Рабочая Программа
рабочая программа по французскому языку (5, 9 класс)

Парфенова Любовь Николаевна

Рабочая Программа Внеурочной деятельности " Проектно-исследовательская деятельность "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ooo_vud_pid_parfenova_l.n.docx47.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ « ШКОЛА № 1286»

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Проектная и исследовательская деятельность»

34 часа

6 , 9 класс

Составитель:

Парфенова Любовь Николаевна,

учитель высшей квалификационной категории

Москва, 2023

АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС  основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов  внеурочной  деятельности Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Важность реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Программа востребована в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом — культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т п. Являясь  значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, программа позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и , в перспективе , во взрослой самостоятельной жизни Программа позволяет  школьнику более глубоко изучить интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести  важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир: Программа развивает:

А) навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату;

Б) навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих творческих профессий;

В) навык уважительного отношения к чужим взглядам и иде- ям, оформленным в работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной собственности;

Г) навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;

Д) навык работы со специализированными компьютерными про- граммами, техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника

Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки= .

Варианты реализации Программы и формы проведения занятий

Программа курса рассчитана на 34 ч, в рамках которых предусмотрены такие  формы  занятий,  как  беседа,  обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога, конкурс, итоговая научно-практическая конференция

  1. Содержание курса
  1. Введение -1 час

Индивидуальные взгляды, интересы, увлечения школьника как основа выбора направления проектно-исследовательской деятельности, повышающая вероятность ее успеха.

Примеры исследовательских проблем в гуманитарной сфере.

  1. Общий замысел проектно-исследовательской работы 2 час

  2. Этапы работы над проектом или исследованием: -3 час

       Выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы формулировка     цели и задач, разработка гипотезы (для исследовательских работ)или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), решение поставленных задач, формулирование выводов о полученных результатах, итоговое оформление текста с описанием проведенного  исследования или реализованного проекта, защита работы.

Задачи как отражение этапов предстоящей работы, как  преодолеваемые препятствия на пути к достижению цели.

  1.  Консультации для школьников (по запросу) по вопросу первых шагов реализации проекта или исследования. -8 час

  1. Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч)

  2. Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа школьника над решением поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных Обратная связь от целевой аудитории в ходе реализации проекта и после его окончания. .Анализ разработанности проблемы в научной литературе как важная часть настоящего исследования. Этика исследователя.  Плагиат и цитирование высказываний других авторов. Правила оформления ссылок на использованную литературу. Эксперимент. Особенности проведения эксперимента в гуманитарной сфере, этика экспериментатора.
  3. Оформление результатов. Гуманитарное исследование как авторское видение изучаемого объекта или явления, представленное в его описательной модели.   10 час

     Структура и правила оформления текста описания проектной или исследовательской работы: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), описание (возможно, разбитое на параграфы) процесса решения поставленных задач, заключение с формулированием выводов о полученных результатах, список использованной литературы (для исследовательских работ) .

  1. Анализ сделанного.  Описание проделанной проектной или исследовательской работы как способ самоанализа и возможность передать другим людям свои опыт и знание.

  1. Презентация и защита работ
  1. Планируемые результаты освоения курса

В сфере гражданского воспитания:

  1. готовность к разнообразной совместной деятельности в рам- ках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школь- ном самоуправлении;
  2. готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
  3. готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами пользуется школьник во время проведения исследования или с которыми он вступает во взаимодействие во время реализации проекта;
  4. активное участие посредством реализации социально ориентированных исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.
В сфере патриотического воспитания:
  1. осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских  гуманитарных наук;
  2. ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям  разных  народов,  проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев — историков, психологов, социологов, педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
  1.  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально- этических принципов в деятельности исследователя;
  2.  готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  3.  свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания:
  1.  восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе проектно-исследовательской деятельности, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
  2.  осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  1.  осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований и важнейшего ориентира для проектных работ;
  2.  способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с реализуемым школьником социальным проектом или публичной защитой собственного исследования, осмысляя собственный опыт проектно-исследовательской деятельности и выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего.
В сфере трудового воспитания:
  1.  установка на активное участие в решении практических за дач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных или групповых проектов;
  2. интерес к практическому изучению профессий и труда раз личного рода, в том числе на основе применения знания, полученного в ходе исследования
В сфере экологического воспитания:
  1. ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
В сфере понимания ценности научного познания:
  1. ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  2. овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания мира;
  3. овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия .
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
  1. освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  2. способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности через практическую проектную и исследовательскую деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других);
  3. навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, формулировать собственные исследовательские или проектные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
  4. умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий .

