Урок иностранного языка и его методическое содержание.
статья по теме

 Урок – основное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_inostrannogo_yazyka_i_ego_metodicheskoe_soderzhanie.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок иностранного языка и его методическое содержание.

 Урок – основное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей. Особенность урока ИЯ заключается в том, что он – не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цепи уроков.

Основными психолого-педагогическими и методическими требованиями    к   уроку иностранного языка являются коммуникативность, индивидуализация процесса обучения, речевая направленность заданий,   ситуативность обучения, новизна.

Основа для построения урока – это совокупность научных   положений, определяющих его особенности, структуру, логику и приемы работы. Эту  совокупность называют методическим содержанием урока.

Коммуникативность.  Если необходимо научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно  процессу  общения (коммуникации). Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений: учащийся сможет действовать в реальных условиях.

Индивидуализация. Любой человек есть индивидуальность со всеми присущими ей особенностями. В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость, ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Она тесно связана с сознанием, со всеми психическими сферами человека как личности. Нельзя эффективно обучать речевой деятельности, не обращаясь к индивидуальности учащегося. Следовательно, учителю необходимо изучить учеников класса, их интересы, характеры, взаимоотношения, жизненный опыт, мотивационную сферу и многое другое. Сложность заключается в том, что эти знания нужно использовать при определении содержания упражнений и их организации. Не только содержание обучения, но и одни и те же приемы и методы по-разному влияют на учащихся в зависимости от их индивидуальных особенностей. Например, парная работа не даст никакого эффекта, если «собеседники» данной пары не питают симпатии друг к другу; бессмысленно  предлагать классу задание – обращаться с вопросами к ученику, если речевой статус его в коллективе низок; не стоит подгонять флегматика или предлагать индивидуальное задание тому, кто по характеру общителен и любит беседу в группе.

Индивидуализированные задания удобно задавать на дом. В этом случае происходит сочетание индивидуального обучения с групповым: ученик  рассказывает в классе то, что выучил дома. Поскольку его товарищи не знакомы  с содержанием его рассказа, то интересно и им, и рассказчику. Такая работа   используется и в качестве речевой зарядки на уроке.

Речевая направленность. Речевая направленность, прежде всего, означает практическую ориентацию урока. Именно практической речевой деятельности следует посвящать почти все время урока. Каждый урок должен решать какие-то конкретные практические задачи и приближать ученика  к его цели; не только учителю, но и ученикам надо знать, каким речевым навыком или каким умением они овладеют к концу урока.

Ситуативность. Ситуативность обучения иностранному языку требует, чтобы все произносимое на уроке как-то касалось собеседников – ученика и учителя, ученика и другого ученика, их взаимоотношений. Ситуативность – это и есть соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники. Ситуативность – условие, жизненно важное для обучения говорению. Ситуация это стимул к говорению. Сущность ситуативности показывает, что ее реализация немыслима без личностной индивидуализации, так как создание на уроке ситуаций как системы взаимоотношений возможно только при хорошем знании потенциальных собеседников, их личного опыта, контекста деятельности, интересов, чувств и статуса их личности в коллективе класса. Итак, ситуативность как компонент методического содержания урока определяет следующие положения:

  1. ситуация общения на уроке может быть создана лишь в том случае, если она будет основываться на взаимоотношениях собеседников (учеников и учителя);
  2. каждая фраза, произносимая на уроке, должна быть ситуативной, т.е. соотноситься с взаимоотношениями собеседников;
  3. ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и в процессе формирования навыков, т.е. в подготовительных упражнениях (лексических и грамматических).

Новизна. Иностранным языком невозможно овладеть только путем интенсивного  заучивания,  поскольку это, во-первых, неэффективно: можно выучить массу  диалогов и текстов и не уметь говорить на иностранном языке, а во-вторых, неинтересно. При обучении говорению на иностранном языке принцип новизны предполагает постоянную вариативность речевых ситуаций, которая нужна для того, чтобы подготовить учащегося к «встрече» с любой новой ситуацией, а не только с той, которая встречалась на уроке. Достигается такое умение путем постоянного варьирования речевых ситуаций, путем замены в речевой ситуации каждый раз какого-то нового компонента: речевой задачи, собеседника, количества собеседников, взаимоотношений собеседников, события, которое меняет эти взаимоотношения, характеристики собеседника или какого-то объекта, предмета обсуждения и т.п. Все это необходимо для того, чтобы обучать общению в адекватных условиях.

Новизна как компонент методического содержания урока иностранного языка является одним из главных факторов, обеспечивающих интерес учащихся. Здесь имеется в виду новизна содержания учебных материалов, новизна формы урока (урок-экскурсия, урок-пресс-конференция), новизна видов работы, - иначе говоря, постоянная (в разумных пределах) новизна всех элементов учебного процесса.

Требования к уроку иностранного языка.

  1. Речевая направленность урока иностранного языка. Она предусматривает формирование четырех видов этой деятельности – слушания, говора, чтения, письма, на уроке. Речевая направленность урока означает коммуникативный характер упражнений – это всегда речевая деятельность в новых ситуациях с определенной целью.
  2. Комплексность урока. На уроке иностранного языка все аспекты языка – фонетический, лексический, грамматический – изучаются взаимосвязанно, этим же обуславливается и обучение всем видам речевой деятельности.
  3. Иностранный язык – цель и средство обучения. Вещание учителя является средством обучения, образцом для наследования, стимулом, который побуждает к говорению. Создание иноязычной атмосферы на уроке должно стать одной из задач учителя иностранного языка.
  4. Высокая активность умственно речевой деятельности учеников. Задание учителя заключается в привлечении их к активной внутренней и внешней речевой деятельности и поддержанию ее в течение урока.
  5. Разнообразная форма работы учеников. Особенный эффект дает сочетание индивидуальных форм работы с коллективными. Коллективными формами работы является: кооперативная учеба, учеба в игре, дискуссия, метод проектов и другие.
  6. Мотивационное обеспечение учебной деятельности. Материалы что используются на уроке, должны быть интересными, отвечать вкусам учеников. Приемы работы с учебным материалом также должны привлекать учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Современный урок иностранного языка: способ проектирования, методические принципы, структурные элементы.

Данный материал посвящен проблемам ведения современного урока иностранного языка в свете стандартов второго поколения. Внимание будет уделено проектированию урока, методическим принципам построения ур...

Доклад "Рефлексия содержания учебного материала на уроках иностранного языка"

В докладе рассказывается о различных приёмах рефлексии на уроках иностранного языка....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...

Методические рекомендации для учителей иностранного языка «Развитие способностей обучающихся к научному творчеству в рамках урока иностранного языка и неаудиторной деятельности школьников»

Методические рекомендации будут интересны учителям иностранных языков, которые стремятся заинтересовать своих учеников исследовательской деятельностью. В методической разработке содержатся приемы рабо...