Рабочая Программа
рабочая программа по французскому языку (5, 9 класс)
Рабочая Программа Внеурочной деятельности " Проектно-исследовательская деятельность "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ooo_vud_pid_parfenova_l.n.docx | 47.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ « ШКОЛА № 1286»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Проектная и исследовательская деятельность»
34 часа
6 , 9 класс
Составитель:
Парфенова Любовь Николаевна,
учитель высшей квалификационной категории
Москва, 2023
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Важность реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Программа востребована в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к предметам гуманитарного цикла и к гуманитарной сфере жизни общества в целом — культуре, межличностным отношениям, социальной солидарности, заботе о людях и т п. Являясь значимым подспорьем в реализации их индивидуальных интересов и потребностей, программа позволит им реализовать себя в привлекательной для них деятельности Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или проектом Этот опыт будет необходим ему в старшей школе, вузе и , в перспективе , во взрослой самостоятельной жизни Программа позволяет школьнику более глубоко изучить интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир: Программа развивает:
А) навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату;
Б) навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих творческих профессий;
В) навык уважительного отношения к чужим взглядам и иде- ям, оформленным в работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной собственности;
Г) навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;
Д) навык работы со специализированными компьютерными про- граммами, техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки= .
Варианты реализации Программы и формы проведения занятий
Программа курса рассчитана на 34 ч, в рамках которых предусмотрены такие формы занятий, как беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога, конкурс, итоговая научно-практическая конференция
- Содержание курса
- Введение -1 час
Индивидуальные взгляды, интересы, увлечения школьника как основа выбора направления проектно-исследовательской деятельности, повышающая вероятность ее успеха.
Примеры исследовательских проблем в гуманитарной сфере.
Общий замысел проектно-исследовательской работы 2 час
- Этапы работы над проектом или исследованием: -3 час
Выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы формулировка цели и задач, разработка гипотезы (для исследовательских работ)или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), решение поставленных задач, формулирование выводов о полученных результатах, итоговое оформление текста с описанием проведенного исследования или реализованного проекта, защита работы.
Задачи как отражение этапов предстоящей работы, как преодолеваемые препятствия на пути к достижению цели.
- Консультации для школьников (по запросу) по вопросу первых шагов реализации проекта или исследования. -8 час
Реализация замысла проектно-исследовательской работы (14 ч)
- Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа школьника над решением поставленных задач; совместный анализ во время индивидуальных Обратная связь от целевой аудитории в ходе реализации проекта и после его окончания. .Анализ разработанности проблемы в научной литературе как важная часть настоящего исследования. Этика исследователя. Плагиат и цитирование высказываний других авторов. Правила оформления ссылок на использованную литературу. Эксперимент. Особенности проведения эксперимента в гуманитарной сфере, этика экспериментатора.
- Оформление результатов. Гуманитарное исследование как авторское видение изучаемого объекта или явления, представленное в его описательной модели. 10 час
Структура и правила оформления текста описания проектной или исследовательской работы: тема, актуальность, цель, задачи, гипотеза (для исследовательских работ) или описание предполагаемых свойств создаваемого продукта (для проектных работ), описание (возможно, разбитое на параграфы) процесса решения поставленных задач, заключение с формулированием выводов о полученных результатах, список использованной литературы (для исследовательских работ) .
- Анализ сделанного. Описание проделанной проектной или исследовательской работы как способ самоанализа и возможность передать другим людям свои опыт и знание.
- Презентация и защита работ
Планируемые результаты освоения курса
В сфере гражданского воспитания:
- готовность к разнообразной совместной деятельности в рам- ках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школь- ном самоуправлении;
- готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами пользуется школьник во время проведения исследования или с которыми он вступает во взаимодействие во время реализации проекта;
- активное участие посредством реализации социально ориентированных исследований или проектов в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.
В сфере патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
- ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев — историков, психологов, социологов, педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально- этических принципов в деятельности исследователя;
- готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе проектно-исследовательской деятельности, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований и важнейшего ориентира для проектных работ;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с реализуемым школьником социальным проектом или публичной защитой собственного исследования, осмысляя собственный опыт проектно-исследовательской деятельности и выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего.
