компетентность учителя
статья по теме
статья ,характеризующая компетенность учителяп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnost_uchitelja_seminar.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Главной сегодняшней задачей образова-
ния взрослых является производство
компетентных людей – людей, которые
были бы способны применять свои зна-
ния в изменяющихся условиях, и …чья
основная компетенция заключалась бы в
умении включаться в постоянное само-
обучение на протяжении всей своей жизни.
М.Ноулз
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества ,т.е. реализовывать ключевые компетенции ? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков. Попробуем разобраться в этом вопросе.
В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериями и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности. Компетентностного специалиста (и учителя в том числе) с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т.е. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач «здесь и сейчас».
Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности учителя:
- Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
- Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А.К.)
- Компетентность - это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)
- Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
- Компетентность- это совокупность профессионально-педагогических компетенций.(Соловова Е.Н.)
Таким образом, получается, что компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности. Тогда логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции. Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:
- Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
- Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
- Управленческая компетенция, т.е. владение умениями провоить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная компетенция,т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
- Креативная компетенция,т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Для оценки профессиональных компетенций учителя можно воспользоваться следующей таблицей:
Критерии оценки профессиональных компетенций учителя
№ п/п | Характеристики, определяющие успешность учителя | 8-10 баллов-оптимальный уровень | 6-7 баллов- достаточный уровень | 5 баллов и ниже – Критический уровень |
1 | Предметная компетенция: Знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета | Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся. | Учитель хорошо знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, но использует материалы публикаций нерегулярно – для подготовки выступлений, отчетов. В содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приемы вводит эпизодически | Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, меьодики |
Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности. | Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса активно использует эти понятия. | Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика. | Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика. | |
Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения | Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении , строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников | Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным учеником | Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения | |
Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. | Учитель владеет технологиями самоанализа,умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Уметь спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. | Учитель испытывает затруднение при целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса. | Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в обучении. | |
Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент | Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы. | Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве. | Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения | |
Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу | Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад | Учитель способен самостоятельно описать свой опыт, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи | Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом | |
Информационно-коммуникативная компетенция | Учитель владеет основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса | Учитель находится на начальном этапе становления информационно-коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения. | Учитель практически не знает содержание ИК-технологий и не использует их в учебном процессе. |
Анализ выделенных профессиональных компетенций позволяет определить уровень состояния компетенций в образовательном учреждении на данном временном отрезке, что важно лично для учителя, а также для определения проблемных ситуаций и принятия управленческих решений, что важно для администрации ОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«От компетентного учителя английского языка к формированию компетентного ученика по средствам современного технологического коммуникативно – ориентировнного обучения.»
В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к постро...
Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.
Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....
Удостоверения о прохождении курсов "ИКТ-компетентность учителя при обучении детей-инвалидов с использованием Интернет и компьютерных технологий. Основы работы. Специальные компьютерные инструменты учителя-предметика.
Удостоверения о прохождении курсов...
Доклад на августовское совещание учителей родного языка "Повышение компетентности учителя удмуртского языка и литературы в рамках введения ФГОС. ИКТ – компетентность"
Данный доклад был подготовлен к выстплению на августовском совещании учителей родного языка...
Статья: «Роль учителя информатики в формировании ИКТ - компетентности учителей и учеников»
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую я дол...
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения компетентности ученика)...
Мастер – класс «От компетентности учителя к компетентности обучающегося»
Цель: возрастание мотивации педагогов к повышению профессионального мастерства в условиях новых требований к компетентности учителяЗадачи:• формирование технологии приращения педагогических...