Метапредметные результаты

Овладение универсальными познавательными действиями

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной задачи выявлять закономерности и  противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать вопросы как исследовательский инструмент;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану исследование по установлению особенностей объекта изучения, при- чинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинаци ями;
  • оценивать надежность информации; эффективно систематизировать информацию

      Овладение универсальными коммуникативными действи ями

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной проектной или исследовательской работы при решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
  • выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы, достигать качественного результата по свое- му направлению и координировать собственные действия с дру гими членами команды;
  • оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия

Овладение универсальными регулятивными действиями

  • владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской и проектной работы (выявление проблемы, требующей решения);
  • составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля — осуществлять самоконроль, рефлексию и самооценку полученных результатов исследовательской или проектной работы;
  • вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей

Предметные результаты  

    Участие в исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием ино- язычных материалов;

  • использование иноязычных словарей и справочников, в том числе информационно-справочных систем в электронной форме
  • умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
  • приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности

Уровни предполагаемых результатов

Предметные и метапредметные результаты (м)

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

Понимать в ходе общения простые высказывания собеседника в рамках знакомой темы/ситуации

Понимать основное содержание аудио- и видеотекстов, используя языковую догадку (м)

Соотносить информацию, полученную в визуальном и аудиальном виде (м)

Осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого.

Активное участие в жизни организации; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

 

Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках Организации) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

 

Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая группы, сформированные по профессиональной деятельности

 

Распознавать на слух в разговоре с собеседником даты, место, время, количество

Извлекать интересующую информацию в аудио- и видеотекстах при наличии незнакомых слов и грамматических конструкций (м)

Обобщать представляющую интерес прозвучавшую информацию (м)

Распознавать на слух инструкции, указания, вопросы, просьбы

Отделять в аудио- и видеотекстах существенную информацию от несущественной и игнорировать неизвестный языковой материал (м)

Детально понимать содержание аудио- и/или видеотекста и определять его индивидуальную значимость (м)

Прогнозировать содержание текста на основе заголовка, иллюстративного ряда, ключевых слов в несложных аутентичных прагматических и художественных текстах (сказки, рассказы, сообщения и др.) (м)

Понимать основное содержание несложных аутентичных прагматических и художественных текстов (сказки, рассказы, сообщения и др.), используя языковую догадку (м)

Обобщать содержание текстов разных жанров и форматов (сказки, рассказы, сообщения и др.) и делать выводы) (м)

Находить и понимать отдельные элементы в несложных аутентичных прагматических и художественных текстах (сказки, рассказы, сообщения и др.)

Извлекать необходимую информацию из несложных аутентичных прагматических и художественных текстов (сказки, рассказы, сообщения и др.) (м)

Оценивать найденную в коротких сообщениях, сказках, сообщениях и др. информацию с точки зрения её значимости для решения коммуникативной задачи (м)

Полно и точно понимать содержание несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, сообщения и др.), используя иноязычные словари

Отличать в несложных аутентичных текстах прагматического характера (сказки, рассказы, сообщения и др.) существенную информацию от несущественной (м)

Устанавливать причинно-следственные связи в несложных аутентичных текстах прагматического характера (сказки, рассказы, сообщения и др.) (м)

Запрашивать и предоставлять информацию с опорой на образец с учетом социокультурных и ситуативных особенностей коммуникации, соблюдая нормы произношения и интонацию

