение в проект”. Класс принял решение создать молодежный журнал о проблемах подростков. Объявляется конкурс на лучший проект журнала. Учащиеся делятся на подгруппы, каждой предлагается подготовить материал по своему вопросу. Появляется необходимость в знании определенных языковых средств для обсуждения общей проблемы (по ходу обсуждения учитель знакомит с дополнительной необходимой лексикой). На этом этапе возможны и другие виды деятельности (например, овладение грамматическим материалом “Present continuous for speaking about annoying habits”).

Назовем проблемы, предложенные учениками для исследования.

  1. Generation gap.
  2. Crime and teenagers.
  3. Alcohol, drugs, smoking, AIDS.
  4. Why do teens use a Subculture

.Activity II

На этом этапе происходит актуализация уже известного языкового материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами. Одновременно учителем предлагается каждой группе дополнительный список лексики, который может понадобиться для обсуждения их вопроса. После закрепления (в результате выполнения определенных упражнений) активной лексики каждая группа готовит сообщение. Идет работа в малых группах по сбору необходимой информации, анализа и синтеза идей, обсуждение методов проверки принятых гипотез, интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Учащиеся разыгрывают диалоги с психологом, пишут письма в журнал, просят совета у психолога.

Activity III

Продолжается поиск новой информации, обсуждение этой информации и ее документирование. Выбирается способ реализации проекта. Осуществляется отслеживание деятельности каждого ученика по выполнению заданий. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения “под углом нерешенных вопросов”. Формируются умения сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.

Activity IV

Этот этап можно назвать этапом осмысления, сравнения, анализа и коррекции. Учащийся учится анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию, синтезировать идеи. Итак, участники проекта в статьях будущего журнала обсудили все проблемы, с которыми сталкивается большинство их сверстников. Провели исследования и попытались найти выход из проблемных ситуаций. Это были советы психолога в виде писем, персональное анкетирование, анализ анкет. Учащиеся определяют форму и способ защиты проекта; завершается отбор информации и обсуждение в группах. Обсуждаются критерии оформления проекта и его защиты. К следующему этапу проект должен быть оформлен в виде молодежного журнала под названием “My generation”. Сценарий защиты проекта можно разработать во внеурочное время, т.к. эта работа требует большого количества времени и его желательно отрепетировать.

Activity V

Этот этап является заключительным, так как происходит защита проекта. У каждого участника своя роль. В день защиты проект в виде журнала можно выставить в зале для предварительного знакомства. Можно создать экспертную группу из учащихся других классов, которая оценит проект и выставит свои баллы. Необходимо выяснить у учащихся, оправдались ли их ожидания в связи с выполнением проекта, и поискать вместе пути улучшения этого вида деятельности. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации. Учителю не стоит при защите исправлять языковые ошибки, если они не мешают пониманию, так как оценивать проект только на основе лингвистической правильности будет не совсем точно. Лучше всего эти ошибки пометить на отдельном листочке и затем проанализировать их отдельно. Думается, что наличие ошибок не должно стать определяющим при выведении отметки. Ведь учащиеся вкладывают много труда в его создание, работают с удовольствием, приобретают определенные навыки и умения, стараются все сделать наилучшим образом.

Защита проекта–журнала “ My Generation ” (мультимедийная презентация) прошла в виде “ круглого стола ” по следующему сценарию:

  1. реклама журнала;
  2. видеоролики уроков;
  3. рассказ о целях и задачах проекта;
  4. анализ деятельности;
  5. прослушивание стихов;
  6. ролевые игры между подростком и психологом, родителями и подростком, между самими подростками;
  7. анкетирование присутствующих, анализ анкет;
  8. диалоги между слушателями и участниками проекта;
  9. конкурс на лучший рисунок по теме “ Problems of youth ”;
  10. исполнение песен;
  11. подведение итогов;
  12. оценка результатов.

Так как работа завершилась экспертизой, предлагаю рассмотреть параметры внешней оценки презентации проекта (предложенные профессором Е.С.Полат)

Параметры внешней оценки проекта:

  1. значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  2. корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  3. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  4. коллективный характер принимаемых решений;
  5. характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  6. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  7. умения аргументировать свои заключения, выводы;
  8. эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  9. умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность ответов каждого члена группы.

