Трудные дети: социально-педагогическая характеристика, особенности воспитания и обучения в образовательных учреждениях"
статья по теме
Трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и правил, препятствуя их полноценному воспитанию. Они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям, не умеют строить отношения со сверстниками и педагогами, проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_trudnye_deti.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудные дети: социально-педагогическая характеристика, особенности воспитания и обучения в образовательных учреждениях.
Трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и правил, препятствуя их полноценному воспитанию. Они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям, не умеют строить отношения со сверстниками и педагогами, проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям. Трудные дети (трудный ребенок) – это дети(ребенок), которые по различным причинам создают(создает) педагогу беспокойство, трудности в работе с ними(с ним), в том числе и в учебно-воспитательной.
В зависимости от видов отклонений наиболее характерными категориями трудных детей выступают:
- Дети с психическими, соматическими, физическими и другими отклонениями, требующими специальных методик развития, воспитания и обучения (дети-инвалиды, дети с ОВЗ, дети склонные к нарушениям вследствие нервно-психических отклонений);
- Дети с педагогическими социальными отклонениями вследствие ошибок упущений в развитии и воспитании ребенка в семье или в образовательном учреждении (педагогически запущенные дети, социально неблагополучные дети);
- Трудновоспитуемые дети;
Типичными причинами (факторы) формирования детей, трудных в воспитательном отношении являются:
- Наследственные
- Приобретенные с рождения своеобразия (недоношенность, своеобразие развития и функционирования органов)
- Приобретенное в раннем возрасте (передачи болезни от матери и особенностей их протекания, травмы, бытовых условий)
- Обусловленные неумением родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка (гиперактивность и гипоактивность, одаренность, повышенная восприимчивость, ЗПР, состояние дезадаптации)
- Обусловленные воспитанием без учета индивидуальных особенностей ребенка
- Обусловленные проблемами семьи, отразившимися на воспитании ребенка (нежданный ребенок, неполная семья, агрессивность семейного быта, самоустранение родителей от воспитания ребенка, отсутствие единых требований, дисциплины)
- Обусловленные влиянием улицы в широком смысле слова, со всеми ее житейскими сторонами (отрицательными примерами, новые знакомые не лучшего поведения и т.д)
Но все же существуют некоторые пути преодоления трудновоспитуемости:
- Ликвидация второгодничества, формирование положительных мотивов и стимулов обучения, воспитания интереса к знаниям, любви к школе:
- Установить причины второгодничества и пробелы в знаниях;
- Нужна постоянная диагностика учебной деятельности;
- Регулярная внеурочная работа с неуспешными учениками;
- Тактичность, внимание, бережное отношение к любой самостоятельной мысли неуспешного ученика, поощрение
- Организация надзора – проблема общешкольная и общественная. Реализуется система мер, чтобы усилить воспитательное влияние окружающей среды и взять под контроль стихийное воздействие:
- Подготовить к работе воспитательный актив общественности
- Определить структуру, функции и программу различных типов учреждений общественного воспитания (детские библиотеки, спортивные комплексы, секции по интересам и т.д.)
- Согласовать воспитательную работу в школе с деятельностью специальных организаций по работе с трудными детьми
- Направить усилия педагогического коллектива на изучение воспитательных возможностей окружающей социальной сферы на диагностику воздействия «улицы» и одновременно усилить управление свободным временем детей.
- Усиление влияния семьи.
Исходя из изложенного, в заключении педагогам или родителям, ниже прописаны рекомендации по работе с трудновоспитуемыми детьми:
- В работе с каждым ребенком искать свой подход и методы воздействия с учетом его особенностей;
- Проявлять заботу, уважение и любовь к ним. Многие из них обделены этим и нуждаются в любви близких людей, прежде всего родителей, учителей и т.д.;
- Говорить с трудным ребенком в соответствии с его возрастом, подчеркивая его взрослость;
- Уважать мнение ребенка, его взгляды, даже если они ошибочны, постепенно стараясь переубедить;
- Как подчеркивал А.С. Макаренко, необходимо забывать плохое, упущение и проступки ребенка сразу, учиться прощать. Не допускать угроз по отношению к такому ребенку;
- Верить в лучшее в ребенке. Уметь видеть в нем положительное, опираться на него;
- Нельзя добиваться от трудного ребенка обещаний, которые он не сможет выполнить, также в отношении родителей и педагогов тоже;
- Не лицемерить
- Критиковать можно плохой поступок, действие, а не личность;
- Поддерживать усилия ребенка по самовоспитанию и перевоспитанию. Создавать позитивные ситуации развития и включать в них трудных детей, стимулируя их само проявление;
- Там, где есть возможность, активно использовать возможности коллектива в работе с трудным, вовлекая в его в активное участие , наиболее полное и целесообразное само проявление.
Используемая литература:
- Гонеев А.Д. Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие – 4 изд., стер – М.:»Академия», 2007.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у трудных детей: учеб. пособие – 4 изд., стер. – М.: «Академия», 2006
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник 5 изд.,перераб. и доп – М.: Издательство Юрайт, 2011
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учеб. Пособие – 7 изд., Академический проект, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.Михайлова М.В. Заведующая отделением АФК Педагогического колледжа №18 «Митино», преподаватель Ч...
Особенности коммуникаций в поликультурном пространстве образовательного учреждения
Статья посвящена межкультурным коммуникациям в образовательной среде современной России. Состояние межэтнических отношений в школе является зеркальным отображением ситуации в обществе. Как и в л...
Внедрение технологий гендерного воспитания в педагогический процесс образовательных учреждений
Семья как ячейка общества теряет свою значимость, ценность, становится невыгодной экономически, отягощающей. Общая напряженность приводит к хронической усталости, стрессам....
Формы и методы гражданско – патриотического воспитания кадет в условиях образовательного учреждения пансионного типа.
Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень ...
«Реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий физического воспитания в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении СОШ№10 Елабужского муниципального района»
в автореферате показана работа коллектива "СОШ №10" города Елабуги по применениюздоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий физического воспитания....
"Особенности организации методической работы в образовательном учреждении".
В статье представлена информация о различных подходах к организации методической работы в образовательном учреждении....