Выражать отношение, комментировать высказывание собеседника, соблюдая нормы произношения и интонацию (м)

Сопоставлять свои суждения с суждениями других участников беседы, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, соблюдая нормы произношения и интонацию (м)

Формулировать простые высказывания по заданному образцу с учетом  ситуативной закрепленности элементов речи, соблюдая нормы произношения и интонацию

Рассказывать о событиях, действиях, впечатлениях, предпочтениях, соблюдая нормы произношения и интонацию

Обобщать и кратко излагать содержание прочитанного/услышанного текста, соблюдая нормы произношения и интонацию (м)

Выписывать из текста слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой коммуникативной задачей

Составлять короткие сообщения из отдельных слов и словосочетаний, используя коннекторы

В письменной форме с помощью вопросов детализировать понимание отдельных фрагментов текста (м)

Формулировать короткое письменное сообщение с изложением своих планов/ перспектив, используя словари и соблюдая нормы орфографии и пунктуации

Рассказывать в письменной форме о каком-либо событии из повседневной/ школьной/ личной жизни, используя словари и соблюдая нормы орфографии и пунктуации

Формулировать в письменной форме свое отношение к описанному событию/ происшествию, используя словари и соблюдая нормы орфографии и пунктуации (м)

Создавать проектные, творческие работы по заданной теме по предложенному плану (м)

Создавать проектные, творческие работы по предложенной теме по самостоятельно составленному плану (м)

Создавать проектные, творческие работы по собственному замыслу (м)

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

Музей изобразительных искусств. Музей Транспорта Москвы:

Городские проекты:

https://clck.ru/iZLiN 

Парк «Зарядье»:

https://www.zaryadyepark.ru 

ВДНХ:

https://vdnh.ru 

Центральный музей Великой отечественной войны:

https://victorymuseum.ru 

Государственный музей обороны Москвы:

http://gmom.ru 

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий темы «Мир современных профессий»,

ЭУП «Урок в Москве. Французский язык», Сценарий урока «Знаменитые выпускники», ID 695617:https://clck.ru/rg5Bf

 Сценарий темы «La fête de Noël en France», ID 1075002:

https://clck.ru/rg2Rj

3.Тематическое планирование

№ п\п

Раздел (тема)

Количество часов

Введение

1

Общий замысел проектно-исследовательской работы

1

Этапы работы над проектом или исследованием

3

Консультации для школьников (по запросу) по вопросу первых шагов реализации проекта или исследования

8

Реализация замысла проектно-исследовательской работы

6

Общий план работы

4

Оформление результатов

4

Анализ сделанного

1

Презентация и защита

6

Всего:

34

4.Перечень зачетных  работ

Паспорт проекта

ноябрь

Презентация идеи проекта

декабрь

Представление текста работы

январь

Презентация проекта

февраль

Защита проекта на школьной конференции

Февраль-март

Самоанализ работы

Апрель

5.Интеграция рабочей программы с планом воспитательной работы школы

Раздел РП (тема)

Мероприятия и события из плана воспитательной работы школы

месяц

примечание

Введение. Общий смысл проекта

Международный день грамотности. Викторина по русскому языку « Великий и могучий русский язык»

Турслет

сентябрь

Конкурс оформления пословиц, статья

Гипотеза .Пути реализации

Международный день школьных библиотек

октябрь

История первой публичной библиотеки

Создание Проекта

День словаря. Викторины. Интеллектуальный марафон. День преподавателя французского языка

ноябрь

Конкурсы и поздравления

Индивидуальные консультации

Рождественские посиделки. Рождественские колядки

Декабрь

Конкурсы

Подготовка к защите

Международный день родного языка .

Научно-практическая конференция

февраль

Написание  проектных работ для участия в городских конкурсах

Защита проектов

« Виват, французский»  Научно-практические городские конференции

март

Праздник, защита проектов

Защита проектов

Международный день детской книги

апрель

Зашита проектов, создание брошюр

Подведение итогов

Дню Победы посвящается  

май

Конкурс письменных работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...