В сфере трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических за дач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность в рамках реализуемых индивидуальных или групповых проектов;
- интерес к практическому изучению профессий и труда раз личного рода, в том числе на основе применения знания, полученного в ходе исследования
В сфере экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
В сфере понимания ценности научного познания:
- ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия .
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности через практическую проектную и исследовательскую деятельность (в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других);
- навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, формулировать собственные исследовательские или проектные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
- умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий .
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной учебно-исследовательской или учебно-проектной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; использовать вопросы как исследовательский инструмент;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану исследование по установлению особенностей объекта изучения, при- чинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинаци ями;
- оценивать надежность информации; эффективно систематизировать информацию
Овладение универсальными коммуникативными действи ями
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной проектной или исследовательской работы при решении конкретной практической или научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, планировать организацию совместной работы, определять собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
- выполнять свою часть групповой проектной или исследовательской работы, достигать качественного результата по свое- му направлению и координировать собственные действия с дру гими членами команды;
- оценивать качество собственного вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия
Овладение универсальными регулятивными действиями
- владеть приемами самоорганизации при осуществлении исследовательской и проектной работы (выявление проблемы, требующей решения);
- составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля — осуществлять самоконроль, рефлексию и самооценку полученных результатов исследовательской или проектной работы;
- вносить коррективы в работу с учетом выявленных ошибок, возникших трудностей
Предметные результаты
Участие в исследовательской, проектной деятельности предметного и межпредметного характера с использованием ино- язычных материалов;
- использование иноязычных словарей и справочников, в том числе информационно-справочных систем в электронной форме
- умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
- приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности
Уровни предполагаемых результатов
Предметные и метапредметные результаты (м) | Личностные результаты | ||
Начальный | Повышенный | Высокий | |
Понимать в ходе общения простые высказывания собеседника в рамках знакомой темы/ситуации | Понимать основное содержание аудио- и видеотекстов, используя языковую догадку (м) | Соотносить информацию, полученную в визуальном и аудиальном виде (м) | Осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого. Активное участие в жизни организации; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках Организации) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая группы, сформированные по профессиональной деятельности
|
Распознавать на слух в разговоре с собеседником даты, место, время, количество | Извлекать интересующую информацию в аудио- и видеотекстах при наличии незнакомых слов и грамматических конструкций (м) | Обобщать представляющую интерес прозвучавшую информацию (м) | |
Распознавать на слух инструкции, указания, вопросы, просьбы | Отделять в аудио- и видеотекстах существенную информацию от несущественной и игнорировать неизвестный языковой материал (м) | Детально понимать содержание аудио- и/или видеотекста и определять его индивидуальную значимость (м) | |
Прогнозировать содержание текста на основе заголовка, иллюстративного ряда, ключевых слов в несложных аутентичных прагматических и художественных текстах (сказки, рассказы, сообщения и др.) (м) | Понимать основное содержание несложных аутентичных прагматических и художественных текстов (сказки, рассказы, сообщения и др.), используя языковую догадку (м) | Обобщать содержание текстов разных жанров и форматов (сказки, рассказы, сообщения и др.) и делать выводы) (м) | |
Находить и понимать отдельные элементы в несложных аутентичных прагматических и художественных текстах (сказки, рассказы, сообщения и др.) | Извлекать необходимую информацию из несложных аутентичных прагматических и художественных текстов (сказки, рассказы, сообщения и др.) (м) | Оценивать найденную в коротких сообщениях, сказках, сообщениях и др. информацию с точки зрения её значимости для решения коммуникативной задачи (м) | |
