Бинарный урок на тему: "Французский шансон и его проявление в современной музыкальной культуре"
план-конспект урока по французскому языку (7 класс) по теме

Кошель (Петрова) Анна Ильинична

Интегрированный (бинарный) урок французского языка и музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnyy_urok_muzyka_i_frants.doc76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Французский шансон и его проявление в современной музыкальной культуре.

 (Интегрированный (бинарный) урок французского языка и музыки)

Дата проведения: декабрь 2013 г.

Класс: 7 «А».

Учителя: Дмитриева Ирина Серафимовна (французский язык), Петрова Анна Ильинична(французский язык), Стоцкий Евгений Евгеньевич (музыка)

Тип урока – получение новых знаний по страноведению и музыке

Цель урока – формирование у обучающихся представления о музыкальном жанре - шансоне

Задачи урока:

Обучающие:

1) формировать представление о шансоне и его месте в культуре Франции и мира

2) организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению полученных знаний в ходе выполнения практических заданий (по группам)

Развивающие:

  1. содействовать развитию монологической речи на французском языке;
  2. способствовать развитию навыков употребления полученных знаний при выполнении заданий по теме;
  3. развитие навыков аудирования, умения слушать и извлекать информацию из прослушанного.

Воспитательные:

1)способствовать воспитанию бережного отношения к культуре страны                   изучаемого языка, формированию музыкального вкуса;

2)способствовать развитию умения работать в группе: уважать мнение высказывающегося; оказывать взаимопомощь, взаимоподдержку;

3)содействовать развитию рефлексивной культуры.

Виды учебной деятельности:

Рецептивная: восприятие нового материала.

Репродуктивная: ответы на вопросы учителя по изученной теме, исполнение песен предложенного жанра.

Продуктивная (творческая): работа над презентацией; словарная работа; работа по анализу сообщений и составлению на основе этого вопросов..

Исследовательская: поиск материалов по теме и подготовка на основе этого презентаций.

Игровая: лингвистическое лото.

Используемые технологии:

1. ИКТ.

2. Здоровьесберегающие.

3. Проблемного обучения.

4. Поисковая.

5. Аналитического мышления.

6. Игровая.

7. Дифференцированного обучения.

Оборудование:

1. Мультимедийная установка.

2. План-карта урока.

3. Компьютерная презентация.

Раздаточный материал:

  1. Карточки лингвистического лото;
  2. Карточки с положениями для рефлексии;
  3. Оценочные карточки.

Оформление доски:

1. Тема урока, эпиграф

2. Таблица достижений групп

План урока:

I. Организационный этап (1 мин).

II. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новой темы (2 мин)

III. Наблюдение за языковым материалом. Создание интриги урока. Целеполагание (5 мин)

IV. Усвоение новых знаний и способов действий (21 мин).

V. Закрепление (7 мин).

VI. Подведение итогов урока (2 мин).

VII. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин).

VIII. Этап задавания домашнего задания (2 мин).

I. Организационный этап

     1. Приветствие; Распределение учеников на группы по 5-6 человек (дети заранее готовят сообщения о шансонье)

II. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новой темы

Вступительное слово учителя музыки (Стоцкий Е.Е.) о музыкальных жанрах, их характерных чертах и представителях;

В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, содержание, форму и назначение. Чтобы лучше понять, что такое жанр, обратимся к живописи. Вы хорошо знаете, что если на картине изображён человек, эта картина называется ...  (дети – портрет). Если на полотне изображена природа – это...  (дети - пейзаж). Изображение фруктов, дичи называется ...  (дети – натюрморт). Портрет, пейзаж и натюрморт – жанры в живописи. В литературе это повесть, роман, рассказ, очерк.

А какие музыкальные жанры вы знаете?

III. Наблюдение за языковым материалом. Создание интриги урока. Целеполагание

Фронтальная работа по группам: вопросы от учителя музыки;

Вопросы:

  1. Назовите несколько вокальных жанров музыки. (Народная музыка, духовная музыка, песня, романс, вокализ, шансон и т.д.)
  2. Назовите несколько инструментальных жанров музыки. (Симфония, соната, сюита, прелюдия, фуга и т.д.)
  3. Назовите несколько вокально – инструментальных жанров музыки. (Кантата, опера, оперетта, мюзикл)
  4. Назовите несколько танцевальных жанров музыки. (Балет, вальс, мазурка, полонез и т.д.)

 Каждый из музыкальных жанров объединяет множество произведений.. Таким образом, жанр — это определенный тип музыкального произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число сочинений.

4. Лексическая работа: соотнесите музыкальные стили с музыкальными инструментами (работа выполняется на карточках, розданных группам, коллективно)

Le violon

La guitare

Le saxophone

Le synthétiseur

L’ accordéon

Le tambour

Le violoncelle

L’ harpe

La flûte

Le piano

La trompette

Le rock

Le jazz

La musique classique

La variété

Учитель: Итак, мы выяснили, какие музыкальные инструменты наиболее часто используются в разных музыкальных жанрах и, в частности, в шансоне. Что же это за жанр музыки – шансон?

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

  1. Информация о шансоне (определение, характерные черты, этапы развития, основные представители) – учитель музыки – Стоцкий Е.Е.

Ранний шансон развивался из одноголосных светских песен труверов. Первым значительным автором шансон был поэт и композитор XIV века Гийом де Машо. Следующее поколение композиторов происходило в основном из Бургундии (Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа), их шансон был в основном трёхголосным.

В середине XV века образовалась «парижская школа» шансон (К. де Сермизи и К. Жанекен).

В XV—XVI веках шансон стал актуален для зарубежных композиторов различных школ, в том числе ОкегемЖоскен, ВиллартРореЛассо и многие другие.

