"Обучение коммуникативной грамматике в рамках практического овладения иностранным языком"
статья по теме

Фаузетдинова Эльвира Фаилевна

Статья раскрывает основные вопросы педагогического проекта по теме "Обучение коммуникативной грамматике в рамках практического овладения иностранным языком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vystuplenie_fauzetdinova.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

тема Обучение коммуникативной грамматике в рамках практического овладения иностранным языком

Фаузетдиновой Эльвиры Фаилевны

В наши дни знание хотя бы одного иностранного языка просто необходимо. Но владеть иностранным языком – это не значит знать грамматические правила, лексику или уметь пользоваться словарем.

Язык необходим для того, чтобы на нем общаться непринужденно так, как вы говорите на своем родном языке. Практическая цель обучения иностранному языку  состоит в формировании умений и навыков устной речи, чтения и письма.

Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении языком и, следовательно, о развитии «коммуникативной компетенции». При этом языковая компетенция и её составляющая часть – грамматические навыки и умения, занимают ведущее место в процессе достижения этой цели. Бесспорно, что коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения.[2]

Очевидно, что насущные проблемы современной школы – это воспитание речевой культуры, создание предпосылок к заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами, формирование умения общаться (не только говорить, но и слушать другого), вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.

Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц.

Грамматика – это один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы.

Чаще всего преподаватели придерживаются традиционного метода обучения грамматике. Работа над грамматической стороной языка ограничивается чтением правила, тренировкой в предложениях (с опорой или без опоры на таблицы/схемы). В отсутствии реальной коммуникации на уроках иностранного языка появляются пробелы в знаниях у учеников, а главное трудности в выражении своих мыслей.[4]

В связи с этим проблема методов в обучении грамматической стороне речи  представляется одной из наиболее актуальных.

Таким образом, необходимо внедрение таких методов обучения грамматической стороне речи, которые соответствовали бы современным требованиям, предъявляемым к предмету « Иностранный язык». Одним из таких подходов является функциональный или коммуникативный подход. Коммуникативная методика предполагает обучение грамматике на функциональной и ситуативной основе. Это означает, что грамматические явления изучаются и усваиваются не как “формы” и “структуры”, а как средства выражения определённых мыслей, отношений, коммуникативных намерений и введение их в речевой опыт. Безусловно, знание грамматических правил необходимо для успешного владения иностранным языком

Актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью в плане подбора  материалов, наиболее полно реализующих принципиальные положения коммуникативного подхода к обучению грамматической стороне речи.

 Цель настоящего проекта заключается в определении эффективности коммуникативного подхода к обучению иноязычной грамматики в условиях  среднего этапа средней школы и определение оптимальных типов и видов упражнений, направленных на создание грамматических основ английской речи (как устной, так и письменной) в указанной аудитории.

Объектом исследования данной работы  является коммуникативный подход к обучению грамматическим явлениям английского языка.

Предметом исследования является методика обучения коммуникативной грамматике на среднем этапе школьного обучения.

В качестве гипотезы выдвигается следующее:

Применение коммуникативного обучения грамматической стороне речи будет способствовать эффективному формированию грамматических навыков и формированию коммуникативной компетенции.    

Для достижения поставленной цели требуется  решить следующие задачи:

  1. Определить современные требования к обучению ИЯ
  2. Изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по данной проблеме.
  3. Раскрыть сущность коммуникативного подхода к обучению грамматической стороне речи.
  4. Разработать комплекс упражнений на основе коммуникативного (функционального) подхода.  
  5. Экспериментально проверить эффективность функционального подхода и разработанного комплекса упражнений при коммуникативном обучении грамматике в условиях средней школы. 

           Сроки реализации проекта: 2011-2014 годы.

Проект предполагает достижение поставленных целей и задач через три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Планируемые результаты проекта:        

  1. Систематизация информационных источников по теме проекта.
  2. Рост качества знаний на 10%.
  3. Уровень качественной успеваемости по видам речевой деятельности (говорение, письмо, чтение,  аудирование) составит 65 % и более.
  4. Расширение банка средств, методов обучения коммуникативной грамматике.
  5. Разработка уроков и мультимедийное сопровождение.
  6. Разработка методических рекомендаций для педагогов по теме
  7. Рост удовлетворенности результатами обучения иностранному языку со стороны обучающихся и их родителей.
  8. Разработка пакета диагностических материалов.
  9. Продукты учебной деятельности обучающихся.

