Обучение чтению на иностранном языке учащихся средней школы
статья по теме

Остапенко Ирина Николаевна

Обучение чтению на иностранном языке учащихся средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_na_inostrannom_yazyke_shkolnikov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №133

 с углубленным изучением иностранных языков

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Обучение чтению на иностранном языке учащихся средней школы.

     

                                                   

                                                             

учитель французского языка

                                                                                                       Остапенко Ирина Николаевна

Санкт-Петербург

2015

Технология обучения чтению

на начальном этапе средней школы

       Чтение можно рассматривать с разных точек зрения – как психологический процесс, как процесс речевого общения, как речевая деятельность, как речевое умение, как речевое действие. Научиться читать можно довольно быстро и легко, чем говорить на этом языке.

       Обучение чтению – важная задача, стоящая перед школой.

       Чтение как извлечение информации из текста недооценивается при обучении иностранному языку в школе. Преобладают задания в чтении вслух, а чтение вслух, имея коммуникативную задачу, связанную с передачей информации, может способствовать в основном развитию техники чтения, а не в полной мере обучению чтению как вида речевой деятельности.

        Второй причиной не очень высокого результата обучения чтению называют недостаточную разработанность самой методики его развития.

       Из практики обучения известно, что труднее всего усваиваются и узнаются буквы, сходные с буквами родного языка. Очень часто учащиеся читают неправильно заглавные латинские буквы: H, P, C строчные -  g, p, d, b, c, m.

     Исходя из важности данной проблемы, я выбрала ее темой моего исследования.

     Целью моего исследования является разработка системы упражнений по обучению чтению на начальном этапе. Для достижения поставленной цели мне потребовалось решить следующие задачи:

  1. – рассмотреть виды чтения, являющиеся целью в средней школе;
  2. – рассмотреть принципы обучения чтению;
  3. – изучить работу над техникой чтения;
  4. – разработать упражнения по обучению чтению на начальном этапе.

    В процессе работы я использовала следующие методы исследования:

  • анализ литературы по методике преподавания иностранного языка;
  • опытная проверка.  

Методика обучения чтению на иностранном языке в средней школе

    В самое последнее время чтение, которому раньше мало придавалось значения в системе преподавания французского языка в нашей стране, стало постепенно одним из важных аспектов обучения, и методисты начали осознавать, что чтение не только одно из средство обучения – источник поступления новых слов в словарный запас ученика, но и отправная точка для разнообразных высказываний диалогического и монологического характера.

      Чтение стало восприниматься и как одна из основных целей обучения – источник получения новой интеллектуальной и эстетической информации.

Чтение – это наиболее реальная форма использования приобретенной в средней школе языковой компетенции. Ученик будет читать по – французски только в том случае, если это для него нетрудное занятие (иначе говоря, если у него достаточно развита техника чтения) и если это занятие интересно ему, доставляет ему удовольствие. А прийти к такому результату можно, лишь добиваясь его продуманно и планомерно с самого начала обучения иностранному языку.

        Механизмы чтения на родном и на иностранном языке в чем-то сходны, а в чем-то расходятся. Человек, бегло читающий на родном языке, не читает каждое слово с начала до конца, он его угадывает по нескольким буквам. Угадывание знакомых слов происходит и при чтении текста на иностранном языке.

       Как я начинаю учить читать?

       На первом уроке детям я даю весь французский алфавит в печатной форме. Начиная со второго урока, я показываю детям отдельные плакатики, на каждом из которых написано крупно одно из введенных раньше слов или выражений. Я произношу какое-нибудь слово, а ученики должны отыскать плакатики с этим словом. Они, конечно, не читают слов, они угадывают их по первой букве, по длине слова. Плакатики предъявляются повторно на последующих уроках, к ним добавляются все новые и новые.

      Дети привыкают к графическому облику слова и без труда находят нужный плакатик или, наоборот, произносят слово, написанное на плакатике, на который молча указывает учитель. Этот этап называют «квазичтением». Дальше я перехожу к настоящему, осознанному чтению, постепенно я объясняю ученикам правила чтения, которые действуют в тексте первых микродиалогов. Переход от «квазичтения» к чтению происходит довольно быстро: тут подключаются и помогают механизмы, усвоенные при обучении чтению на родном языке.

Виды чтения, являющиеся целью обучения в средней школе

К основным видам чтения, являющимися целью обучения в средней школе относятся:

  • изучающее чтение (чтение с извлечением полной информации из текста)
  • ознакомительное чтение (чтение с охватом основного содержания)
  • просмотровое чтение
  • поисковое чтение

     При работе над чтением как видом речевой деятельности в течение первого года обучения учитель призван решать следующие задачи: сформировать у школьников технику чтения вслух с непосредственным пониманием прочитанного.

     Авторы учебно-методического комплекса по французскому языку на первой ступени обучения разработали систему последовательных упражнений по обучению чтению вслух и предложили большое и разнообразное количество этих упражнений. Эта система включает работу большого диапазона: от знакомства с буквами алфавита и их озвучивания до чтения текстов.

     Возможно, выделить две ступени в обучении чтению.