Фрагменты из ученического проекта.

Project “My generation. Problems of youth”.

At one of our English lessons we took part in a talk show. We talked about our problems, listened to others and decided that we needed to get help in solving problems in relationship or any other personal problems. We wanted to find conflict resolution. So we decided to do some research about teenage problems and create a special magazine which will be a good friend for “teens”. So the theme of our project is “problems of youth”. The end-product is a the magazine “My generation. Problems of youth.”

Teenagers. What problems?

While doing the project the members of our group focused on three questions:

  1. Are teenagers a problem in our country?
  2. Do teenagers have problems?
  3. What problems?

With these questions we have the familiar linking of the words ‘teenagers’ and ‘problems’ and this set us thinking why the two words are so inextricably linked. Why should teenagers be more of problem than, say, middle-aged people or babies? And why should they have the prerogative on having problems? Let’s see if we can come up with some answers and the best way to that is to ask questions.

The list of personality quizes and analysis.

  1. How is your self-image?
  2. Clothes sense
  3. Do you have healthy habits?
  4. Your attitude to smoking

The list of articles.

  1. Teenage years. Do they bring luck?
  2. What problems?
  3. Generation gap
  4. How to train your parents?
  5. Eating habits
  6. Can we stop bullies?
  7. Getting a job
  8. Money
  9. Crime and teenagers
  10. Alcohol and drugs
  11. Smoking
  12. Why do teens use a subculture?
  13. Agony column. Psychologist advice
  14. Journalists of the magazine
  15. Was the work over the project useful for us?

Agony column.

Teenager’s letter.

Sometimes I feel that life isn’t worth living at all. All my friends are gorgeous; they’ve got so many guys after them. I’m ugly! I have pimples, I wear glasses, and on top of all, I’m fat. I eat everything what I can find in the fridge. I’m just horrible. Is that what you can call life?

Liza, 15.

Psychologist’s advice.

Dear, Liza!

You think that you are ugly, fat and horrible? You shouldn’t think so! You can slim down. Only believe in yourself. You are only 15. I get a lot of letters (about 15 000) from teenagers with the same problem. Consequently, 15 000 teenagers are ugly? It’s unreal! You are so pessimistic. But you are unique girl. Send us your photo. I think you’ll find a lot of friends.

Journalists and founders of the magazine.

Designer, editor-in-chief, deputy editor, picture editor, copy editor, manager of the project (the teacher).

Student 1: I was a designer and technical editor of the magazine. I decided on the magazine’s visual style – the layout of the cover and every page, the pictures or photos, and other visual aids. I also constructed all the materials to be set on every page according to the plan. I was responsible for chapters ‘Clothes sense’ and ‘Crime and teenagers’.

Student 2: I was the Editor-in-chief. I decided what should be included into the magazine, watched that everyone had a chance to participate in the discussion, summarized what had been said and announced the decision. I wrote the articles ‘Generation gap’ and ‘Alcohol and drugs’.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика в преподавании английского языка

Данная технология применяется в преподавании английского языка....

Проектная методика в преподавании английского языка

В данной статье рассматривается проектный метод в преподавании английского языка в рамках учебного курса В.П. Кузовлева и др. Здесь проектный метод - это многоэтапная работа, основанная на обучении тв...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

 Согласно стандартам основного общего образования по иностранному языку практической целью обучения английскому языку является достижение учащимися коммуникативной компетенции на допорогов...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

В  данной работе рассказано о применении проектно методики на уроках иностранного языка в начальной, средней и старшей школе. Приведены критерии оценивания работ....

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка на старшей ступени обучения

На современном этапе развития педагогической науки среди многообразия новых технологий, использующих личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, наиболее часто упоминается проектная ...

Использование проектной методики в преподавании иностранного языка

О преимуществах применения проектной методики как педагогической технологии в развитии современной дидактики...

Статья «Использование проектной методики в преподавании иностранного языка»

laquo;Использование проектной методики в преподавании иностранного языка»...