Механизмов оценки результатов работы может быть несколько:

  1. Контроль знаний, взаимоконтроль, самоконтроль.
  1. Успешность творческих, исследовательских работ, проектов.
  2. Тестирование и анализ.

Методы оценки и диагностики:

  1. внутренняя и внешняя экспертиза;
  2. экспертиза методических рекомендаций;

Деятельность в рамках исследования

Сроки реализации проекта: 2011-2014 годы.

Проект предполагает достижение поставленных целей и задач через три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный (диагностико-проекционный) (2011-2012гг.)

  1. Сбор, анализ, подбор необходимых информационный источников по теме исследования
  2. Разработка плана проектной деятельности.
  3. Стартовый мониторинг.
  4. Информирование о проекте, его потенциале и пользе на заседаниях МО и педагогическом совете.

Результаты первого этапа:

  1. информационная база по теме  « Коммуникативная грамматика»;
  2. методические материалы  «Обучение коммуникативной грамматике в рамках овладения - проблемы и перспективы».

Основной этап ( 2012-2013 гг.). На втором этапе осуществляется запуск и апробация новшества. Инновационный подход реализуется через использование интерактивных компьютерных технологий, медиаресурсов, проектной деятельности, личностно-ориентированного подхода, проведения интегрированных уроков на всех этапах реализации исследования.

1.Структурирование собранного необходимого информационного материала.

2.Построение педагогической модели обучения коммуникативной грамматике школьников, включающую урочную и внеклассную деятельность.

3.Разработка, редактирование мультимедийного сопровождения уроков, внеклассных мероприятий по теме.

4.Создание методических рекомендаций для учителей, отражающих систему работы обучения коммуникативной грамматике.

5.Подбор, разработка, систематизация материалов для  диагностики формирования грамматического навыка обучащихся.

6.Проведение промежуточных мониторингов эффективности внедрения проекта.

Заключительный этап (2014 год)

  1. Подведение итогов.

2.Оценка эффективности проекта.

     3. Рефлексия.

     4. Итоговый мониторинг эффективности проекта.

Практическая значимость состоит в том, что предлагается конкретный материал по обучению грамматической стороне речи, по формированию умений и навыков в виде разработанного комплекса упражнений, который в дальнейшем может быть использован для обучения на среднем и старшем этапах общеобразовательной школы.

4.1.Формирование грамматических навыков и умений

Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика.

  В настоящее время, в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных.

 Грамматический навык -  синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого - синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи.[21]

В грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:

  1. выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);
  2. оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определённым временным параметром;
  3. оценка правильности и адекватности этих действий

Коммуникативная методика предлагает нам другой подход в обучении грамматике.

Коммуникативная методика преподавания грамматики  направлена на приобретение коммуникативных навыков. Она учит учеников выражать свои мысли и эмоции используя грамматические структуры.

При этом учебный процесс должен быть организован таким образом чтобы учащиеся как можно точнее имитировали условия реального языкового общения.

В условиях коммуникативного подхода в обучении иностранному языку методы и приёмы обучения грамматической стороне языка должны базироваться на следующих принципах:

  1. принцип ситуативности;
  2. функциональности;
  3. речемыслительной активности;
  4. новизны;
  5. индивидуальности;
  6.  Коллективного взаимодействия

            Коммуникативный подход к обучению требует соблюдения следующих принципов:

1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам через общение. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать-слушая, читать-читая. Прежде всего, это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению,  тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики  и грамматики с немедленной реализацией; не допускается ни одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях  реального общения.

2. Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования (употребления). Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы. Функциональность  предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую - либо речевую задачу – подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о  чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.

3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем  общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т. д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию – оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

5. Личностная ориентация общения. Безликой  речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек всегда отличается от другого и своими природными  свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он свой), контекстом деятельности (у каждого из учащихся свой набор деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций (один гордится своим городом, другой - нет), своими интересами, своим статусом (положением) в коллективе (классе).

Коммуникативное обучение предполагает учет всех  этих личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, мотивированы взаимоотношения и т. д.

6. Коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи     остальных.

        Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают:

игровые ситуации,

работа с партнером,

задания на поиск ошибок

, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически .

 На уроках большое внимание уделяется работе в парах и мини-группах. (фото). Обучающимся    предлагаются темы или вопросы для обсуждения, и они пробуют свои силы в реальном общении. Обучающиеся  учатся воспринимать речь собеседника, стараться строить как можно более понятные и четкие фразы. Важную роль здесь играют творческий подход к занятиям и самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах:

предъявление речевого образца,

 тренировка,

 применение в речи. 

Для каждого из этапов следует использовать соответствующие их целям упражнения.

На I этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Ознакомление с новым учебным материалом для продуктивного усвоения осуществляется чаще всего в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении.

Одновременно на слайде

I этапу соответствуют следующие упражнения:

  1. подчёркивания;
  2. выписывание;
  3. грамматический разбор;
  4. модель – SOS

На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, осуществляется через тренировочные упражнения:

Одновременно на слайде

II этапу соответствуют следующие тренировочные упражнения:

  1. имитационные;
  2. повторительные;
  3. трансформационные;
  4. подстановочные (таблицы);
  5. упражнения игрового характера.


Тренировочные упражнения сами по себе не ведут к умению участвовать в коммуникации. Отработка отдельных элементов, грамматических структур  – это обязательный этап  овладения языком. Но кроме этого необходимо развивать навыки спонтанной коммуникации в соответствии с потребностями ситуации, а для этого требуется система коммуникативно-ориентированных упражнений.

На III этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков. Упражнения этого этапа должны иметь коммуникативную значимость.  

виды заданий На III этапе

Одновременно на слайде

  1. коммуникативные задания;
  2. учебные и естественные речевые ситуации (УРС и ЕРС);
  3. коммуникативные игры.


В коммуникативно-ориентированном обучении используются коммуникативные задания, которые можно разделить на две большие группы: “функционально-коммуникативные” и “взаимодействия в группе”.

 Функционально-коммуникативные задания включают (на слайде, озвучивается частично)

 сравнение набора картинок и изображений

, восстановление логической последовательности в серии фотографий или фрагментов текста,

обнаружение отсутствующих элементов в изображениях и текстах,

формулирование точных инструкций партнёру для успешного выполнения им задания,

поиск ответа на вопрос путём соединения вместе всех фактов, известных остальным участникам

и др.

Взаимодействия в группе организуются(на слайде, озвучивается частично)

 как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др.

Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых.

       Важное условие реального общения – необходимость говорить на иностранном языке – достижимо в заданиях, предполагающих иностранного получателя информации. Например, предлагается написать письмо иностранцу, рассказать о своём городе, хобби и т.д. Можно предложить прослушать сообщение о погоде на завтра и сказать, какая погода будет в Лондоне.
Любая грамматическая тема может быть использована при обсуждении актуальных и интересных для учащихся тем в ситуациях, приближенных к естественным. Важно чётко определить цель задания, чтобы побудить учащихся к активному использованию языка для осуществления успешной практической деятельности.

Занимательная тема задания, обсуждение какой-то важной проблемы или учебная игра формируют внутреннюю мотивацию учащихся. В результате использования коммуникативно-ориентированных заданий они овладевают способами практических действий с грамматическим материалом и интегрируют его в речи, в виде постановки вопросов, объяснения, в рассказах, выражении мыслей, высказывание идей.

Промежуточные Результаты проекта

В процессе реализации второго этапа  для определения степени сформированности навыков, а также эффективности применяемого подхода и разработанной системы упражнений, в ходе опытного обучения был проведён ряд срезов, как устных, так и письменных (сочинение, письмо и др.). Такие виды работ как сочинение и письмо требуют от учащихся творческого подхода к выполнению задания и представляют собой некую коммуникативную задачу, которую учащийся должен решить.  Таким образом, в ходе выполнения таких видов работ учащиеся могли  выбирать, использовать изучаемое грамматическое явление или нет. Если учащиеся не избегают употребления грамматического явления, то это говорит о достаточной степени сформированности грамматического навыка для решения коммуникативных задач на иностранном языке,

Что касается письменных тестов, то они включали в себя различные виды заданий, которые дали возможность проанализировать степень сформированности грамматического навыка учитывая такие качества грамматического навыка, как гибкость, сознательность и устойчивость, характерные для письменной речи.

Устные срезы, представляли собой  монологические и диалогические высказывания, в ходе которых оценивались такие качества грамматического навыка как автоматизированность, устойчивость, сознательность, гибкость и относительная сложность.