Жанр шансон использовали певцы французских кабаре в конце XIX века — первой половине XX века. Наиболее известными из них являются Аристид БрюанМистингетт. Из кабаре данная модификация шансона перешла во французскую эстрадную музыку XX века. Наряду с жанром кабаре в то же время во французской песне существовало направление «реалистической песни» (chanson réaliste), исполняемое исключительно женщинами. Самыми известными исполнительницами этого жанра были ДамиаФреэль и Эдит Пиаф

2. Исполнение песни

3. Классификация шансона (на французском языке) – учителя французского языка:

- классический и эстрадный шансон – Дмитриева И.С.

- новый и современный шансон – Петрова А.И.

Дмитриева И.С. – классический шансон

В 50-е годы прошлого века сформировались два основных направления франкоязычной песни. Классический шансон, где главное значение отдается содержанию, тексту песни, и автор, чаще всего исполняет свои песни сам. Самыми известными представителями этого направления стали: Эдит Пиаф, Шарль Трене, Морис Шевалье.

Петрова А.И. – новый шансон

Представители т.н. «нового шансона» (nouvelle chanson), или же «новой сцены» (nouvelle scène française) — это более молодое поколение франкоязычных эстрадных артистов. В своем творчестве они используют приемы легкой музыки, включая латиноамериканские и иные этнические ритмы.  Но по-прежнему продолжают очень требовательно относиться к текстам своих песен. Наиболее ярким представителем нового шансона является Шарль Азнавур.

Дмитриева И.С. – эстрадный шансон

Другим направлением французской песни является эстрадная песня, в которой снижены требования к поэтическому содержанию песен. Всемирно известны такие певцы как Ив  Монтан, Мирей Матье, Джо Дассен, Далида.

Петрова А.И. – современный шансон

В современной культуре шансоном называют популярную французскую музыку, которая сохраняет специфическую ритмику французского языка, отличаясь от песен, написанных под влиянием англоязычной музыки. Представители современного шансона все реже исполняют песни собственного сочинения, а к мелодической составляющей добавляются соул, латинские, африканские и кубинские ритмы. Наиболее известными представителями современного шансона являются – Карла Бруни, Патрисия Каас, Лара Фабиан и Изабель Жоффруа, больше известная под псевдонимом Zaz.

4. Презентации групп + интересный вопрос для каждой группы

1)Эдит Пиаф

2)Джо Дассен

3)Шарль Азнавур

4)Изабель Жоффруа

5. Заполнение анкеты по презентации (аудирование)

Remplissez les fiches:

Date de naissanse –

Métier –

Nationalité –

Instruent –

Style –

Débuts –

Chansons connues-

VI. Подведение итогов

Ученикам предлагается самостоятельно сформулировать выводы, рассказать, что нового они узнали из урока.

              V. Закрепление. 

 Исполнение песни современной шансонье Изабель Жоффруа ("Заз") – "Je veux" ("Я хочу")

(текст песни и перевод на слайде презентации)

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

Заполнение учащимися анкеты

Рефлексия

     

1.Сегодня на уроке я узнал

А)интересное

Б)нужное и полезное

В)не узнал ничего

2.Мне особенно запомнилось

А)исполнение песни

Б) повторение пройденного материала

В) изложение нового материала

г)знакомство с новыми музыкальными произведениями и их исполнителями

д) творческие задания

3. Благодаря уроку я теперь могу/хочу

А)рассказать о жизни и творчестве артистов на французском языке

Б)лучше исполнять и понимать песню

В)самостоятельно расширять кругозор по данной теме (узнавать о новых французских исполнителях и знакомиться с их творчеством)

4. На сегодняшнем уроке я был

А)равнодушным

Б) заинтересованным

В) активным

Критерии оценки:

0 баллов – низкий уровень

Слабо выраженный интерес к уроку и учебной деятельности

1 балл – средний уровень

Выражается в наличии интереса, но недостаточно выраженной мотивации к учебной деятельности

2 балла – высокий уровень

Ярко проявленный интерес к уроку и учебной деятельности

Баллы по вопросам теста

  1. А -1 ;Б - 2; В – 0
  2. А - 1; Б - 1; В - 1; Г – 2
  3. А - 1; Б - 1; В -2 ;
  4. А - 0; Б - 1; В -  2

VII. Домашнее задание (творческое):

      Сделать поэтический перевод песни Zaz «Je veux»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект бинарного урока: Французский шансон (французский язык и музыка) для 7-го класса

Текстовый материал бинарного урока по французскому языку и музыке в 7-ом классе. Урок получения новых знаний с возможностью не только расширения кругозора, но и тренировки монологической речи, произно...

Разработка уроков по теме "Французская литература Средних веков"

Предлагаемый материал является логическим сопровождением для работы с презентацией по данной теме....

Презентация к итоговому уроку по теме "Французская поэзия" 7 класс

Презентация к итоговому уроку по теме "Французская поэзия" 7 класс...

План урока, посвященного альтернативным направлениям современной музыкальной культуры

План урока, посвященный альтернативным направлениям музыкальной культуры середины 20 - начала 21 века....

Урок- проект. Тема: "Французские заимствования в русской кулинарии""

Урок - проект "Французские  лексические заимствования в русской кулинарии" можно использовать в работе учителя в старших классах  на уроках и во внеурочных занятиях. Данный урок- п...

Конспект урока на тему "Французская революция конца XVIII века"

Урок 44. Учебная дисциплина ОДБ. 04 ИСТОРИЯ. ТЕМА: Французская революция конца XVIII векаУрок изучения новых знаний...