Полно и точно понимать содержание несложных аутентичных текстов (сказки, рассказы, сообщения и др.), используя иноязычные словари | Отличать в несложных аутентичных текстах прагматического характера (сказки, рассказы, сообщения и др.) существенную информацию от несущественной (м) | Устанавливать причинно-следственные связи в несложных аутентичных текстах прагматического характера (сказки, рассказы, сообщения и др.) (м) | |
Запрашивать и предоставлять информацию с опорой на образец с учетом социокультурных и ситуативных особенностей коммуникации, соблюдая нормы произношения и интонацию | Выражать отношение, комментировать высказывание собеседника, соблюдая нормы произношения и интонацию (м) | Сопоставлять свои суждения с суждениями других участников беседы, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, соблюдая нормы произношения и интонацию (м) | |
Формулировать простые высказывания по заданному образцу с учетом ситуативной закрепленности элементов речи, соблюдая нормы произношения и интонацию | Рассказывать о событиях, действиях, впечатлениях, предпочтениях, соблюдая нормы произношения и интонацию | Обобщать и кратко излагать содержание прочитанного/услышанного текста, соблюдая нормы произношения и интонацию (м) | |
Выписывать из текста слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой коммуникативной задачей | Составлять короткие сообщения из отдельных слов и словосочетаний, используя коннекторы | В письменной форме с помощью вопросов детализировать понимание отдельных фрагментов текста (м) | |
Формулировать короткое письменное сообщение с изложением своих планов/ перспектив, используя словари и соблюдая нормы орфографии и пунктуации | Рассказывать в письменной форме о каком-либо событии из повседневной/ школьной/ личной жизни, используя словари и соблюдая нормы орфографии и пунктуации | Формулировать в письменной форме свое отношение к описанному событию/ происшествию, используя словари и соблюдая нормы орфографии и пунктуации (м) | |
Создавать проектные, творческие работы по заданной теме по предложенному плану (м) | Создавать проектные, творческие работы по предложенной теме по самостоятельно составленному плану (м) | Создавать проектные, творческие работы по собственному замыслу (м) | |
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны | Музей изобразительных искусств. Музей Транспорта Москвы: Городские проекты: Парк «Зарядье»: ВДНХ: Центральный музей Великой отечественной войны: Государственный музей обороны Москвы: | ||
Цифровые ресурсы МЭШ | Сценарий темы «Мир современных профессий», ЭУП «Урок в Москве. Французский язык», Сценарий урока «Знаменитые выпускники», ID 695617:https://clck.ru/rg5Bf Сценарий темы «La fête de Noël en France», ID 1075002: |
3.Тематическое планирование
№ п\п | Раздел (тема) | Количество часов |
Введение | 1 | |
Общий замысел проектно-исследовательской работы | 1 | |
Этапы работы над проектом или исследованием | 3 | |
Консультации для школьников (по запросу) по вопросу первых шагов реализации проекта или исследования | 8 | |
Реализация замысла проектно-исследовательской работы | 6 | |
Общий план работы | 4 | |
Оформление результатов | 4 | |
Анализ сделанного | 1 | |
Презентация и защита | 6 | |
Всего: | 34 |
4.Перечень зачетных работ
Паспорт проекта | ноябрь |
Презентация идеи проекта | декабрь |
Представление текста работы | январь |
Презентация проекта | февраль |
Защита проекта на школьной конференции | Февраль-март |
Самоанализ работы | Апрель |
5.Интеграция рабочей программы с планом воспитательной работы школы
Раздел РП (тема) | Мероприятия и события из плана воспитательной работы школы | месяц | примечание |
Введение. Общий смысл проекта | Международный день грамотности. Викторина по русскому языку « Великий и могучий русский язык» Турслет | сентябрь | Конкурс оформления пословиц, статья |
Гипотеза .Пути реализации | Международный день школьных библиотек | октябрь | История первой публичной библиотеки |
Создание Проекта | День словаря. Викторины. Интеллектуальный марафон. День преподавателя французского языка | ноябрь | Конкурсы и поздравления |
Индивидуальные консультации | Рождественские посиделки. Рождественские колядки | Декабрь | Конкурсы |
Подготовка к защите | Международный день родного языка . Научно-практическая конференция | февраль | Написание проектных работ для участия в городских конкурсах |
Защита проектов | « Виват, французский» Научно-практические городские конференции | март | Праздник, защита проектов |
Защита проектов | Международный день детской книги | апрель | Зашита проектов, создание брошюр |
Подведение итогов | Дню Победы посвящается | май | Конкурс письменных работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...