     На первой ступени обучение целиком проводится в классе; это чтение понимание прочитанного. Это коммуникативные задания, индивидуальное чтение вслух, чтение шепотом, чтение про себя с внутренним проговариванием читаемого. После этого учащиеся прослушивают запись одного из упражнений, над которым уже работали и которое будет дано в качестве домашнего задания для прочтения его на скорость.

       Все упражнения и тексты построены на знакомом материале, освоенном учащимися в устной речи. Поэтому на начальном этапе обучения (до чтения текстов) основное внимание уделяется отработке технике чтения, что в свою очередь является подготовительным этапом к работе над чтением как видом речевой деятельности. Работа над техникой чтения – это вторая ступень обучения чтению.

        Начальная работа проводится частично на первой ступени (коммуникативные задания и прослушивание грамзаписи).

       На второй ступени отрабатывается  произношение отдельных звуков, слов, словосочетаний; прослушиванием упражнения в грамзаписи; выборочно проводятся индивидуальное чтение по цепочке, и, наконец, последнее – контрольное индивидуальное чтение на скорость.

       Данные виды работы над чтением обусловлены необходимостью осуществления контроля за техникой чтения. Существует определенная разница в проведении контроля за техникой чтения с непосредственным пониманием прочитанного.

        Первая ступень работы (чтение с непосредственным пониманием прочитанного) проводится на уроке в соответствии с планированием. Вторая ступень (работа над техникой чтения и ее контроль) проводится после работы над фонетикой, в начале урока, при этом в работу над фонетикой включаются звуки и слова из контрольного упражнения.

       Следует отметить, как важно заинтересовать детей данным видом деятельности. Поощрение, соревнование, конкурс, обязательный опрос каждого ученика, чтение на скорость – все это способствует поддержанию интереса школьника к работе над техникой чтения.

       Чтение на скорость имеет ряд достоинств: экономит время урока и способствует развитию скорости чтения. При работе над чтением рекомендуется учащимся читать упражнения, отмечая затраченное время. В классе при контроле техники чтения обязательно учитывается скорость чтения каждого ученика.

       Обязательным условием работы над техникой чтения является правильное интонирование, произношение.

Специфика обучения чтению на начальном этапе

      Специфика обучения чтению требует использования чтения вслух во всех упражнениях, связанных с работой над техникой чтения.

     Как вид речевой деятельности чтение имеет свои специфические коммуникативные задачи, которые должны решаться в первую очередь, когда объектом работы является обучение чтению. Такой коммуникативной задачей при чтении является понимание читаемого. Из этого положения вытекают следующие важные для организации работы выводы:

  1. Предварительная устная работа не должна затрагивать содержания текста, с ним учащиеся должны знакомиться в процессе чтения.
  2. По окончании чтения текста объектом контроля должно быть его понимание. При этом проверка понимания должна быть организована так, чтобы она не разрушала в процессе чтения необходимых навыков.
  3. Посколько учащиеся должны научиться понимать текст самостоятельно, то первое чтение текста должно осуществляться самими учащимися.
  4. Нецелесообразно многократное чтение одного и того же текста, так как если содержание текста понятно, то чтение лишается своей коммуникативной ценности и превращается в упражнение.

Повторное чтение текста оправдано, если оно направлено на уточнение понимания, т.е. если коммуникативная задача видоизменяется.

       Учитель каждый раз напоминает о том, чтобы учащиеся читали быстро, хотя никаких специальных ограничений во времени делать не следует.

       Предварительные вопросы сохраняются до конца работы над текстом. Проверка понимания не должна ограничиваться только отвечали на эти вопросы. Повторное чтение не только ускорит темп, но и уточнит понимание. Вопросы может задавать кто-либо из более сильных учащихся, на которые другие учащиеся отвечают. Особенно следует поощрить ответ своими словами.

       Не рекомендуется использовать в качестве приема проверки понимание текста его перевод, даже выборочный. Тексты просты по своему содержанию, в них нет предложений, которые учащиеся не могли бы понять.

Выводы:

   Для организации работы над чтением учитель должен решить следующие задачи:

  1. Проанализировать все упражнения для чтения и сделать отбор.

  1. Организовать систематическую работу над развитием скорости чтения у школьников.

  1. Определить ступени работы над чтением и его контролем в структуре каждого урока.

  1. Разработать у учащихся навыки самостоятельной работы над чтением.

  1. Вызвать интерес у ребят к технике чтения.

  1. Разработать и рекомендовать учащимся определенную схему – памятку работы над чтением как видом домашнего задания.

  1. Провести определенную разъяснительную работу с родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе

Введение Цели обучения иностранному языку, поставленные для младших школьников Психологические особенности младших школьников и формирование навыков и умений в чтении на основе их Педагог...

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе

Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку....

Методика обучения чтению на английском языке в средней школе

Методическая разработка по теме: "Методика обучения чтению на английском языке в средней школе"...

«Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе»

Одним из возможных эффективных путей повышения качества преподавания иностранного языка в начальной школе является разработка таких учебных материалов, которые соответствуют возрастным особенностям и ...

Обучение аудированию на иностранном языке в средней школе

     Обучению аудированию в методике преподавания иностранных языков придавалось большое значение, так как восриятие иноязычной речи на слух – процесс сложный, требующий от...