 Для анализа результатов устных срезов применяется метод экспертов, с помощью которого проводится наблюдение за развитием качеств навыка  на протяжении всего эксперимента и по результатам промежуточных срезов были сделаны соответствующие выводы.

Для проведения промежуточных  устных срезов были избраны такие виды работ как ролевая игра и проектная работа, которая выполнялась в парах либо в группах. При выполнении таких типов заданий представляется возможность оценить сформированность грамматического навыка во всех видах речевой деятельности (ролевая игра: говорение, аудирование, чтение; проектная работа: говорение, письмо, аудирование, чтение). Кроме того такой вид работы как ролевая игра имитирует ситуацию реальной коммуникации, а при выполнении проектной работы представляется необходимым решение поставленной

На первой диаграмме, приведённой ниже, отражена положительная динамика обучения коммуникативной грамматике 7,8,9 классов МБОУ СОШ №87, участвующих в проекте(февраль 2012 – ноябрь 2012 г.). В среднем качество выполнения срезов по английскому языку за полгода повысилось на 6 %.

 

ДИАГРАММА (слайд )

Ход и результаты реализации инновационного педагогического проекта были освещены на заседании МО в мае 2012г, на интернет-педсовете в октябре, на педагогическом  совете в ноябре 2012г, опыт работы по теме был представлен в материалах  Всероссийской научно-практической конференции «Современная наука: опыт, теория и перспективы».

Заключение

Коммуникативный подход в преподавании иностранных языков, и в частности грамматической стороны речи, позволяет наиболее оптимально достичь основных целей, которые ставятся перед предметом иностранный язык в настоящее  время.

Коммуникативный подход отдаёт предпочтение использованию личностно - ориентированных технологий, что делает возможным заметно повысить мотивацию и стимулировать творческую активность учащихся, что в итоге приводит к повышению эффективности применения данного подхода. 

      Данные основные положения коммуникативного подхода нашли отражение в разработанном комплексе упражнений и реализуются практически в процессе обучении.

 На материале проведённого эксперимента, было доказано, что коммуникативный подход является эффективным средством формирования грамматических навыков и умений, направленных на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации, а разработанный комплекс упражнений может служить практическим пособием, используемым для преподавания грамматической стороны речи на среднем и  старшем этапах средней школы.

Дальнейшее развитие проекта

Развитие проекта может идти по следующим направлениям:

  1. расширение и углубление информационной базы по развитию методики обучения коммуникативной грамматике;
  2.  стабильное существование инновационного проекта в школе;
  3. вовлечение в проект большинство членов педагогического коллектива.

Одновременно данный проект предоставляет широкие возможности для интеграции общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности. В рамках данного проекта составляется факультативная  программа «Коммуникативная грамматика». (Приложение 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Мотивация успеха – необходимое условие овладения иностранным языком.

Статья раскрывает вопрос развития  мотивации    успеха как необходимого условия  овладения иностранным языком...

Игровые технологии на уроках как условие повышения мотивации к овладению иностранным языком

Статья предназначена для учителей английского языка. В статье представлен один из способов повышения интереса к иностранному языку....

Коммуникативный метод обучения. Особенности и принципы использования на уроках иностранного языка.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных компетенций, необходимых для осуществления межличностного ...

« Развитие коммуникативно - познавательной деятельности учащихся в процессе овладения иностранным языком»

Что же служит источником развития речемышления на уроках иностранного языка и как необходимо организовать обучение, чтобы решить коммуникативную задачу - вызвать у учащегося потребность в иноязычной р...

Доклад по теме «Стратегии усвоения, используемые в процессе обучения и овладения иностранным языком. Классификации стратегий усвоения

Доклад по теме «Стратегии усвоения, используемые в процессе обучения и овладения иностранным языком. Классификации стратегий усвоения...

Использование видео в процессе овладения иностранным языком как эффективная технология обучения

Использование видео в процессе овладения иностранным языком как эффективная технология обучения...

«Особенности обучения аудированию учащихся младшей школы на уроках английского языка (1-4 классы) и психолого-педагогический подход в выборе лучшей возрастной аудитории в овладении иностранным языком»

Данная статья посвящена вопросу преодоления трудностей у учащихся младшей школы в освоении  одного из самых тяжелых видов речевой деятельности - АУДИРОВАНИЕ....