Статья "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
статья по французскому языку на тему

Лопатина Надежда Ивановна

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)- это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 271_lopatina_n.i._spb.gimnaz._konf._master-klass_statya.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                  Лопатина Н.И.

Учитель французского языка,

   почетный работник общего образования РФ,

ГБОУ гимназия №271 Санкт-Петербурга

                                     

                                 Интерактивная технология:

                    «Развитие критического мышления через 

                                    чтение и письмо» (РКМЧП).

    Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)- это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Ее основными целями являются: развитие базовых качеств личности, формирование культуры чтения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.  И прежде всего развитие аналитического критического мышления, которое является одним из видов интеллектуальной деятельности человека, характеризующимся высоким уровнем восприятия, понимания и объективности подхода к окружающему его информационному полю. Следует отметить, что данная технология надпредметная, проникающая, т.е. применима в любых программе и предмете.

Ученик - главное действующее лицо на уроке. Роль учителя - координирующая и направляющая. Тексту отводится приоритетная роль (чтение, пересказ, анализ, интерпретация, дискуссия, сочинение). Работа ведется в парах и группах. Технология РКМЧП включает три этапа: «вызов», «осмысление», «рефлексия». [1]

Организацию урока французского языка с применением данной технологии можно проследить на примере работы с отрывком из произведения французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький Принц».

 Первый этап урока – «вызов». Определяются цели изучения материала, активизируются уже имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме путем постановки проблемного вопроса. На экране иллюстрация, представляющая Маленького Принца и Лиса, а также вопрос: «Lamitié cest le bien ou le mal? Et qu’est-ce que c’est apprivoiser ?» Учебная группа делится на две команды. Членам каждой команды присваиваются номера   1, 2, 3, 4 и т. д. Обе команды получают текст - диалог Маленького Принца с Лисом, разделенный на части по количеству членов команды. Учащиеся получают пояснение: участник под №1 каждой команды читает первую часть текста, №2-вторую часть и т. д.

Второй этап урока – «осмысление». Начинается работа ученика с текстом: а) прочитать  текст (каждый ученик читает свою часть); b) передать содержание своей части всем членам команды; с) учащимся с одноименными  номерами найти своего партнера; d) перечитать текст (каждая пара свой отрывок) и найти выражения, относящиеся к теме дружба: créer des liens,avoir besoin de qn, être unique pour qn, être ensoleillé, être patient, être heureux,découvrir le prix du bonheur; е) вновь объединиться в команды с целью ознакомления своих партнеров с новой лексикой.

Третий этап урока – «рефлексия». Это этап размышления, формирования личностного отношения к тексту с целью ответа на проблемный вопрос: «Дружба - это хорошо или плохо?» и объяснения значения глагола «приручить».  На данном этапе выполняются следующие задания: упражнение с пробелами -  подстановка лексики в текст песни «Аррrivoise-moi!» из музыкального спектакля «Le Petit Prince», составление предложений с выражениями «словаря дружбы», ответы на проблемный вопрос.

 В конце урока учащимися при помощи учителя проводится обобщение того, что они узнали в процессе работы, подводятся итоги урока с высказыванием собственного отношения к данному виду работы.                        

Логичным завершением данного урока является письменное домашнее задание -  Напишите о своем друге. Как вы с ним познакомились? Чем вы любите заниматься вместе? Цените ли вы вашу дружбу и почему?

 В заключение хочется подчеркнуть, что технология РКМЧП помогает научить школьников выделять причинно - следственные связи, отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом. С ее помощью формируется новый стиль мышления и в процессе обучения создается свое собственное знание.

Литература

  1. Г.К. Селевко Энциклопедия образовательных технологий Том 1, Москва НИИ школьных технологий 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...